Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
BRIKS_i_Afrika_-_partnerstvo_i_vzaimodeystvie.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
1.76 Mб
Скачать

Предисловие

Международные эксперты единодушно полагают, что БРИКС – международное объединение новой генерации в составе Брази­лии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики (ЮАР) – по своим экономико-статистическим показателям во второй половине XXI века станет лидером мировой экономики. Однако вряд ли можно ограничиваться только этими соображения­ми для объяснения столь глобального феномена, каковым яв­ляется БРИКС.

Становление БРИКС и превращение его в ключевого игрока на мировой арене явилось одним из наиболее наглядных и убеди­тельных свидетельств глубоких и стремительных трансформаций всего мироустройства.

Динамичное развитие на рубеже XX–XXI веков восходящих экономик четко обозначило глобальную тенденцию к смещению мировой оси развития из зоны евроатлантической в зону азиат­ско-тихоокеанскую. Группа государств «успешного развития и процветания» с 12% мирового населения («золотой миллиард») уже не могла по-прежнему сохранять свою гегемонию по отно­шению к 88% жителей планеты, не желающих мириться со стату­сом мировой периферии, с ролью падчерицы мирового техноло­гического и цивилизационного прогресса.

Мировой финансово-экономический кризис 2007–2008 гг. по­казал, что существующие финансовые и экономические правила и нормы, сложившаяся система глобального управления устарели и потеряли свою эффективность. Они неприемлемы для восходя­щих экономик, поскольку не учитывают новое соотношение сил, в частности, их возросшую роль и влияние в мировой политике и экономике, в обеспечении устойчивости мирового развития. Они в известной мере не устраивают и «золотой миллиард», порождая нестабильность и непредсказуемость мировых политико-эконо­мических процессов.

В этом контексте большое значение приобретает «афри­канский разрез» БРИКС. Темпы экономического развития Афри­канского континента выше среднемировых – в последние два де­сятилетия они составили в среднем 5–%; в 2012 г. – 5%. Прогно­зируется, что к 2020 г. суммарный объем ВВП Африки достигнет 2,6 трлн долл., т.е. увеличится на 38%1. Роль и влияние континен­та в мировых делах возрастают.

Африканские страны стали важными торгово-экономическими партнерами государств-участников БРИКС. Их накопленные пря­мые инвестиции на континенте превышают 80–90 млрд долл.2, товарооборот – 280 млрд долл. и, по оценкам банка ЮАР «Стан­дард Бэнк», к 2020 г. он вырастет до 500 млрд3. За счет афри­канских стран государства БРИКС удовлетворяют значительную часть своих потребностей в энергетических и минеральных ре­сурсах.

Присоединение в 2011 г. ЮАР к «большой четверке» восходя­щих экономик существенно расширило потенциал партнерства между Африкой и группой БРИКС. 90% всех портфельных инве­стиций в Африку проходит через Йоханнесбургскую фондовую биржу, являющуюся, таким образом, главной платформой торгов­ли ценными бумагами на континенте4. Финансовый сектор ЮАР – один из самых развитых в мире. ЮАР – единственная афри­канская страна, частный капитал которой уже занимает достаточ­но заметные позиции на рынках стран-участниц БРИКС. Объем накопленных прямых иностранных инвестиций ЮАР в Китае превышает 1 млрд долл.5, России – более 500 млн долл.

Торгово-экономические отношения между Африкой и страна­ми БРИКС оказывают возрастающее влияние на формирование благоприятных стимулов внутреннего развития африканских стран, расширение материальных и финансовых ресурсов для преодоления отсталости, ускорения модернизационных соци­ально-экономических процессов.

Африканцы широко использовали факт проведения пятого саммита БРИКС на земле континента, чтобы изложить свое виде­ние перспектив, направления и темпов развития африкано-брик­ского партнерства. Многие из представленных ими предложений нашли отражение в Этеквинской декларации, принятой по итогам саммита, в частности, намерение БРИКС и впредь отстаивать права и интересы Африки, ее требования по вопросам повышения роли и влияния стран континента в международных финан­сово-экономических организациях. Страны БРИКС обязуются су­щественно увеличить свой вклад в создание современной инфра­структуры в африканских странах.

Однако реализация предложений, направленных на создание совместных структур, механизмов и программ партнерского взаи­модействия и координации, была отложена. Сказываются сохра­няющиеся трудности достижения сплоченности внутри самого БРИКС, которые осложняются в связи с замедлением темпов ро­ста восходящих экономик. Негативную роль играет и нежелание африканцев и участников БРИКСа осложнить отношения с тради­ционными западными партнерами, которые сохраняют в целом доминирующие позиции на глобальных рынках. И в рамках «Группы 20-ти», и на других международных площадках БРИКС и Африка стараются избегать конфронтации.

Что касается России, то ее активная позиция в рамках БРИКС укрепляет многовекторный характер ее внешней политики, что способствует укреплению стабильности ее положения на между­народной арене. Российские государственные институты и бизнес – структуры демонстрируют в последние годы возрастающее стремление расширить свои политические и экономические пози­ции в Африке. При этом они сообразуют масштабы своих инициа­тив на данном направлении с интересами социально-экономиче­ской модернизации страны.

БРИКС – организация молодая. Далеко не все отлажено в ее деятельности, и возможны варианты эволюции этого междуна­родного формата.

Но, как известно, дорогу осилит идущий. Имеются достаточно устойчивые и долговременные факторы, предопределяющие воз­можность и целесообразность для БРИКС и Африки идти путем консолидации партнерских отношений и координации усилий на международной арене. Опыт свидетельствует, что у участников БРИКСа и стран Африки крепнет политическая воля, и реальная заинтересованность следовать совместным курсом.

А.М. Васильев,

академик РАН,

директор Института Африки РАН

Соседние файлы в предмете Политология