Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
BRIKS_i_Afrika_-_partnerstvo_i_vzaimodeystvie.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
1.76 Mб
Скачать

Битва за голоса и квоты

С 3 марта 2011 г. вступил в силу пакет реформ, которые позво­лили укрепить представительство стран с динамично развиваю­щейся экономикой, многие из которых относятся к категории стран с формирующимся рынком, путем специальных увеличе­ний квот 54 государств-членов, и расширить право голоса и уча­стие стран с низкими доходами благодаря увеличению числа ба­зовых голосов почти в три раза. Квота России увеличилась с 2,49% до 2,71% и составила в абсолютном выражении 12903,7 СДР.

По словам министра финансов А. Силуанова, у стран БРИКС сформировалось общее мнение по вопросу пересмотра квот. Есть и другая позиция – это позиция европейских стран, которые про­тивятся сокращению своей квоты в пользу развивающихся стран. В этой связи министр заявил, что Россия, будет, в частности, стремиться к тому, чтобы уже на следующем саммите G20, в на­чале сентября 2013 года, было принято решение о новой схеме формирования квот и распределения голосов 188 стран мира — участниц Международного валютного фонда24.

Согласно решениям руководящих органов МВФ, к 2013 г. должна была быть выработана новая формула расчета квот, учи­тывающая растущее влияние развивающихся стран в мировой экономике. На ее основании в 2014 г. предполагается провести 15-й этап пересмотра квот. Помимо прочего, были зафиксирова­ны договоренности по сокращению числа исполнительных дирек­торов от развитых стран на две позиции, а также принципиальное согласие стран по сокращению общего размера новых соглаше­ний о заимствованиях пропорционально относительному увели­чению квот.

Методология и сама формула расчета квоты является одним из камней преткновения и противостояния между БРИКС и разви­тым странами в МВФ. Первым не нравится, что вторые, пользу­ясь нынешними доминирующими позициями в принятии реше­ний, продавливают более выгодную для них методологию, вне­дряя в формулу трудно измеряемые или субъективно определяе­мые переменные. Опубликованный 30 января 2013 г. пресс-релиз и Доклад рабочей группы о пересмотре формулы25 показывает, что это противостояние не только не уменьшилось, а, видимо, (если читать между строк дипломатического документа) только возросло.

С 2008 г. формула расчета квот в МВФ состоит из четырех компонентов – ВВП, (вес в общей формуле – 30% номинальный ВВП по тек. обменному курсу, 20% ВВП по паритету покупа­тельной способности, ППС), открытости экономики (30%), из­менчивость (вариативность) экономики (15%) и величины валют­ных резервов страны (5%). А.Г Силуанов открыто заявлял, что развитые страны «пытаются зацепиться за отдельные показатели, типа открытости, изменчивости, которые, на наш взгляд, в мень­шей степени отражают суть и значение тех или иных стран в об­щемировой конфигурации»26.

Страны БРИКС и ряд других стран давно высказывали свои принципиальные возражения по так называемой вариабельности, призывая этот показатель из формулы исключить, поскольку он не в состоянии реально отражать роль и вес той или иной страны в мировой экономике. Дискуссии ведутся также вокруг показате­ля открытости, который позволяет малым экономикам Европы получать значительный вес за счет больших объемов торговли, в том числе внутри ЕС, за счет наличия рядом крупных международных финансовых центров.

Опубликованные на начало 2013 г. документы МВФ относи­тельно применения в дальнейшем указанных переменных в основном сводятся к констатации наличия разных подходов к оценке полезности сохранения их роли в итоговой формуле. Не­смотря на принятые ранее решения, к началу 2013 г. новая фор­мула разработана не была. В своем докладе управляющим Испол­нительный совет МВФ отметил, что «достигнут значительный прогресс в определении ключевых элементов, которые могут по­служить основой окончательного соглашения о новой формуле для расчета квот». А главный вывод доклада свелся к тому, что «обсуждения, проведенные Исполнительным советом в рамках пересмотра, послужили важными составными элементами согла­шения о пересмотренной формуле для расчета квот, которая бу­дет точнее отражать относительное положение государств-членов в глобальной экономике. Результаты этого комплексного пере­смотра формулы расчета квот станут прочной основой для реше­ния Исполнительного совета о новой формуле расчета квот в ходе его работы над 15-м пересмотром с целью достижения консенсуса в отношении пакета реформ, который может полу­чить как можно более широкую поддержку»27.

Хотя европейский долговой кризис и позволил странам БРИКС требовать большего влияния в МВФ, в их руках пока со­средоточено только порядка 11% голосов в фонде. При этом доля США составляет 16,75%, что позволяет накладывать вето на лю­бые значимые решения, требующие 85% большинства, а Велико­британия и Франция пока что обладают большим количеством голосов, чем любая страна БРИКС. Другими словами, США вме­сте с ведущими западными государствами располагают возмож­ностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. При наличии скоординированных действий развивающиеся стра­ны также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно.

Согласно совместно сформулированной позиции стран БРИКС, динамичный процесс реформ необходим для обеспече­ния легитимности и эффективности Фонда. На весенней сессии МВФ 2012 г. члены Фонда приняли решение увеличить его резер­вы примерно на 450 млрд долларов, после чего общие кредитные возможности фонда превысят 800 млрд долларов. Самые крупные дополнительные вложения заявили тогда три страны — Япония (60 млрд долл.), Германия (55 млрд) и Китай (43 млрд). Ин­дия, Россия, Бразилия и Южная Африка согласились предоста­вить по 10 млрд долларов каждая. Однако, процесс работы над пересмотром формулы перерасчета квот стран-участниц идет трудно.

Большинство представителей богатых стран, и, прежде всего США, делают все, чтобы минимизировать потери в своих позици­ях. Для них особенно важно не допустить практически значимого увеличения роли стран БРИКС в МВФ, в особенности в том, что касается реального управления деятельностью Фонда. Для этого они готовы идти на символические увеличения долей квот и прав голоса для беднейших и лишенных ресурсов развивающихся стран, с которыми можно будет договориться с помощью «при­вычных аргументов» накануне решающих голосований, а также настаивают на том, чтобы разовые пополнения фонда несораз­мерно учитывались в новой формуле расчета голосов и реального влияния в управлении МВФ28.

Предпринимаемые в настоящее время усилия по наращиванию кредитных ресурсов МВФ будут, по их мнению, успешными лишь при наличии уверенности в том, что все государства-члены Фонда действительно привержены добросовестному выполнению реформы 2010 года. Страны БРИКС работают с международным сообществом в интересах своевременной мобилизации достаточ­ных ресурсов для МВФ по мере продолжения перехода Фонда к более совершенному управлению и к укреплению легитимности. Особое направление совместных усилий БРИКС составляет так­же поддержка мер по защите голоса и представленности бедней­ших стран в МВФ.

БРИКС также не вполне удовлетворены существующей систе­мой надзора и хотели бы сделать ее более целостной и объектив­ной.

Помимо валютных и долговых вопросов в объединенной гло­бальной повестке дня БРИКС одно из ведущих мест занимает проблема расширения в нынешней глобальной экономической обстановке притока финансовых средств для целей развития в го­сударства с формирующимися рыночными экономиками и разви­вающиеся страны. Одно из решений этой задачи видится в повы­шении Всемирным банком приоритетности мобилизации ресур­сов и удовлетворения потребностей в финансировании развития, при одновременном уменьшении стоимости заимствований и внедрении инновационных кредитных инструментов.

Страны БРИКС добиваются более широкого представитель­ства развивающихся государств в руководящих органах МВФ и Всемирного банка, внедрения в них «социальных лифтов» для граждан стран Азии, Африки и Латинской Америки, отказа от не­демократичной косной практики назначения на высшие должно­сти в этих учреждениях представителей соответственно США и Западной Европы. По мнению стран БРИКС, руководители МВФ и Всемирного банка должны выбираться с помощью открытого процесса, основанного на учете профессиональных качеств, а но­вое руководство Всемирного банка должно принять обязатель­ства по трансформации Банка в многосторонний институт, дей­ствительно отражающий видение всех его членов, включая фор­мирование структуры управления, учитывающей нынешние эко­номические и политические реалии. Кроме того, характер Банка должен эволюционировать от института, в основном выполняю­щего посреднические функции между Севером и Югом, к инсти­туту, поощряющему равноправное партнерство со всеми страна­ми в качестве пути решения проблем развития и средства преодо­ления устаревшего разделения на доноров и реципиентов29.

Соседние файлы в предмете Политология