Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Сетевой_семантико-топологический_метод_в_психологии

.PDF
Скачиваний:
51
Добавлен:
01.11.2017
Размер:
2.69 Mб
Скачать

111

Кэттелла, Айзенка и Томаса. Таким образом, продемонстрирован факт вписанности аутохронометрической функции, реализующей временную размерность психической деятельности, во множество показателей ИТО личности и продемонстрирована многомерность внутреннего психического пространства-времени на уровне математических моделей

(рис.15, рис.16).

Рис. 15. Ориентированные регрессионные связиотношения между коэффициентом-показателем аутохронометрии и факторами-показателями тестов Кэттелла, Айзенка и Томаса у экстравертов.

Обозначения: КА – коэффициент-показатель аутохронометрии, сплошная стрелка – статистически значимая положительная связьотношение, пунктирная стрелка – статистически значимая отрицательная связь-отношение, направление стрелки идет от управляющего показателя (с большей величиной коэффициента регрессии).

112

Рис. 16. Ориентированные регрессионные связиотношения между коэффициентом-показателем аутохронометрии и факторами-показателями тестов Кэттелла, Айзенка и Томаса у интровертов

Обозначения: КА – коэффициент-показатель аутохронометрии, сокращения – факторы-показатели по тестам Кэттелла, Айзенка и Томаса, сплошная стрелка – статистически значимая положительная связь-отношение, пунктирная стрелка – статистически значимая отрицательная связь-отношение, направление стрелки идет от управляющего показателя (с большей величиной коэффициента регрессии), двусторонняя стрелка – равноправные показатели с равным влиянием.

Факторы-показатели теста Кэттелла C, L и Q4 у экстравертов и фактор-показатель Н у интровертов положительно влияют на коэффициент-показатель

113

аутохронометрии. Показатели C, Q4 и Н входят в группу эмоциональных свойств. В литературе встречается немало констатаций факта эмоциональной детерминированности внутреннего измерения времени. Можно предположить, что поэтому влияние факторов-показателей G (эмоциональноволевой блок), M – (интеллектуальный блок), и Q2 – (коммуникативный блок) оказывали отрицательное влияние на показатель воспроизведения интервалов времени.

Полученные данные подтверждают факт эмоциональной детерминированности внутреннего измерения времени.

Минимальным организационным требованием к любому типу управления является одновременное воздействие на управляемую переменную двух антагонистических процессов, из которых один увеличивает, или активирует данный элемент, а другой уменьшает или тормозит его. Выявленные положительные и отрицательные связи-отношения как приходящие, так и отходящие к показателю аутохронометрической функции от показателей психологических тестов, позволяют рассматривать последний одновременно, как управляемую, так и управляющую структуру.

Можно предположить, что выявление положительно и отрицательно влияющих факторов-показателей психологических тестов на показатель воспроизведения интервалов времени отражает гармоничное неравновесие упорядоченности и хаоса в реализации психической деятельности.

Следует отметить, что экстраверты, по сравнению с интровертами воспроизводили интервалы времени с большим опережением. Полученные факты могут свидетельствовать том, что у интровертов аутохронометрическая функция в большей степени находится под контролем индивидуальнопсихологических особенностей личности, чем у экстравертов.

Таким образом, проведенные исследования построенных математических моделей позволяют рассматривать аутохронометрическую функцию, как одновременно управляемый и управляющий элемент пространственновременной многомерности психики.

114

Выявлены регрессионные и корреляционные взаимные ориентированные влияния показателей тестов Кэттелла, Айзенка и Томаса и аутохронометрической функции.

Показано, что между показателями индивидуальнопсихологических особенностей личности и аутохронометрической функцией количество регрессионных связей-отношений больше, чем двумерных корреляционных. Это может свидетельствовать о нелинейности взаимных ориентированных влияний в изученных ситуациях.

115

Исследование системности индивидуально-типологических особенностей личности у здоровых испытуемых в сопоставлении с больными маниакально-депрессивным психозом и шизофренией

Одной из ключевых теоретических и практических проблем современной клинической психологии и психиатрии является проблема психической нормы и патологии; при любых видах деятельности психолога на первый план выступает квалификация изучаемого психологического феномена как нормального или патологического. «От решения этой проблемы, — отмечает А.Б. Холмогорова, — зависят стратегия психодиагностики, модели конкретных психических расстройств, цели и мишени помощи, основные практические выходы клинической психологии» (Клиническая психология,

2010).

В настоящее время представления о здоровье формулируются не через негативную формулу: «здоровье — это отсутствие болезни», а через позитивную: «здоровье — это специфическая психофизиологическая сущность, обеспечивающая наилучшую адаптацию человека к меняющимся психо-био-социальным условиям существования». В таком контексте здоровье — это не негатив болезни, а самостоятельная онтологическая сущность (Зинченко Ю.П., Володарская И.А., 2011).

Определение психической нормы, ее отграничение от аномальных и болезненных изменений психической деятельности является чрезвычайно сложной проблемой. Недостаточная изученность принципов организации психики и самой ее сущности обусловливает наличие огромного разнообразия теоретических и методологических подходов к определению психического здоровья, психической нормы, границ этой нормы.

Существует ряд подходов в определении психической нормы: нозоцентрический, нормоцентрический, идеологический, феноменологический, культуральнорелятивистский, статистический.

116

В число норм-нормативов включаются также в качестве частного случая функциональные нормы, социальные нормы и индивидуальные нормы.

Таким образом, проблема нормы и патологии психики является ключевой в психологии и психиатрии. Исходя из этого, любая психологическая или психиатрическая ситуация при применении сетевого семантико-топологического анализа должна быть классифицирована в пределах понятий нормы и патологии.

Поэтому задачей данного фрагмента работы явилось исследование взаимоотношений индивидуальнопсихологических черт (особенностей) личности, определенных между показателями тестов зрительной ретенции Бентона, пиктограмм по Б.Г. Херсонскому и Миннесотским многоаспектным личностным опросником (MMPI) у практически здоровых испытуемых, у лиц страдающих маниакально-депрессивным психозом (МДП) и шизофренией (SCH), методами множественного регрессионного анализа и двумерного корреляционного анализа и построение с помощью полициклического мультиграфа семантической сети, описывающей эти взаимоотношения.

В исследовании приняли участие 76 человек, находившихся на стационарном обследовании и лечении в Одесском областном медицинском центре психического здоровья.

Убольных МДП, по сравнению с нормой, определялись статистически значимо большими показатели «органические ошибки», «шкала достоверности», «шкала ипохондрии», «шкала психопатии», «шкала маскулинности – феминности», «шкала паранойи», «шкала психастении», «шкала шизофрении», «шкала гипомании» и «шкала социальной интроверсии». Статистически значимо уменьшенными определялись показатели «шкала коррекции», «продуктивность», «конкретные образы», «адекватные образы»

(табл. 27).

Убольных шизофренией, по сравнению с нормой, определялись статистически значимо увеличенными показатели «неорганические ошибки», «шкала достоверности «шкала ипохондрии», «шкала депрессии», «шкала истерии»,

117

«шкала психопатии», «шкала маскулинности – феминности», «шкала паранойи», «шкала психастении», «шкала шизофрении», «шкала социальной интроверсии». Статистически значимо уменьшенными определялись показатели «шкала коррекции», «продуктивность», «конкретные образы», «адекватные образы».

Величины теста MMPI по шкале L – выявления тенденции испытуемого представить себя в возможно более выгодном свете, продемонстрировав строгое соблюдение социальных норм – у исследованных групп больных статистически значимо не отличались от величин, полученных в группе психиатрической нормы. Величины теста MMPI по шкале F (Случайное или намеренное искажение результатов) у больных МДП и шизофренией были увеличены в 2,36 и 2,29 раза соответственно. Это может свидетельствовать о выраженности психопатологической симптоматики у обследованных больных.

У больных, по сравнению с психиатрической нормой, наблюдалось статистически значимое уменьшение величин показателя K до (-1,40) и (-1,19) у страдающих МДП и шизофренией соответственно. Это может свидетельствовать о том, что испытуемые, страдающие МДП и шизофренией хорошо сознают свои затруднения, тяжесть отмечающихся у них симптомов и степень личностной неадекватности. Склонны скорее преувеличивать, чем недооценивать свои проблемы, прося таким образом о помощи. Можно предположить, что обследованные больные весьма не удовлетворены собой, склонны очень критично относиться к себе и другим. Они могут быть неэффективны, сталкиваясь с повседневными проблемами, обычно плохо понимают собственные мотивы и поведение.

118

Табл. 27. Статистически значимые связи-отношения, отражающие различия в тестах зрительной ретенции Бентона, MMPI и

Пиктограмм по Херсонскому Б.Г. у больных по сравнению со здоровыми испытуемыми

 

Показатели

Норма –

Норма –

МДП –

 

МДП

шизофренияшизофрения

 

 

1

Неорганические ошибки

 

2.69

 

(по Бентону)

 

 

 

 

 

 

2

Органические ошибки

1.77

 

-1.62

(по Бентону)

 

 

 

 

 

3

Шкала лжи (L)

 

 

 

4

Шкала достоверности (F)

2.36

2.29

 

5

Шкала коррекции (K)

-1.40

-1.19

 

6

Шкала ипохондрии (Hs)

1.88

1.89

 

7

Шкала депрессии (D)

 

1.19

 

8

Шкала истерии (Hy)

 

1.16

1.20

9

Шкала психопатии (Pd)

1.19

1.23

 

10

Шкала маскулинности –

1.29

1.23

 

феминности (Mf)

 

11

Шкала паранойи (Pa)

1.71

1.95

 

12

Шкала психастении (Pt)

1.76

1.62

 

13

Шкала шизофрении (Sc)

2.58

2.31

 

14

Шкала гипомании (Ma)

1.30

 

 

15

Шкала социальной

1.26

1.29

 

 

интроверсии (Si)

 

 

 

 

 

16

Продуктивность

-1.59

-1.58

 

17

Геометрические

 

 

 

18

Метафорические

 

 

 

19

Атрибутивные

 

 

 

20

Конкретные образы

-1.62

-1.68

 

21

Изображения человека

 

 

 

22

Адекватные образы

-1.15

-1.17

 

Далее использованием множественного регрессионного и корреляционного методов анализа исследовали ориентированные регрессионные связи-отношения между факторами-показателями тестов зрительной ретенции Бентона, пиктограмм по Б.Г. Херсонскому и MMPI.

119

Данный подход позволяет выяснить структуру отношений между факторами-показателями этих тестов, изучить организацию управления структуры индивидуальнопсихологических черт (особенностей) личности и, тем самым, сформировать многомерное пространство отношений изученных показателей.

Между факторами-показателями тестов у психически здоровых испытуемых определялось 78 ориентированных статистически значимых регрессионных связей-отношений, у лиц, страдающих МДП, статистически значимые регрессионные связи-отношения между показателями тестов не определялись, а у лиц, страдающих шизофренией, определялись 4 статистически значимые связи-отношения

(рис.17).

А

Б

В

Рис. 17.

Мультиграфы, отражающие взаимоотношения

показателей тестов у психически здоровых испытуемых (А), у лиц страдающих маниакально-депрессивным психозом (Б), и у лиц страдающих шизофренией (В). Обозначения: сплошными линиями обозначены положительные, прерывистыми – отрицательные влияния.

Статистически значимых двумерных коэффициентов корреляции между факторами-показателями тестов у психически здоровых определялось 52, у лиц, страдающих МДП, – 60, а у лиц, страдающих шизофренией, определялись 64 статистически значимых коэффициента корреляции (рис.18).

из изложенного, можно предположить, что системы психической деятельности является (ретикулярной), обладает топологическими и включает множество психических актов и

120

Рис.18. Количество ориентированных регрессионных связей-отношенией и коэффициентов двумерной корреляции у психически здоровых, больных маниакально-депрессивным психозом и больных шизофренией испытуемых.

Таким образом, у психически здоровых лиц между показателями примененных тестов регрессионных связейотношений определялось в полтора раза больше, чем коэффициентов двумерной корреляции, а у психически больных – регрессионные связи не определялись или определялись в очень малом количестве, а коэффициентов двумерной корреляции определялось в 1,15 и 1,23 раза больше, чем у здоровых испытуемых.

Как известно, коэффициент корреляции определяется статистически значимым в условиях строгой линейности, а коэффициент регрессии может определяться статистически значимым и в условиях определенной нелинейности. Можно предположить, что у психически больных, как вследствие болезни, так и лечения психотропными препаратами, происходит разрыв цепей связей психических актов и состояний, а близко расположенные места разрывов формируют увеличение двумерных коэффициентов корреляции.

Исходя

структура

сетчатой

свойствами