Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дмитрук ИГПЗС.doc
Скачиваний:
52
Добавлен:
18.11.2018
Размер:
2.55 Mб
Скачать

2.4. Общественный и государственный строй Спарты.

Периодизация:

В IX в. до н.э. в результате синойкизма идет процесс формирования полиса.

VII—начале VI вв. до н.э. оформляется «Ликургов строй», который строился на единстве спартиатов с помощью искусственного сдерживания имущественного расслоения и совместного господства над завоеванными землями и племенами. В III в. до н.э. происходит кризис политической системы Спарты.

В середине II в. до н.э. Спарта подпадает под власть Рима.

Возникновение полиса, его особенности.

Спартанское государство возникло в IX в. до н.э., в результате синойкизма т.е., слияния обособленных родовых общин - ахейской, про­живавшей на территории Лаконики, и дорийской, вторгшейся с завое­ванием. Верхушка местных жителей нашла общий язык с родовой знатью завоевателей, вошла в общину побе­дителей, ее члены получили название спартиаты. Но в VII в. до н.э. в Спарте остро стала ощущаться нехватка плодородных земель. Начались войны за захват Мессении, расположенной в центре полу­острова. В результате 2 мессенских войн под властью Спарты оказа­лась весьма обширная территория с многочисленным населением. Здесь проживало 200 тыс, рабов-илотов, 32 тыс. периэков. Спартанцев - муж­чин-воинов - было только 10 тыс. Войны, грабеж порабощенного народа обогатили знать Спарты, среди общины начались раздоры, аристократы стали игнорировать прежние обычаи, традиции; факты беззакония, само­управства приняли широкие масштабы. Демос и аристократия обособились и противостояли друг другу. Межплеменной антагонизм усиливал социальную напряженность. Спартанская община была на грани развала. Чрезвычайно сложная и опасная обстановка вынудила ее в начале VII в. до н.э. провести серию радикальных преобразований - реформы Ликурга. Их основная цель - сплотить коллектив граждан в критической обстановке.

Реформа Ликурга означала перестройку террито­риально-племенной организации в рабовладельческий полис.

Это был весьма своеобразный общественный порядок, при котором среди граждан царили грубая уравниловка и строгий взаимный контроль. Существовал запрет на предметы роскоши. Спартанцы постоянно были заняты военной муштрой, основанной на беспрекословном подчинении, суровой воинской дисциплине.

Общественный строй Спарты.

Жители Спартанского государства подразделялись на следующие соци­альные группы:

  • спартиаты;

  • гипомейоны;

  • периэки;

  • илоты.

Политическими правами пользовались только спартиаты. Все спартанцы, призываемые в ополчение, были наде­лены земельными участками (клерами). В Лаконии и Мессенин их на­считывалось около 10 тыс. Клер считался неотчуждаемым, наследствен­ным владением. Земля считалась собственностью государства, то есть участок нельзя было продать, подарить, оформить как наследство. Размеры участков были для всех одинаковы, тем самым как бы утвержда­лась экономическая основа «общины равных». Торговые отношения с другими странами были запрещены еще в VI в. до н.э. Под угрозой смерти спартанцам запреща­лось по личным нуждам выезжать за пределы своего государства. Гражда­не, которые не могли делать взносы для организации общественных тра­пез, исключались из числа равных и переходили в разряд гипомейонов.

Участки обрабатывали илоты, обязанностью которых было содержать спартанца и его семью. Илотию можно рассматривать как специфическую разновидность античного рабства. Особенность правового положения илота в том, что он не был отделен от средств производства, вел самостоятельно хозяйство, пользовался своим скотом и инвентарем. Часть урожая оставалась в его распоряжении. Спартанцы имели над илотами абсолютную власть, но в то же время создавали им некоторые условия материальной заинтересованности.

Участки земли получали и так называемые периэки, т.е. ремесленники, торговцы. Они были свободными, платили налоги, подати, а во время войны привлекались для службы во вспомогательных частях, но не имели политических прав.

Полноправные спартанцы между собой считались равными. Дети в возрасте с 7 до 20 лет находились на государственном воспитании, мужчины в возрасте с 20 до 60 лет несли военную службу. До 30 лет спартанец считался неполноправным, т.е. не имел никаких политических прав. Единство спартанцев обеспечивалось совместными обедами (сесси­тиями) и групповыми атлетическими упражнениями. Граждане вносили ежемесячно натуральный взнос в общий котел. Тот, кто не мог его внести, считался «опустившимся» (гипомейонов) и лишался политических прав.

В Спарте раньше, чем в других полисах, сложилось четкое деление по сословиям, существовало административное деление по областям; функционировала замкнутая полукастовая система граждан-воинов; имелась первоклассная армия, равной которой по выучке и боевому духу не было в Элладе.

Однако, при этом сохранялись архаичные обычаи далекой древности, что диктовалось положением спартанской общины внутри превосходящей массы порабощенного и зависимого населения. Только сплочение гражданской общины и единый военный коллектив обеспечивали господство над покоренным населением. Максимальная сплоченность, строгая дисциплина, коллективное сотрапезничество, госу­дарственное воспитание детей и даже атлетические упражнения в соче­тании с примитивным образом жизни были следствием вечного страха перед возможностью восстания илотов или периэков. Системати­чески практикуемые избиения, массовые убийства илотов свидетель­ствовали о том, что система террора была главным средством поддержа­ния классового господства спартанцев.

Государственный строй Спарты.

В государственном строе Спарты сочетались элементы военной демократии и родоплеменного строя. Во главе государства стояли два царя (архагета), главы двух племен — дорийского и ахейского. Архагеты обладали наследственной властью, входили в совет старейшин, выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебные полномочия по некоторым делам. Однако в дальнейшем их полномочия были существенно ограничены, особенно военные.

В Совет старейшин — герусию — входили 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из знатных спартиатов, достигших 60 лет. Геронты вели переговоры с другими государствами, рассматривали уголовные дела, дела о государственных преступлениях, вели судебные процессы против архагетов.

В народном собрании (апелла) участвовали все мужчины-спартиаты, достигшие 30 лет. Собрание созывалось раз в месяц, принимало законы, избирало должностных лиц, решало вопросы войны и мира и т.д. К IV в. до н.э. роль народного собрания становится пассивной.

Коллегия из пяти эфоров — представителей аристократии — избиралась на один год. Постепенно с VI в. до н.э. ее роль возросла, эфоры поставили под свой контроль архагетов, осуществляли рассмотрение дел по имущественным спорам, получили право созывать герусию и народное собрание, стали руководить их деятельностью. Они стали фактическими руководителями государства.

Таким образом, по своему государственному строю Спарта являлась аристократической республикой:

Народное собрание сохранило демократическое устройство, но утратило свою реальную власть. Все решения собрания находились под контролем совета старейшин (геруссии), однако, фактическое руководство государством принадлежало пяти эфорам, занимавшим исключительное положение в государстве. Они руководили деятельностью совета старейшин и народного собрания.

Часть исследователей называют такое устройство олигархией (властью немногих), еще одна часть ученых – военной рабовладельческой демократией.