Добавил:
vk.com Если у вас есть претензии, касающиеся загруженных файлов - пишите в ВК vk.com/id16798969 я отредактирую или удалю файл. Опубликованные файлы сделаны мной, и некоторыми другими студентами ФФиЖ\ИФИЯМ КемГУ (за что им выражаю огромную благодарность) Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

1 курс, 2 семестр / PDF Земская Е.А. Словообразование

.pdf
Скачиваний:
15808
Добавлен:
08.05.2018
Размер:
2.61 Mб
Скачать

Интерфикс - в - встречается в производных не от глагольных основ (обычно с исходом на о или у): интервью - интервью-(в) ­

щик, МГУ- эмгэу-(в)-ский, ПВО - пэвэо-(в)-ные (занятия).

Интерфикс - т - употреблен в производных от иноязычных основ, например : комильфо-(т) -ный, комильфо-(т)-ство, кабаре­ (т) -ный и т.п.

в) В производных с основами , оканчивающимися группой согласных, и суффиксом, начинающимся согласным, обычно употребляются интерфиксы, начинающиеся гласной. Наиболее употребительны в этом случае интерфиксы -ов-, - ин - . Примером употребления этих интерфиксов могут быть производные от гео­ графических названии прилагательные с суффиксом -ск - :

(ов) - : Столб-цы - столбц-(ов)-ский, Капотня - капотн-(ев)-ский,

Клинцы - клинц-(ов)-ский и т.п.

-ин - : Ялта - ялт-(ин)-ский, Клязьма - клязьм-(ин)-ский, Вязьма - вязьм-(ин)-ский, Можга - можг-(ин)-ский, Бугульма - бугульм­ (ин)-ский, Караганда - караганд-(ин)-ский, Лысьва - лысьв-(ин)­ ский, Висла - висл-(ин)-ский.

г) Интерфиксация расширяет круг основ, от которых могут создаваться суффиксальные производные. Так, многие нарица­ тельные существительные, не образующие производных, попадая в разряд имен собственных - становясь названиями городов, по­ селков, учреждений и т.п. , получают способность давать произ­ водные с помощью интерфиксов, посредством которых суффикс присоединяется к основе, ранее лишенной производящей силы в словообразовании. Ср . производные от названий: газета «Извес­ тия» - извест-(ин)-ский, извест-(ин)-цы - от обычного слова из­ вестия производных нет; село Старые горки - старогорк-(ин) ­

ский, старогорск-(ин)-цы - от нарицательного уменьшительного существительного горка производных нет; журнал « Огонек» - огоmк-(ов)-ский,огоmк-(ов)-цы- от нарицательного уменьшитель­ ного огонек производных нет; «Знаmе» - знаm-(ев) -цы1• Про ­ изводные создаются и от названий, омонимичных наречиям2•

1 Например : «Я же мог возмущаться непониманием «знш1ьевцев» (Белый А. Воспоминания о Л. Андрееве) .

2 Например : «Был у меня А Н. Толстой со свитой из «накануновцев» (Лундберг К. Записки писателя) ; «Станкевич - постепеновец» (там же) ; «Я ведь с «накануновцамu» уже снюхался . . .» (Эренбург И. ) .

1 3 1

ных, омонимичных названиям: зенит - зенитный, гудок - гудоч­ ный; ер. таюке: «Новое время» - нововрем-(ен)-ский и время - вре­ менный и временной, райцентр - райцентр-(ов)-ский и центр - центральный, «Мосгорсправка» - мосгорсправк-(ов) -ский и справ­ ка - справочный, роддом - роддом-(ов)-ский и дом - домовый; яб­ локо - яблочный.

в производных от названий городов (примеры см. выше) .

Несмотря на общую продуктивность интерфиксации, она не­ редко встречает противодействие - образование производных без интерфиксов. Это бывает и в тех случаях, когда интерфикс требуется по законам морфонологии, и в тех случаях, когда на­ личие интерфикса обусловлено действием аналогии, а не мор­ фонологией.

2. Использование интерфиксации д л я с о е д и н е н и я о с­ н о в в с о с т а в е с л о ж н о г о с л о в а - продуктивное явление1 • Фонема <0>2 - наиболее распространенный интер­ фикс в этой позиции: пар-(о)-воз, дым-(о)-ход, сам-(о)-лет, желт­ (о)-зеленый, хлеб-(о)-булочный, снег-(о)-очиститель, син-(е)-зеленый.

В некоторых сложных словах конечный мягкий согласный первой производящей основы чередуется с твердым (преимущественно в образованиях с первой частью кров '- и каст '-); в таких случаях интерфикс изображается буквой о: кост-(о)-ед (ер . : кост-(е)-об­ разование), кров-(о) -подтек, кров-(о)-пролитие, кров-(о)-пускание, кров-(о)-течение (ер . : кров-(е)-потеря, кров-(е)-останавливающий).

Возможны параллельные образования типа кровообращение -

кровеобращение.

В сложных словах с основой числительного в первой части выступают интерфиксы - и -, -у-, -ух- и др . : пят-(и)-этажный, дв-

«В прошлом году ребята из ЛЭТИ работали в одном целинном отряде в совхозе «Коммунизм». . . Их называют «коммунизмовцамu» («Молодой це­ линник» от 10 сент. 1963 г.) .

1 Характеристика интерфиксов, употребляемых в сложных словах, дана в «Грамматике современного русского литературного языка». М., 1970.

с. 172, 173.

2 По правилам орфографии после твердых согласных пишется буква о, после мягких - е; буква е пишется также после ряда твердых фонем (шипящих и ц) .

1 3 3

(у)-слойный, дв-(ух)-сложный и т.п. Отрезки - и -, -у-, ух - незначи­ мы в составе слова, они не являются показателями родительно­ го падежа и поэтому должны быть признаны интерфиксами. В са­ мом деле, можем ли мы сказать, что эти отрезки - флексии родительного падежа? Нет, не можем. Флексия должна иметь значение, а эти отрезки в составе слова не выражают ни одного из значений, свойственных родительному падежу. Они лишены синтаксического окружения, которое обусловливает и определя­ ет падежное значение1 . Следовательно, они незначимы и выпол­ няют роль интерфиксов2•

В некоторых сложных словах с первым глагольным компонен­ том (число их невелико) используется, интерфикс - и - : перекат­ (и) -поле, держ-(и)-дерево и т.п. Какие основания позволяют нам считать элемент -и- интерфиксом? Он выполняет чисто соедини­ тельную функцию в составе слова3• Могут возразить: -и- является показателем повелительного наклонения. С этим нельзя согла­ ситься, так как элемент -и- в составе сложных слов лишен зна­ чения, десемантизирован. Перечисленные и им подобные суще­ ствительные не имеют семантики повеления, их именная часть не есть ни объект, ни субъект глагола в повелительном наклоне­ нии , они не выражены падежной формой, которую «требует» повелительное наклонение (ер . : сорвиголова и сочетание слов со­ рви голову). В значении таких суmествительных нет семантическо­ го компонента «повеления», императивности (держидерево - 'дерево , которое держит' , а не 'дерево , которому велят дер ­ жать ') .

1 См. : Панов М.В. О сложных словах типа держи-дерево, двухзальный

(в печати) .

2 Такого же мнения придерживается Н.А. Янко-Триницкая в работе «Флексии базового слова в морфологически выводимой основе» // Воп­ росы филологии. М . , 1 969. С. 388 . См. таюке: Грамматика современного русского литературного языка. М . , 1 970. С. 172, 173; ер . иное мнение: Потиха З.А. Современное русское словообразование. М . , 1970. С. 50. Ав­ тор склонен считать подобные отрезки суффиксами, не указывая при этом, какое значение в составе слова они имеют.

3 В болгарских сложных словах аналогичной структуры (типа нехра­ нимайка - 'негодяй') также принято рассматривать элемент -и- как со­ единительный гласный.

1 3 4

Интерфиксация ил и чередование с нулем звука?

§101. Выясним, что представляют собой беглые гласные, чере­ дующиеся с нулем звука на стыке основы и суффикса или на стыке основы и приставки. Во-первых, они не имеют никакого значения в слове; во-вторых, роль их, подобно интерфиксам, чисто соединительная: они служат для со­ единения морфов в составе слова. Этим они отличаются от беглых гласных в корнях, которые, находясь внутри корневого морфа, не выполняют функции соединения морфов. Вместе с тем они имеют глубокое отличие от ин­ терфиксов.

Беглые гласные в суффиксах и приставках неоднородны по условиям употребления. Одни из них и по условиям употребле­ ния близки интерфиксам, т.е. их применение регулируется не только действием морфонологических закономерностей, но и явлением аналогии; действие других столь же строго и катего­ рично, как действие фонетических чередований.

§102. Рассмотрим подробнее указанную выше сторону функци­ онирования беглых гласных.

1 . Беглые гласные встречаются в суффиксах существительных -ок-/-к-, -ец-/- ц -, -еств -о/-ств -о, в суффиксах прилагательных -еск - ий/-ск - ий, -ен -/-н- и в глагольных п р и с т а в к а х, окан-

чивающихся на согласные: в -/во-, вз -/-взо-, без -езо-, из -/изо-,

над-/надо -, низ -/низо -, от -/ото-, под-/подо -, пред -/предо -, раз -/

разо-, с-/со -, чрез-/чрезо - .

2 . Закономерности употребления морфов с беглыми гласны­ ми установил Н.С. Трубецкой1•

Морфы - ц - и -к- (т.е. морфы с нулевой гласной) выступают тогда, когда последующий морф начинается гласным: пуш-ок/

пуш-к-а, кив-ок/кив-к-а, брос-ок/брос-к-а, ленинград-ец/ленинград­

ц-а, комсомол-ец/камсомоль-ц-а, жил-ец/жиль-ц-а.

1 См. : Трубецкой Н. С. Das morphonologische System der russischen Sprache // Travaux du cercle linguistique de Prague. Т. V, v. 2, 1934; Уорт Д С.

Чередование гласных с нулем в словообразовании // Предварительные публикаuии Института русского языка АН СССР. Вьш. 18. М., 197 1 .

1 3 5

Однако форма суффикса зависит не только от последующего морфа, но и от предыдущего . Если предшествующий морф кончается соединением согласного с сонорным или в, то суффикс сохраняет гласный в своем составе и чередование отсутствует:

мертвец - мертвеца, беглец - беглеца, подлец - подлеца, хитрец - хитреца, челнок - челнока.

В ряде суффиксов наличие беглого гласного целиком опреде­ ляется свойствами предшествующего морфа и не зависит от пос­ ледующего . Так, суффиксы -еск-(ий)/-ск-(ий), -еств(о)/-ств(о) выступают в форме с гласными после основ, кончающихся на ж, щ, ч, ш и ж ', т.е. ж ' (которые сами могут чередоваться с г, к, х, сг, ск), в остальных случаях они имеют форму без гласного; ер. : звер­ ство - зверств, ругательство - ругательств и княжество - кня­ жеств, монашество - монашеств, отрочество - отрочеств; ре­ дакторский, учительский, воинский, детский и вражеский, юношес­ кий, отроческий, товарищеский.

3 . Наличие беглых гласных в префиксах также зависит от свойств последующего морфа. «Если следующая морфема являет­ ся односложным корнем, который сам обнаруживает чередова­ ния с беглым гласным, тогда нормально префикс , кончающий­ ся согласным, получает звуковую форму без гласного; например :

поджечь - подожгу, отпереть - отопру, разгоню - разогнать»1 •

4. В тех случаях, когда наличие-отсутствие беглого гласного зависит от характера последующего морфа, отсутствием-наличи­ ем беглых гласных различаются разные словоформы одной лек­ семы: разотру, разотри, но растер, растереть, продавец, но продав­ ца, прыжок, но прыжка. В таких случаях, очевидно , беглые глас­ ные не являются интерфиксами, так как они не используются для образования данной производной основы. В производной ос­ нове имеется морфонема {гласная/нуль} , которая при словоиз­ менении превращается в одних словоформах в гласную, в других - в ш. Таким образом, чередование «гласная/нулЬ» здесь факт сло­ воизменения2. В тех же случаях, когда наличие-отсутствие гласно­ го зависит от характера предшествующего морфа, гласный нали-

1 Трубецкой Н. С. Das morphonologische System der russischen Sprache // Travaux du cercle linguistique de Prague. Т. V, v. 2, 1934. С. 55, 56.

2 Это мнение высказал в замечаниях на рукопись данной книги Д.С. Уорт.

1 3 6

чествует (или отсутствует) во всех словоформах лексемы; ер . :

юношеский, юношеского, юношескому. . . юношество, юношества, юно­ шеств. . . и офицерский, офицерского, офицерскому. . .; офицерство,

офицерства. . . Такие гласные ближе интерфиксам, так как интер­ фикс - принадлежность слова, а не словоформы!

5 . Итак, беглые гласные в суффиксах и приставках неодно­ родны по условиям употребления. Полярные позиции в этом от­ ношении занимают суффиксы -ец/-ц-, -ок/-к-, с одной стороны, и -ск-/-еск -с другой.

Условия употребления гласных в суффиксах существительных -ец и -ок целиком определяются их морфонологической позици - ей в слове, они всеобщи и этим напоминают позиционные фо­ нетические изменения. Таким образом, по условиям употребле­ ния гласные в суффиксах -ец и -ок наиболее далеки от интер­ фиксов. Поэтому мену -ец -ц-, -ок/-к- целесообразно рассматри­ вать как чередование гласных с нулем звука.

Беглый гласный в суффиксе -еск- имеет иные условия функ­ ционирования. Эти условия определяются не только морфоноло­ гической позицией суффикса в слове, но и факторами лексичес­ кими, аналогическими и др . На наших глазах происходит подта­ чивание морфонологических условий этого старого чередования. За морфом -еск- была раньше закреплена позиция после шипя­ щих и заднеязычных (с соответствующими чередованиями) . Вме­ сте с тем в той же позиции изредка встречался и -ск - (главным образом в образованиях от топонимов) : волжский, калужский,

рижский, парижский, чешский. Образования от поздних за­ имствований производятся без чередований заднеязычных с ши­ пящими и без беглого гласного: лейпцигский, нюрнбергский, хель­ синкский; ер . также петербургский, наряду с которым в XIX в . употреблялось и петербуржский. Морф -ск- в наше время упот­ ребляется также после заднеязычных в образованиях от названий народностей: каракалпакский, лакский, казахский, кумыкский и др. В

отдельных случаях -ск- встречается и в производных не от геогра­ фических названий: герцогский, команчский, эсдекский, апашский1.

Встречается -ск- в словах, в которых раньше было -еск-: ер. муж­ ской и мужеский (устар. и просторечн. ) .

1 Например : « В третьих кафе часами режутся в карты молодые здо­ ровенные мужчины апашского вида» (Любимов Л. На чужбине) .

1 3 7

Таким образом, происходит расширение сферы действия морфа без беглого гласного -ск- за счет морфа -еск-. Строгая морфонологическая разграниченность морфов -ск-/-еск- разру­ шается. На их распределение начинают влиять такие факторы, как характер лексики (топонимы, этнонимы) , аналогия. В ре­ зультате этого элемент - е - , используемый для присоединения суффикса -ск- к основам, сближается с интерфиксами не толь­ ко по своей функции в слове, но и по условиям употребления. Аналогично положение в языке элемента - е - , выступающего пе­ ред суффиксом -ств(о). Таким образом, гласный е в позиции перед суффиксами -ск- и -ств(о) целесообразно рассматривать как интерфикс .

Сложные слова ил и простые?

§103. Как мы видели выше, типическим интерфиксом сложных слов является фонема < о >, выступающая в значительных по количеству группах сложных слов разных частей речи. Однако этот-интерфикс выступает не только в сложных словах. Он употребителен в существительных с элемента­ ми -тека, -дром, -рама, -фикация и некоторыми другими

(например: игротека, картотека, модотека, фильмотека, ви­ нотека, тканетека; ракетодром, танкодром, планеродром; циркорама, кругорама; звукофикация, теплофикация). Такие слова нет оснований считать сложными, так как сложны­ ми являются лишь слова, включающие не менее двух кор­

невых морфем. Между тем отрезок, следующий за элемен­ том - о - (или - и - 1 ) , не играет в русском языке роли корне­ вой морфемы: он не употребляется самостоятельно и при этом всегда выступает как постфикс - после какой-либо корневой морфемы . Таким образом, рассматриваемые слова следует считать не сложными, а суффиксальными.

Возникает вопрос : как членить подобные слова? Следует ли послекорневые гласные относить к суффиксу или их надо вычленять в качестве незначимой прокладки - интерфикса?

1 В небольшой группе слов выступает фонема <и> : газ-(и)-фикация,

электр-(и) -фикация.

1 3 8

Как указывает Д.Н. Шмелев, свидетельством того, что в подоб­ ных словах в качестве суффикса выступают отрезки -драм, -тека, -рама, -фикация и т.п. (а не «-одром», «-отека». . .) , служит то об­ стоятельство , что при лексикализации таких морфем, т.е. при употреблении их в качестве самостоятельных слов1, они функци­ онируют именно в таком виде, без интерфиксальных - о -, - и - .

Таким образом, в современном языке возникают новые сло­ вообразовательные структуры: существительные с иноязычными (обычно интернациональными) суффиксами, присоединяемыми к основе (русской или иноязычной) посредством интерфиксов -о-, реже - и -2 . Следовательно, интерфикс - о - перестает быть исклю­ чительным показателем сложных слов . Знаменательно , что встречное течение - образование сложных слов без соединительного гласного - явление, активно развивающееся в совре­ менном языке3•

§104. П р о и с х о ж д е н и е интерфиксов - сфера интересов исторического словообразования, поэтому скажем о нем кратко. Интерфиксы в русском языке очень разнообразны. С точки зрения происхождения они представляют три не­ равные группы: 1) возникшие в результате процессов пе­ реразложения из конечных (чаще всего суффиксальных) частей основы; 2) возникшие на границе морфем по за­ конам морфонологии; 3) перенесенные в русский язык из конца иноязычной заимствованной основы.

Кпервой (самой многочисленной группе) относятся такие интерфиксы, как - ов -, -оч-, -ин -, -л-, -в- (см. многочисленные примеры выше) . Примером интерфиксов второй группы может быть -j-, ер . : верди-0)-евский, ифли-0)-цы. Интерфиксы третьей группы разнообразны (например, -т -, -д-) , но представлены в русском языке в незначительных по количеству группах лексики.

1 Например : «Мы новую -теку завели: собираем вырезки из газет» (из разговора в библиотеке); «У нас будет такая вопросникотека что ли, и в этой -теке будут отражены разные явления» (из устной речи) ; «- Я тебе всяких -дром 'ов насобирал!» (из устной речи) .

2 См. : Русский язык и советское общество. Словообразование совре­ менного русского литературного языка. М . : Наука, 1968. С. 225, 226.

3 См. : Мельникова А.И. Об одной новой контаминированной модели сложения слов 11 Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. 1962. Вып. 184.

1 3 9

В языке-источнике они могут быть частью корня, суффиксом (или его частью) . Этот конечный согласный слова произносится не во всех позициях, нередко является лишь «орфографическим концом» производящего слова. Такие элементы отсутствуют в не­ производных словах, заимствованных в русском языке , именно поэтому они вычленяются как интерфиксы при сопоставлении производящего и производного. Ср . : комильфо - комильфо-(т)­

ный, комильфо-(т)-ство (фр. comme-il-faut), бонмо - бонмо-(т)-ист (фр. Ьоп mot), арго - арго-(т)-ический, арго-(т)-изм, арго-(т)-иза­ ция (фр. argot), кабаре - кабаре-(т)-ист (фр. cabaret), ню - ню-(д)­ исты1 (фр. nud, nude - 'голый, голая').

§105. Подведем и т о г и рассмотрения интерфиксации.

1)Интерфиксация - м о р ф о н о л о г и ч е с к о е я в л е­ н и е, способствующее расширению круга производящих основ в современном словообразовании.

2)Один и тот же интерфикс обычно обслуживает про ­ изводные с различными аффиксами от одной и той же основы (кофе-(й) -ня, кофе-(й)-ник, кофе-(й)-ный; орл-(ов)­ ский, орл-(ов)-ец; пе-(в)-ец, пе-(в)-ица, пе-(в)-учий, пе-(в)-ун; гну - гну-(ч)-иха, гну-(ч)-онок2; кант-(иан)-ец, кант-(иан)­

ский, кант-(иан) -ствовать)3, способствуя единообразию структуры производного слова.

3)Для присоединения одного и того же аффикса к различ­ ным производным основам обычно используются разные интерфиксы. Именно поэтому, если рассматривать возни­ кающие при этом комплексы «интерфикс + суффикс» в качестве «производных суффиксов», число последних воз-

1 Например : «Слюнявые морды . Стриптиз . Кривлянье нюдистов: айда нагишом по улицам» («Молодая гвардия» . 1 964. 3); «Зато дали

себе волю нью-йоркские кабаретисmы» («Известия» от 26 янв. 1 963 г.) 2 Например : «По числу голов первенство в кратере держат антило­

пы гну. . . . Вблизи от озера мы наблюдаем любопытную сцену. Молодая гнучиха только что родила. Она с испугом глядит на мокрое сушество и робко, осторожно начинает лизать гнучонка» (Песков В. Золотой кратер . «Комсомольская правда» от 3 1 июля 1969 г.).

3 Ср . индивидуальное : кантианить. Например : « ...тогдашняя фило­ софская молодежь «кантианила» (Белый А. Между двух революций) .

1 40