Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

knigarabotasagressivnyimidet-mmi

.pdf
Скачиваний:
86
Добавлен:
18.03.2016
Размер:
6.76 Mб
Скачать

Глава 1. Агрессивное поведение

бенно связано с такими качествами личности, как поиск ост­ рых ощущений (экстраверсия) и недоверчивость [29].

Кроме того, агрессивное поведение свойственно вспыль­ чивым, обидчивым, мстительным людям. Нередко крими­ нальное насилие и нарушения поведения в общественных местах мотивированы скрытой местью. Злость и неудовле­ творенность проявляются в любых ситуациях, особенно при ограничении свободы административными нормами. При за­ стревающем аффекте мстительность может стать чертой ха­ рактера. Возбудимость и демонстративность также способ­ ствуют агрессии [72].

Изучение мотивации обвиняемых в совершении агрес­ сивных преступлений позволили выделить следующие при­ чины криминальных действий:

1.Высокая базовая агрессивность и/или неспособность контролировать агрессивные побуждения (вспыльчи­ вость, возбуждение, алкоголизация, физиологический аффект, накопленное эмоциональное напряжение).

2.Антисоциальные ценности и образ жизни (инструмен­ тальная агрессия, планомерное мщение, терроризм).

3.Состояние декомпенсации у аномальной личности (психотическая агрессия).

4.Влияние группы и агрессивной идеологии (группо­ вые агрессивные действия — вандализм подростков, хулиганство футбольных болельщиков).

5.Криминальная агрессия как неадекватный способ ре­ шения проблемы (убийство нежеланных младенцев, жестокого родственника; агрессия вследствие невер­ ной оценки ситуации).

На личностном уровне агрессивные преступления совер­ шаются асоциальными, конформными, агрессивными лич­ ностями, а также социально неблагополучными людьми с неразвитой системой социальных взаимодействий. Ан­ тисоциальные ценности как устойчивые надситуативные

30

1.2. Специфика агрессивного поведения

мотивы связаны с характерологическими чертами агрессо­ ра и, как правило, основаны не только на асоциальном вос­ питании, но и на пограничных психофизиологических от­ клонениях. Садистические действия не вызывают у пред­ ставителей данной группы укоров совести и негативного самоотношения. Вменяемость представителей этой группы не нарушена, а интеллект достаточно развит, чтобы осозна­ вать значение собственных насильственных действий.

Н. А. Ратинова назвала непосредственную реализацию асоциальных ценностей смысловой агрессией. Эту группу составляют в основном лица с истерической, возбудимой, эпилептоидной и мозаичной психопатией и — реже — пси­ хически здоровые [65].

Большинство преступлений в состоянии алкогольного опьянения совершается лицами с органическими повреж­ дениями головного мозга или с хроническим алкоголизмом. Алкогольное опьянение снижает самоконтроль и усилива­ ет агрессивные побуждения. Под влиянием алкоголя на фо­ не мозговой патологии даже неагрессивные лица соверша­ ют криминальные агрессивные действия часто по отноше­ нию к знакомым.

Значительная доля агрессивных преступлений соверша­ ется под влиянием групповых воздействий. На групповые преступления приходится около 40% всех регистрируемых уголовных деяний, совершаемых молодежью. Обвиняемые часто характеризуются ведомостью, подчиненностью лидеру. В этих случаях агрессор снимает с себя личную ответствен­ ность за свои действия, неосознанно делегируя ее субъектив­ но значимому авторитету. Частичная идентификация с лиде­ ром сопровождается подчинением ему и восприятием прямо­ го контроля над собой как законного.

Инструментальная агрессия характерна для психически здоровых лиц со средним уровнем агрессивности и сформи­ рованной способностью к самоконтролю. Источником кри-

31

Глава 1. Агрессивное поведение

минальной инструментальной агрессии является асоциаль­ ная социализация.

Психогенетические исследования выявили наследуемую склонность к совершению преступлений. Наследственность определяет порог возбудимости нервной системы и актива­ ции агрессии. Человек с биологически выраженной агрес­ сивностью в стрессовых ситуациях склонен выражать гнев и враждебность.

Наиболее существенными личностными особенностями криминальных агрессоров являются психопатия в сочетании с низким уровнем интеллекта. Психопаты с низким интел­ лектом плохо социализированы и не обладают когнитивны­ ми возможностями для саморегуляции и для выбора более приемлемого, менее импульсивного поведения.

Еще со времен Ч. Ломброзо асоциальных психопатов счи­ тали «прирожденными преступниками». При антисоциаль­ ной психопатии наблюдаются такие эмоциональные нару­ шения, как отсутствие эмпатии, сочувствия, стыда, а также леность, лживость, жестокость, неспособность переносить ограничения в свободе. В современной литературе в качест­ ве синонимов термина «антисоциальная психопатия» исполь­ зуются понятия диссоциальной и антисоциальной личности. Мак-Вильяме отмечает в качестве основных характеристик антисоциальной личности неспособность к человеческой привязанности (антисоциальная эмоциональность), стрем­ ление сознательно манипулировать другими, непризнание личной ответственности за преступление либо минимизация ответственности («вышел из себя», «плохо подумал») [45].

В то же время специалист должен осознавать, что для большинства людей нормально и естественно испытывать агрессию, поскольку она является видовой характеристи­ кой. Запретить и искоренить агрессивные импульсы нель­ зя. Но возможно и необходимо предотвратить деструктив­ ные агрессивные действия. Ведущая цель психологической

32

1.3. Агрессивное поведение как проявление психологической защиты

работы — повышение индивидуальной способности управ­ ления агрессией. Задачи психологического развития лич­ ности в отношении агрессии можно сформулировать следу­ ющим образом:

1)научиться распознавать агрессивные импульсы и чувства;

2)стараться выражать их адекватными и безопасными способами;

3)уметь перераспределять агрессию в позитивные фор­ мы активности.

1.3. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

Агрессивное поведение в ряде случаев может выступать как проявление работы защитных механизмов и служить сиг­ налом интенсификации психологической защиты. Как опре­ деляет это понятие словарь, «психологическая защита — спе­ циальная регулятивная система стабилизации личности, на­ правленная на устранение или сведения до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта». Функцией психологической защиты является «ограждение» сферы со­ знания от негативных, травмирующих личность, пережива­ ний. Таким образом, и само агрессивное поведение может быть защитным, и механизмы психологической защиты мо­ гут активизироваться для оправдания агрессивного поведе­ ния. В то же время работа зрелых видов психологической за­ щиты может предотвратить или уменьшить интенсивность агрессивных проявлений.

Пока поступающая извне информация не расходится со сложившимся у человека представлением об окружающем мире, о себе, человек не испытывает дискомфорта. Но как

2 Зак. 490

33

Глава 1. Агрессивное поведение

только намечается какое-либо расхождение, перед человеком встает проблема: либо изменить идеальное представление о самом себе, либо каким-то образом переработать инфор­ мацию. Именно при выборе последней стратегии начинают действовать механизмы психологической защиты. Психоло­ гическая защита определяется субъективной значимостью со­ бытия для человека. В традиционном понимании психологи­ ческой защиты ее основной чертой является интраличностная локализация. С. Л. Рубинштейн говорил, что внешние причины действуют через внутренние условия, и внешнее воздействие дает тот или иной психический эффект, лишь преломляясь через психическое состояние субъекта, через сложившийся у него строй мыслей и чувств. Человек нуж­ дается в гарантах неизменности своего «Я». По мнению Р. М. Грановской, с накоплением жизненного опыта у челове­ ка формируется специальная система, которая ограждает чело­ века от информации, нарушающей его внутреннее равнове­ сие, — система защитных психологических барьеров (Гранов­ ская Р. М., 1997). Однако психологические механизмы при защите могут иметь более сложные конструкции.

По мнению Э. Киршбаума и А. Еремеевой, психологиче­ ская защита является не нормальным, а необычным спосо­ бом разрешения ситуации и психологической регуляции по­ ведения (Киршбаум Э. и Еремеева А., 2000). Данный спо­ соб применяется в ситуациях затруднения или некой невозможности, и, следовательно, психологическая защита инициируется исключительными, острыми ситуациями. По мнению этих авторов, главная задача психологической защиты — устранение психологического дискомфорта, а не реальное решение ситуации.

Общая черта всех видов психологической защиты в том, что судить о ней можно только по косвенным проявлениям. Осознаются субъектом только некоторые из воздействую­ щих на него стимулов, прошедшие через так называемый

34

1.3. Агрессивное поведение как проявление психологической защиты

«фильтр значимости» (Бассин Ф. В., 1971) , а отражается на поведении и многое из того, что было воспринято неосозна­ ваемым образом. Когда человек получил неприятную инфор­ мацию, отреагировать он на нее может различными способа­ ми. Он может уменьшить значимость информации, отрицать факты, которые другим кажется совершенно очевидными или забыть «неудобную» информацию. Психологическая за­ щита является важной регулятивной системой стабилизации личности. По мнению Л. И. Анцыферовой, психологическая защита интенсифицируется тогда, когда при попытке преоб­ разить травмирующую ситуацию все ресурсы и резервы ока­ зываются почти исчерпанными. Тогда в поведении человека центральное место занимает саморегуляция и человек отка­ зывается от конструктивной деятельности (Анциферова Л. И., 1994). О действии психологической защиты можно говорить тогда, когда, например, вместо выявления причин проблем­ ной ситуации человек начинает искать «виновного» и проду­ мывает способы отмщения.

Теории психологической защиты

Изначально исследование механизмов психологической защиты осуществлялось в рамках психоанализа. Впервые термин «защита» появился в 1894 году в работе 3. Фрейда «Защитные нейропсихозы» и был использован в ряде его по­ следующих работ для описания борьбы «Я» против болез­ ненных или невыносимых мыслей и аффектов. Во фрейдиз­ ме психологическая защита была истолкована исходя из при­ мата бессознательного, инстинктивного, главным образом сексуального начала, которое в результате столкновения с за­ щитными механизмами сознательного «Я» подвергается раз­ личным преобразованиям (вытеснение, сублимация и т. д.). С точки зрения психоанализа, возможно, вытеснение исполь­ зуется главным образом при борьбе с сексуальными желани-

35

Глава 1. Агрессивное поведение

ями, тогда как другие способы могут быть более пригодными для борьбы против инстинктивных импульсов. Эти другие способы лишь завершают то, что оставило несделанным вы­ теснение, или имеют дело с нежелательными мыслями, воз­ вращающимися в сознание при неудавшемся вытеснении. А. Фрейд указывала, что каждый защитный механизм внача­ ле формируется для овладения конкретными инстинктивны­ ми побуждениями и связан, т. о. с конкретной фазой детско­ го развития. Возможно, что до расщепления на «Я» и «Оно»

идо формирования «Сверх-Я» психический аппарат исполь­ зует разные способы защиты из числа тех, которыми он поль­ зуется уже после достижения этих стадий организации. По мнению А. Фрейд, защитные механизмы вытеснения

исублимации могут быть использованы относительно позд­ но в процессе развития, тогда как время использования про­ екции зависят от принятой теоретической точки зрения. Та­ кие процессы, как регрессия, по-видимому, не зависят от ста­ дии, достигнутой психической структурой, и являются столь же древними, как сами инстинкты, или «по меньшей мере столь же древними, как конфликт между инстинктивными импульсами и любыми препятствиями, с которыми они мо­ гут встретиться на пути к удовлетворению». По мнению

А.Фрейд, источником защитных процессов на ранней стадии развития являются защитные физиологические рефлексы. Психологическая защита — это идеаторная форма первич­ ных сенсомоторных актов, выполняющих защитную функ­ цию. А. Фрейд приводит следующие предположительные этапы развития защиты;

предстадия защиты — конец первого года жизни;

проекция и интроекция — от одного года до двух лет;

реактивное образование и сублимация — от трех до пяти лет.

Можно сделать предположение, что в случае нормально­ го развития личности ребенка наблюдается определенная

36

1.3. Агрессивное поведение как проявление психологической защиты

гетерохронность функционирования конкретных видов пси­ хологической защиты. Так, например, проекция и отрицание играют решающую роль в раннем детстве, причем влияние отрицания сказывается в более раннем возрастном периоде. Идентификация включается при сформированном сознании с участием вербально-логического мышления. В отличие от отрицания и проекции, формирование зрелой формы иден­ тификации возможно при наличии модели, снятой со значи­ мого другого. Поэтому очень важно в детстве и в подростко­ вый период общение с более старшими людьми. Дефицит или отсутствие такого общения может привести к недораз­ витию этого вида защиты и, как следствие, к большей выра­ женности примитивных форм защиты. С. Р. Мадди, сравни­ вая различные теории психологической защиты, отмечал, что большинство связывают психологическую защиту с чувст­ вом тревоги, которая могла бы возникнуть из-за боязни на­ казания, чувства вины или понижения самооценки. Основы такой тревоги лежат в конфликтных детско-родительских от­ ношениях. Р. А. Зачепицкий также указывал, что неправиль­ ное воспитание (полное удовлетворение всех потребностей или воспитание в духе полных запретов) подавляет поиско­ вую активность и определяет в дальнейшем пассивно-оборо­ нительные формы защиты. В настоящее время большинство психологов, изучающих проблему психологической защиты, разделяют мнение о том, что защитное поведение индивида зависит от того, сумел ли он на определенных этапах онтоге­ неза реализовать свои базисные потребности, или они были блокированы.

В. Ф. Бассин отмечал, что основным недостатком трак­ товки психологической защиты в психоанализе является рассмотрение ее как средства предотвращения клинических последствий конфликта между «Я» и «бессознательного». Взгляд В. Ф. Бассина на природу возникновения психо­ логической защиты отличается от взгляда Ю. С. Савенко,

37

Глава 1. Агрессивное поведение

который считал, что защитные механизмы возникают в про­ цессе самоактуализации в ситуациях, осложняющих этот процесс, и Ф. Е. Василюка, который говорил о включении психологической защиты в «ситуациях невозможности». По мнению Ф. В. Бассина, психологическая защита является нормальным механизмом, который служит для предупреж­ дения расстройств поведения не только в рамках конфликта между осознаваемым и неосознаваемым, но и в рамках кон­ фликта между разными эмоционально окрашенными уста­ новками. Он предлагает рассматривать психологическую за­ щиту как «специфическое преобразование системы устано­ вок». Эта система включает отношения субъекта к самому себе и к окружающему миру и выражается в форме оценок, намерений, влечений, истолкований. Это преобразование возникает как реакция на психическую травму и нейтрали­ зует тягостные эмоциональные переживания. В результате восприятие окружающего изменяется, и значимость психи­ ческой травмы снижается. Такое толкование психологичес­ кой защиты представляется нам весьма обоснованным, и мы на него также ориентировались в своей работе.

Э. А. Костандов предложил интересное и убедительное представление физиологического компонента психологиче­ ской защиты. Он считает, что отрицательные эмоциональные переживания формируют устойчивую рефлекторную связь в коре головного мозга. Она повышает пороги чувствитель­ ности и тормозит сигналы, связанные с отрицательно значи­ мыми событиями, препятствуя их осознанию. Временные связи между неосознаваемыми стимулами могут запечатле­ ваться в долговременной памяти. Э. А. Костандов признает существование в мозге «чувствительного механизма, реаги­ рующего на физически очень слабые, но психологически для данной личности весьма значимые раздражители» (Костан­ дов Э. А., 1978). Несмотря на то, что эти раздражители не осо­ знаются человеком, они могут вызывать у него вегетативные

38

1.3. Агрессивное поведение как проявление психологической защиты

реакции, приводящие к изменению психологического и фи­ зиологического состояний. В то же время, как нам представ­ ляется, рассматривая это «бессознательное», может быть, сле­ дует учитывать, что когда-то, в предшествующей деятельно­ сти, оно могло осознаваться с разной степенью глубины. Отсюда и механизмы психологической защиты даже у под­ ростков одного возраста часто проявляются по-разному. Кро­ ме того, несмотря на то, что механизмы развиваются в обла­ сти бессознательного, их использование не остается полно­ стью неосознаваемым. Многим людям удается различать свои типичные защитные стратегии при помощи психотера­ певта или путем собственного жизненного опыта.

В экспериментах было показано, что мозг даже у полно­ стью бодрствующего человека способен изменить порог вос­ приятия: все зависит от того, важна ли для него получаемая информация или нет. Испытуемым предлагалось опознать

икак можно быстрее отреагировать на ряд слов, предъявляе­ мых в написанном виде с помощью тахистоскопа. Среди слов были слова-табу (бранные, неприличные) и нейтральные. Было отмечено, что слово-табу распознавалось труднее, чем нейтральное слово, хотя в них одинаковое количество букв

иих общая структура сходна. Можно предположить, что не­ которые слова просто менее употребительны и потому вос­ принимаются труднее, чем другие. Исходя из этих позиций, трудно объяснить явную физиологическую реакцию: учаще­ ние ритма сердца, капельки пота, изменение кожно-гальвани- ческой реакции. У некоторых испытуемых эти слова узнают­ ся намного раньше, чем другие. Это явно говорит о наличии в мозге какою-то механизма защиты.

В.К. Мягер предлагает делать различие между нормаль­ ной защитой, профилактической, постоянно присутствующей в нашей повседневной жизни и патологической защитой.

До сих пор не существует единого мнения по поводу об­ щего числа механизмов защиты (оно колеблется от 10 до 23).

39

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]