Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дмитрук ИГПЗС.doc
Скачиваний:
52
Добавлен:
18.11.2018
Размер:
2.55 Mб
Скачать

13.1.2 Создание единой Германской империи и ее конституционное оформление. (Конституция 1871 г.)

18 января 1871 г. в Версальском дворце король Пруссии был провозглашен германским императором под именем Вильгельма I, и таким образом в центре Европы возникло новое государство - Германская империя. В ее состав вошли 25 земель (4 королевств: Пруссии, Баварии, Саксонии, Вюртемберга, 18 более мелких герцогств и графств и 3 "вольных городов" - Любека, Бремена и Гамбурга). В апреле была принята, а в мае 1871 г. вступила в силу Конституция Германской империи, которая юридически преобразовала Союз государств в империю.

Конституция заявила о новом государстве как о преемнике Северо-Германского союза, а также учла договоры с южногерманскими государствами. За эти­ми государствами закреплялись некоторые особые права. Такая преемственность обеспечивала не только реальное, но и политико-юридическое преобладание Пруссии в новой империи.

Составители Конституции 1871 г. законодательно закре­пили достаточно своеобразную модель федеративно-административ­ного политического устройства (получила название "союза нерав­ных"). С принятием Конституции 1871 г. сформировалось деление сфер конституционного регулирования между империей и ее субъектами. Вопросы прав и свобод граждан были закреплены только в земельных конституциях. Это оставалось прерогативой законодательства земельных ландтагов и в их судебном контроле. То же касалось судоустройства и организации самоуправления. Федеральному собранию (Союзному совету - бундесрату и рейхста­гу) передавались законодательные компетенции по вопросам армии, фло­та, внешней политики, таможни и торговли, почты, телегра­фа, железных дорог, судоходства и пр. При этом Конститу­цией предписывалось, что "имперские законы имеют пре­имущество перед законами земельными".

Однако, федеральное собрание, формально призванное стоять на страже интересов субъектов федерации, не соответствовал своему назначению в силу неравного представитель­ства входящих в федерацию государств. Пруссии, как самой крупной по территории, населению, военной мощи, экономическому потенциалу, было отведено в бундесрате (верхней палате имперского парламента) 17 из 58 мест, что определяло ее господствую­щее положение в федерации, так как без ее согласия не могло быть изменено ни одно из положений Конституции. Чтобы заблокировать подобные предложения, достаточно было 14 голосов. В бундесрате были представлены не народы субъ­ектов федерации, а представители местных монархов: ко­ролей, князей, герцогов.

Кроме этого, особое место Пруссии в Германской империи определя­лось и тем, что президентство в Союзе закреплялось за прус­ским королем, получившим название германского импера­тора, который обладал по Конституции обширнейшими полномочиями. Являясь главой исполнительной власти, он назначал должностных лиц империи, и прежде всего канцлера. Ему принадлежало право созывать, закрывать и распускать Со­юзный совет и рейхстаг, а также право "разработки и пуб­ликации" имперских законов и надзора за их исполнением. Ряд важнейших своих полномочий он осуществлял с согла­сия Союзного совета: объявление войны и мира, заключение договоров, проведение экзекуций в отношении государств, не выполняющих своих союзных обязанностей, и пр. Имперский канцлер был не только единственным имперским ми­нистром, но и председателем бундесрата. Его голос был ре­шающим в верхней палате при равенстве голосов по некоторым важнейшим вопросам.

Конституция 1871 г. не знала принципа "ответственное правительство".

Бесконтрольность императора и канцлера опиралась на значительные конституционные полномочия бундесрата с его прусским большинством. Конституция 1871 г. не провозглашала даже формально принципа "народного суверенитета". Воля монарха являлась высшей. От имени императора осуществлялась и испол­нительная, и законодательная власть, определялась компе­тенция государственных учреждений и должностных лиц.

Рейхстаг, нижняя палата, создаваемая на основе "все­общих выборов с тайной подачей голосов", находился под контролем императора. Он обладал значительно меньшими полномочиями, чем бундесрат. Ни один закон, принятый рейхстагом, не мог увидеть свет без утверждения бундес­ратом. Члены рейхстага не должны получать за свою ра­боту "никакого жалованья или вознаграждения".

В Кон­ституции нет ни декларации, ни главы, посвященной пра­вам и свободам немцев. Вместе с тем самая обширная глава XI посвящена "военному делу империи", в которой закрепляются всеобщая воинская обязанность, право императора назначать, уволь­нять, перемещать всех высших чинов, использовать армию для полицейских целей и объявлять любую союзную территорию на военном положении, если что-либо "угро­жает общественной безопасности" и др.

Реакционная по своему основному строю и духу конституция 1871 г. была наполнена юридическими нелепостями и несообразностями. «Президент» империи был связан контрассигнатурой канцлера, которого он назначал и смещал по своему усмотрению. Конституция ограничивала власть императора Союзным советом, но как прусский король он мог приказать своим представителям в бундесрате провалить любой неугодный закон, касающийся финансов и военного дела.

Германская Конституция 1871 г. установила авторитарную конституционную монархию с федеративным государственным устройством и явилась выражением союза между феодально-юнкер­ским землевладением и быстро растущим прусско-германским капиталом.