Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Filosofia_otvetyпщ.docx
Скачиваний:
139
Добавлен:
17.03.2016
Размер:
219.3 Кб
Скачать

21.Рационализм. Учение р.Декарта.

Рене Декарт является одним из основоположников рационалистической философии 17 века. Он пытается применить математические методы в философии и идею о самодостаточности человеческого разума, чтобы получить неопровержимые истинные выводы. Декарт обращался к осмыслению сущности субстанциональных основ бытия мира. Следуя принципу пантеизма Р. Декарт понимает под субстанцией Божественную силу, всетворящую и вездесущую, которая проявляется в двух видах: 1.Мыслящая субстанция – свойственная человеческой душе и разуму, доступная только посредством интеллектуальной интуиции 2.Материальная – доступная человеку только посредством мышления. Только в мышлении мир предстает таким, какой он есть на самом деле. Само мышление – это деятельность ума на основе врожденных категорий, т.е. предельно обобщенных понятий.

Подлинное бытие человека невозможно без мышления: «Мыслю – значит, существую», «Как мыслю, так и существую». Истинное знание есть продукт мышления. Оно становится таковым, когда становится очевидным для разума. Истина есть соответствие мыслей вещам. Истинное знание мы можем получить только с помощью рационального мышления – мышления в научных понятиях. А когда мы имеем знание об общем, мы можем получить знание о частном с помощью дедуктивного метода.

Р. Декарт рассматривает природу как сложный механизм доступный для рационального объяснения и понимания. Поскольку человек является частью природы, то и человека можно объяснить рационально. Поскольку в природе нет зла, то и человек по природе добр, а зло – это ошибка природы. Человек способен преодолеть зло только с помощью рационального понимания всеобщего блага и вытекающего из него долга.

22. Проблема субстанции в философии Нового Времени. Философский монизм, дуализм, плюрализм.

В философии Нового времени, прежде всего в философии XVII в., проблемам онтологии, т.е. учению о бытии и субстанции, уделяется большое внимание, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени. Под субстанцией традиционно понимается всякое сущее, которое не нуждается для своего бытия ни в чем, кроме самого себя. Это может быть и идея, и физический предмет. Другими словами, проблема субстанции – это традиционная философская проблема поиска первоначала, основы мира. Только теперь, в отличие от чувственной субстанции в античности и идеальной (божественной) субстанции в эпоху Средневековья, в философии Нового времени данная проблема решается с рационалистических позиций. Для философов этого периода важно в русле рационализма и под влиянием механистической картины мира рассмотреть проблему субстанции как некоего первоначала, выводимого с помощью логики и физики.

Задача науки и философии – содействовать усилению власти человека над природой, здоровью и красоте человека – вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущности сил. Поэтому проблема субстанции и ее свойств интересовала буквально всех философов Нового времени.

В философии этого периода появляются два подхода к понятию «субстанция»: первый связан с онтологическим пониманием субстанции как предельного основания бытия; второй – с гносеологическим осмыслением понятия субстанции, его необходимости для научного знания.

Основателем рационалистического направления в философии Нового времени является Декарт. В русле рационализма Декарт рассматривает и проблему субстанции. Он определяет субстанцию как вещь (под «вещью» тогда понимали не физическую вещь, а всякое сущее вообще), которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. По сути, под субстанцией Декарт подразумевал Бога: ведь все остальное есть нечто тварное, т.е. созданное Богом. Но это один аспект воззрения. Второй аспект заключается в том, что Декарт разделил сотворенный Богом мир на два рода субстанций – духовную и материальную. Обе существуют параллельно, независимо друг от друга.

Главная черта духовной субстанции – ее неделимость; важнейший признак материальной – делимость до бесконечности. Первую изучает метафизика, а вторую ‑ физика. Метафизика ставит вопросы духовные, решает проблемы познания и бытия. Физика изучает природу. В границах физики Декарта материя представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания.

Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте, а потому называемые врожденными. К ним Декарт относил идею Бога как существа всесовершенного, а также большинство оснований математики и логики (например, «две величины, равные третьей, равны между собой», «из ничего ничего не происходит»). Эти идеи рассматриваются философом как воплощение естественного света разума.

Материальная субстанция отождествляется с протяжением, или пространством, так как Декарт считал, что чувственно воспринимаемые качества предметов сами по себе (т.е. объективно) не существуют. Выводы из этого: мировая материя беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима, плотность и геометрические свойства являются сущностью телесности. У Декарта все качественное разнообразие природных явлений сводится к материи, тождественной пространству, и к ее движению. Движение возникает в результате первотолчка. Первоначальный толчок дал природе Бог. Бог создал материю, движение и покой. При этом возникает противоречие: пустоты нет, но есть относительное движение, понимаемое как перемещение, что означает косвенное признание пустоты. Все взаимодействия подчиняются механическим законам. Тогда, согласно законам природы, строение тел животных и человека понимается как сложные машины. Р. Декарт даже пишет работу «Животное – машина».

Идеализм Декарта усугубился религиозными предпосылками его системы. В силу этого для доказательства реального существования мира необходимо доказать существование Бога. В числе прочих идей в уме существует идея Бога. Как понятие о всесовершенном, идея Бога обладает большей реальностью, чем все другие идеи. В причине должно быть, по крайней мере, столько же реальности, сколько ее находится в следствии. Так как мы существуем и мы суть следствия первопричины, то существует и сама первопричина, т.е. Бог. Но если всесовершенный Бог существует, то этим исключается возможность, чтобы он нас обманывал. Этим обусловлена сама возможность познания.

Декарт полагал, что в человеке соединены две субстанции: человек есть соединение бездушного, бессмысленного телесного механизма с волевой и мыслящей душой посредством шишковидной железы.

Дуалистическое учение о субстанции Декарта было преодолено голландским философом Бенедиктом (Барухом) Спинозой(1632 – 1677), который разработал монистическое учение о мире. Его монизм предстал в форме пантеизма: в своей онтологии он отождествил Бога и природу, которая выступает как природа творящая и природа сотворенная. В то же время Б. Спиноза заявил о том, что существует одна лишь материальная субстанция, основными атрибутами которой является протяженность и мышление. В этом и проявляется его монизм – тип философского мировоззрения, утверждающий, что в основе мира лежит одна субстанция. Таким образом, вся природа является живой природой не только потому, что она Бог, но и потому, что ей присуще мышление. Два основных атрибута субстанции ‑ протяженность и мышление – у Спинозы сущностно едины и являются разными состояниями единой субстанции.

Так как субстанция у Спинозы выступает как единственное первоначало мира, то она обладает свойством быть причиной самой себя (causa sui). Она никем не сотворена, она есть самодостаточная сущность. Он считал, что атрибуты материальной субстанции так же вечны, как и сама материя: они никогда не возникают и не исчезают. Много внимания философ уделяет конкретным состояниям субстанции –модусам. Он их разделил на две группы: модусы вечные, бесконечные и модусы временные, конечные. Бесконечные модусы определяются атрибутами субстанции – мышлением и протяженностью, а конечные – всеми остальными явлениями и вещами.

Спиноза доказывал, что движение не есть следствие какого-то божественного толчка, ведь природа ‑ «причина самой себя». Движение составляет ее сущность и источник. Однако движение все же у Спинозы не атрибут, а модус (правда, вечный и бесконечный). По мнению Спинозы, движение наблюдается в конкретных вещах, а субстанция лишена движения и изменения и не имеет никакого отношения ко времени. Спиноза не понял сущности самодвижения материи, хотя фактически об этом писал, когда характеризовал материю как «причину самой себя»: источник движения хотя и не Бог, но лишь взаимные внешние толчки модусов.

Вместе с тем Спиноза – последовательный детерминист. Он считал, что возникновение, существование, гибель явлений обусловлены объективными причинами. Он говорил о причинности двоякого рода: внутренней (имманентной) и внешней (механической). Первая присуща субстанции, а вторая – модусам. С позиций детерминизма он рассматривает не только причинно-следственные отношения, но и отношения случайности, необходимости и свободы. В своей «Этике» Спиноза настаивает на безраздельном господстве необходимости, исключая объективность случайности при рассмотрении субстанции. Но тогда, когда он обращается к анализу мира модусов или конкретных состояний вещей, его детерминистская концепция становится более содержательной и глубокой. В ней признается случайность как объективное явление, существующее наряду с необходимостью.

Спиноза не мог увидеть случайность и необходимость в их единстве, однако его идеи были направлены против господствовавшего в науке телеологизма (порожденной Богом целесообразности в природе).

Немецкий ученый и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц(1646 – 1716) к спинозовскому понятию субстанции присоединил принцип деятельной силы, или «самодеятельности». В своем произведении «Монадология» он объявил материальные явления проявлением неделимых, простых духовных единиц –монад. Неделимая монада не имеет протяженности и не находится в пространстве, так как пространство бесконечно делимо. Монада – это нематериальный, духовный центр деятельной силы. Монады вечны и неуничтожимы, они не могут возникнуть или погибнуть естественным путем. Они не изменяются и под внешним воздействием. Всякая отдельная монада – это единство души и тела. Внешним выражением духовной сущности монады является число.

Деятельность, движение – свойство монады. Природу, считает Лейбниц, нельзя объяснить одними законами механики, необходимо ввести также понятие цели. Ибо каждая монада есть сразу и основание всех своих действий, и их цель. Душа – это цель тела, то, к чему оно стремится. Взаимодействие души и тела монады – это Богом «предустановленная гармония».

Для монад всегда характерна множественность состояний, в них постоянно что-то изменяется, но кое-что и остается прежним. Монада – это микрокосм, бесконечно малый мир. Монады Лейбниц подразделял на три категории: монады-жизни, монады-души и монады-духи. Отсюда и все сложные субстанции он делил на три группы: из монад-жизней возникает неорганическая природа; из монад-душ – животные; из монад-духов формируются люди.

Лейбниц признавал бессмертие души и вечность субстанций, например растительных и животных организмов. В природе, по его мнению, не бывает ни рождения, ни смертей, а есть либо увеличение и развитие, либо свертывание и уменьшение.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]