Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
текст по застою ( Брежневу, Андропову, Черненко....doc
Скачиваний:
64
Добавлен:
27.10.2018
Размер:
359.94 Кб
Скачать

Ссср в 1964-1985 г.Г.

I-Период правления Л.И.Брежнева(1964-82)

(1)Общественно-политическое развитие

1)Смещение н.С. Хрущева(«Октябрьский переворот»)

Причины смещения

Кризисные явления в общественной жизни.

Реформы, про­возглашенные XXI и XXII съездами КПСС, не распространялись на командно- админи-стративную систему. В ходе преобразований 50-х гг. не удалось стабилизировать экономический рост.

• В начале 60-х гг. наметились кризисные явления в экономике, которые привели к снижению уровня жизни людей.

• Допущенные Н. С. Хрущевым ошибки, волюнтаризм во внут­ренней и внешней политике, массовые кампании, инициировавшие­ся «сверху», вызывали неприятие различных социальных групп.

• В наибольшей степени недовольство распространилось в ру­ководящем партийно-хозяйственном аппарате(номенклатуре) как волюнтарист­скими методами руководства Хрущева и постоянными перетрясками руководящих кадров, так и его попытками усилить личную ответ­ственность номенклатурных работников за порученное дело.

• Психологическая неподготовленность общества к кардинальным переменам и незавершенность модернизационных процессов исключали действительную инициативу «снизу» и предопределили особую роль центра в развитии событий.

Инициатива отстранения Хрущева от власти исходила от председателя Комитета партийно-государственного контроля А.Н. Шелепина. Активную поддержку ему оказали заместитель председателя Совета Министров СССР Д.С. Полянский, предсе­датель КГБ СССР В.Е. Семичастный, а также секретари ЦК КПСС Н.В. Подгорный и Л.И. Брежнев.

После отъезда Хрущева в отпуск в Пицунду в октябре 1964 г. был созван пленум ЦК. 13 октября 1964 г. группа ини­циаторов смещения пригласила Хрущева срочно прибыть в Москву. После прилета его отвезли прямо на заседание Прези­диума ЦК, где против Хрущева выступили все руководители партии и государства, кроме А.И. Микояна. Пленум ЦК заслу­шал доклад М.А. Суслова, в котором говорилось лишь об отрицательных личных качествах Хрущева, но не упоминались его политические провалы, и, не открывая прений, снял Н.С. Хру­щева со всех постов «в связи с преклонным возрастом и ухуд­шением состояния здоровья».

При смещении Н.С. Хрущева с постов первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета Министров СССР удалось избе­жать создания чрезвычайной ситуации, а сама процедура от­ставки формально не нарушала ни действующую Конституцию СССР, ни партийный устав. Она проводилась гласно, при почти полном совпадении настроений правящей верхушки и простых граждан. Хрущев подписал заявление об отказе от всех постов, утвержденное пленумом ЦК 14 октября 1964 г. Сам первый секретарь ЦК КПСС не выступал, прений по докладу не откры­вали. Позднее Хрущев считал своей заслугой, что для его сня­тия потребовалось всего-навсего решение пленума, а не репрес­сии, как при Сталине.

2)Борьба внутри нового руководства. Политический выбор л.И. Брежнева

Пленум ЦК КПСС избрал новых руководителей партии и правительства. Первым секретарем ЦК стал

Л.И. Брежнев. Не последнюю роль в назначении сыграла его военная биография: Ве­ликую Отечественную войну он прошел от начала до конца, участвовал в одном из самых героических ее эпизодов — битве за Новороссийск, имел боевые ордена, завершил войну в звании генерал-лейтенанта. (Позднее воспевание военного героизма будуще­го генсека было доведено до карикатурных масштабов и стало по­водом для анекдотов, затмив тот факт, что Брежнев действитель­но воевал.) Брежнев уже несколько лет входил в состав высшего руководства страны, хотя по складу характера не был лидером. Отсутствие у Брежнева ярких способностей никого в ру­ководстве страны не смущало. Напротив, именно ординарность делала его основным претендентом, так как давала надежду разным группировкам на манипулирование им, а со временем, возможно, и на его замену. Таким образом, выдвижение Бреж­нева на пост главы партии и фактически правителя государства отвечало интересам и настроениям прежде всего партийной но­менклатуры, независимо от идейных и политических предпоч­тений отдельных ее представителей.

В 1977 г. Брежнев занял еще один пост — Пред­седателя Президиума Верховного Совета СССР.

Пост председателя Совета Министров СССР получил Д.Н. Косыгин. Председателем Президиума Верховного Сове­та СССР стал Н.В. Подгорный.

Пришедшие к власти деятели не имели общей платформы. Фактичес­ки они были объединены лишь негативным отношением к политике Хрущева. Противоречивость подходов в оценке деятельности прежнего руководителя не позволяла разработать единую и последовательную программу развития страны и даже создать единую руководящую «команду». После октябрьского пленума 1964 г. развернулась решительная (хотя и скрытая) борьба за влия­ние на главу партии со стороны реформаторов и консерваторов.

В аппарате ЦК было немало сторонников «курса XX съезда», большинство из которых считали, что смещение Хрущева вызвано именно необходимостью избавления от искривлений этого курса. Их деятельность была связана с развернувшейся борьбой с последствиями хрущевского волюнтаризма, а также с началом хозяйственной реформы, делающей упор на развитие рыночных отношений. В сентябре 1965 г. на пленуме ЦК КПСС было объявлено о ликвидации совнархозов и восстановле­нии отраслевых министерств, а еще рань­ше началось объединение промышлен­ных и сельскохозяйственных партийных организаций. Беспокойство сторонников «курса XX съезда» вылилось в индивиду­альные и коллективные письма протеста в ЦК КПСС, подписанные рядом извест­ных деятелей науки и культуры.

Вместе с тем в кругу новых лиде­ров выделялся главный организатор свержения Хрущева А.Н. Шелепин, человек относительно моло­дой, волевой и энергичный. Поддержку ему оказали глава КГБ В.Е. Семичастный и руководитель московской партийной орга­низации Н.Г. Егорычев. В конце 1964 г. Шелепин подал на имя Брежнева записку, в которой была сформулирована цельная программа возвращения к сталинской политике, включая при­менение репрессий. Взгляды Шелепина находили сочувствие среди влиятельных деятелей из окружения самого Брежнева. Полное осуществление замыслов консерваторов означало бы соз­дание реальной угрозы новой смены власти.

Политические предпочтения Брежнева проявились во время празднования 20-летия Победы в Великой Отечественной войне в мае 1965 г. Впервые за 10 лет в положительном смысле было упомянуто имя Сталина как организатора Победы. Реак­ция аудитории была крайне положительной — овации продол­жались несколько минут. Через год на XXIII съезде КПСС гла­ва московских коммунистов Егорычев уже открыто выразил неудовольствие по поводу разоблачений «мнимых ужасов стали­низма», и снова зал аплодировал стоя.

Нерешительность Брежнева все больше раздражала просталинскую группировку в верхах. Осенью 1965 г. председатель КГБ Семичастный осмелился на самостоятельные политические действия в духе 30-40-х гг. Были арестованы писатели А.Д. Си­нявский и Ю.М. Даниэль и инициирован судебный процесс по об­винению их в антисоветской деятельности. Это было вызовом не только либеральным настроениям внутри страны и за рубежом, но и самому Брежневу: создавался прецедент политической беско­нтрольности сталинистов с явным прицелом на полную власть.

В июне 1967 г. на пленуме ЦК еще один единомышлен­ник Шелепина, Н.Г. Егорычев, подверг резкой критике состоя­ние обороны страны, что должно было бы явиться поводом для выражения недовольства брежневской политикой в целом.

Инстинкт политического самосохранения требовал от Брежнева удаления ярых сталинистов из руководства страны. Под предлогом слабой работы спецслужб, не сумевших предотвра­тить бегство дочери Сталина Светланы Аллилуевой на Запад, был снят со своего поста Семичастный . Затем возглавляющего могущественную московскую городскую организацию КПСС Егорычева перевели на дипломатическую работу — назначили послом в Данию. А в сентябре 1967 г. от обязанностей секрета­ря ЦК был освобожден и Шелепин.

Неопределенность настроений в правящей верхушке отра­жала противоречивость ожиданий всего советского общества. Большинство верило, что развитие Советского Союза происходи­ло беспрецедентно успешно, и мечтало, чтобы эти успехи пре­умножились. Но одновременно все понимали, что платой за эти достижения была предельная мобилизация всех сил. А новых тягот советские люди не желали. Начало брежневского правле­ния как раз и было отмечено поиском такой стратегии, которая позволила бы ослабить напряжение от неимоверных усилий. Ос­новная идея, на которой фактически сошлись новые руководи­тели страны, была проста: развиваться на уже сформировав­шейся основе, ничего принципиально не меняя. Стабильность становится главным лозунгом государственного курса, а идеологическое оформление эта политика находит в концепции «раз­витого социализма», разработка которой и открывает этап собственно брежневского правления.

Эволюция политической доктрины СССР отвечала задачам стабилизации как общественной, так и личной жизни. Новый курс получил на Западе название неосталинизма.

Черты неосталинизма.

В попытках преобразований 50-х — начала 60-х гг. и элементах либерализации («оттепели») главный

идеолог ЦК КПСС М. А. Суслов и другие члены партийного руковод­ства видели причину неудач и некоторой социальной дестабилиза­ции (проявившейся как в рабочих выступлениях, так и в зарожде­нии диссидентства). В результате в 70-е гг. по инициативе партии происходил отход от политики десталинизации и критики культа личности, намечается возврат к некоторым элементам сталинизма в идеологии, культуре, общественной жизни.

В документах партии и правительства окончательно закрепля­лось, в том числе юридически, монопольное положение КПСС в со­ветской политической системе. Впервые в 6-й статье новой 1977 г. Конституции СССР определялась роль партии как «руководящей и направляющей силы советского общества», «ядра политической сис­темы». За 20 лет численность КПСС возросла с 12,4 млн в 1966 г. до18,3 млн в 1985 г.

Партийное руководство через низовые партийные и обществен­ные организации — профсоюзы, комсомол и другие — продолжало осуществлять идеологический контроль над общественной жизнью в государстве. В результате сохранялись всеобщая идеологизация социальной и культурной жизни, идеологический диктат КПСС, на­вязывалось единомыслие.

Возвращение сталинских реалий(ресталинизация) проявлялось также в следующем:

-Президиум ЦК был переименован в Политбюро ЦK

- глава партии стал называться генеральным секретарем (как Сталин), а не первым секретарем (как Хрущев).

-однако из числа радикальных требований консерваторов было удовлетворено лишь одно — из устава партии на XXIII съезде КПСС устранялись указания о нормах ротации (обязательной сменяемости) партийных кадров. С помощью этой меры обеспечивалось практически бессменное пребывание у власти всего секретарского корпуса. Последствия же этого закономерно проявились через десяток лет, когда во главе СССР оказалась пресловутая «геронтократия» (власть стариков). Во второй половине 70-х — начале 80-х гг. произошла прочная стабилизация партийной элиты и прекращение ее пополнения снизу. Система номенклатуры со своими правами, привилегиями, иерархией стала замкнутой и закрытой. Выросло влияние узкого круга членов Политбюро — руководителя КГБ Ю. В. Андропова, министра обороны Д. Ф. Устинова, министра ино­странных дел А. А. Громыко.