Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Симон Фритц Б., Рех-Симон Кристель - Циркулярно....doc
Скачиваний:
59
Добавлен:
13.07.2019
Размер:
1.91 Mб
Скачать

18. Принципы и типы вопросов

Если составлять типологию возможных вопросов, то наиболее целесообразным представляется задать общие принципы, кото­рые потом можно наполнять конкретным содержанием. Наверно, это лучше, чем давать конкретные вопросы и формулировки, еще и потому, что каждый вопрос должен быть адаптирован и «подо­гнан» к контексту актуальной беседы. Он должен точно ему соот­ветствовать, так что стандартные вопросы тут вряд ли пригодятся. Однако с помощью приведенных ниже типов вопросов интервью­ер может сконструировать вопросы практически по всем мысли­мым темам.

Общие принципы:

а) спрашивать об отличиях

Без различения нет информации. Если для описания ситуации или состояния (например, проблемы) используется некое поня­тие, то выяснить его значение проще всего, спросив о доступных для наблюдения отличительных признаках. На основании чего можно распознать данное состояние, по какому признаку? В каче­стве альтернативы можно спросить и об отрицании, т.е. о другой стороне различения. Какой признак тогда отсутствует? На осно­вании чего можно распознать состояние, у которого отсутствует указанный определяющий признак? Что является отличительным признаком или признаками?

б) проводить различие между описанием, объяснением и оценкой Как показала практика, самое рациональное — отделять в своих

вопросах максимально лишенное оценок и интерпретаций описа­ние феноменов от их объяснения и оценки. Как правило, феноме­ны можно объяснять очень по-разному. То, как они объясняются, меняет их оценку, их оценка меняет их объяснение; и то, и другое определяет, будет ли феномен вообще воспринят и т.д.

Если речь идет о последствиях действий, то центральная роль отводится объяснениям и оценкам. Меняются они, меняются и модели взаимодействия и коммуникации.

в) «разжижение» качеств

Шаг 1: перевод на уровень поведения

Индивидуальные, статичные «качества» — это атрибуции и ове­ществления, выведенные из индивидуальных повторяющихся

113

моделей поведения. Их следует снова вернуть на уровень поведе­ния, задавая вопросы определенным образом.

Какие формы поведения должен демонстрировать, например, отец, чтобы он сам (другие) считали его «тряпкой» ? Как ведет себя мать, когда все описывают ее состояние как «депрессивное» ?

Шаг 2: интеракциональная и временная реконтекстуализация

В зависимости от контекста то или иное поведение наделяется разным значением. Абсолютность мнимых качеств можно подвер­гнуть сомнению, поставив их — или, точнее, то поведение, через которое они себя «проявляют» — в их интеракциональный кон­текст. Сюда относятся вопросы об эффекте поведения.

Что происходит, когда демонстрируется определенное (напри­мер, считающееся проблематичным) поведение? В каких ситуациях, насколько интенсивно оно демонстрируется ? Кто при этом присут­ствует ? Кто как реагирует ? Что происходит перед этим ? Какова временная последовательность взаимодействия?Как построены эпи­зоды взаимодействия ?

. - • >•(..-' > •5 , . >г

г) превращение жертв в виновников: наглядная демонстрация взаим­ного обусловливания

Определенные формы постановки вопроса позволяют пред­положить циркулярную, взаимную обусловленность поведения и конкретно о ней спросить. Мы исходим из того, что каждый участ­ник взаимодействия является действующим субъектом, чем ставим под вопрос роли виновников и жертв вместе с их прямолинейно-каузальными предпосылками. Каждый отвечает за действия всех остальных.

Вопрос: «Если бы вы хотели, чтобы ваша мать делала именно то, на что вы сейчас жалуетесь, как бы вы могли этого добиться? «От­вет: «Мне пришлось бы сделать то-то и то-то». Вопрос к матери: «Если бы вы хотели, чтобы ваш сын сделал то-то и то-то, как бы вы могли этого добиться ?» и т.д.

д) введение параметра времени

Релятивизация статики и овеществления путем введения временной перспективы. Мы спрашиваем как об изменениях в прошлом, так и о возможных изменениях в будущем. Эти вопросы подразумевают, что изменение возможно и вероятно.

Когда началась ситуация X? Сколько она еще продлится ?

е) выяснение индивидуальных и семейных ценностей

Вопросы о единодушии и расхождениях в отношении базовых семейных и, может быть, социально-культурных ценностей.

113

Для кого важнее всего автономия индивидуума/благо осталь­ных? Если бы между этими ценностями имел место конфликт, кто бы что выбрал? и т.д.. Что главным образом отличает семью Xот остальных?

ж) мифы, истории и теории

Поскольку люди думают историями, доступ к историям, фор­мирующим общие интерпретационные схемы семьи, дает возмож­ность лучше понять, каким значением наделяется поведение всех участников ситуации.

Какие мифы и истории рассказываются в семье? О прошлом, о на­стоящем, о будущем ? Какие объяснения для наблюдаемых феноменов имплицитно содержатся в этих историях? Имеются ли признанные (спорные, конкурирующие) теории для объяснения происходящего? Какие мнения существуют о том, как лучше всего достичь пресле­дуемых целей?

Особые типы вопросов:

а) подсистемы и коалиции

Какие на сегодняшний день существуют союзы и альянсы? Кто, что, с кем и когда делает? Какие разные правила игры суще­ствуют в разных отношениях? Чьи цели, мнения и т.д. совпадают (противоположны)? Насколько проницаемы или закрыты грани­цы между поколениями? Являются ли коалиции и альянсы надеж­ными и предсказуемыми, или они меняются? Существуют ли рас­познаваемые критерии их изменения?

б) триады — введение внешней перспективы

В каждом случае кого-то одного спрашивают об отношениях двух или нескольких других. Как, с точки зрения В, выглядит взаимо­действие и коммуникация между А и Б? Кто, что, когда делает ?н т.д.

в) иерархии

Распределение действующих лиц в иерархии, т.е. составле­ние своего рода хит-парада. Кто был бы первым, кто последним? Если выстроить иерархию в отношении..., то кто был бы на первом, на втором, ...на последнем месте?

I, 1 ■ -':

г) качественные и количественные различия

Вопросы об отличиях в отношении качества и количества. Это скорее так или скорее так? Больше или меньше? Чаще или реже? Лучше или хуже ?

113

К этой категории вопросов относится также шкалирование. Если бы вам было нужно оценить нынешнее состояние по шкале от О до 10, где 0 — это оптимальное состояние, а 10 — хуже не бывает, то какое число вы бы указали? Если бы вам было нужно поставить оценку от 0до 6за..., то какую оценку вы бы поставили в начале те­рапии, какую сейчас, какой оценки еще нужно достичь ?

д) согласие и разногласия

Кто с кем согласен (не согласен) или чьи взгляды совпадают (не совпадают)? У кого на этот счет противоположная точка зрения? Кто не определился в выборе позиции?

е) изменения

Какие изменения вне семьи (работа, школа, знакомые) можно связать по времени с изменениями внутри семьи? Какие биологи­ческие изменения (переходный возраст, болезни, несчастные слу­чаи, возрастные явления и т.д.) у отдельных членов семьи можно связать с изменениями в семейной коммуникации?

ж) адаптационные функции статус-кво

Даже если клиенты хотят изменений и дают терапевту соот­ветствующее поручение, важно разобраться с функциональными аспектами сохранения статус-кво. Что хорошего в ситуации, как она есть сейчас ? Что не должно меняться ни в коем случае ?

з) гипотетические вопросы

Мысленные эксперименты — хороший способ использовать чувство возможного, проиграть различные варианты, проверить действие отдельных изменений. Гипотетические вопросы позво­ляют отвести собеседников в возможные альтернативные миры, будь то в прошлом или в будущем.

Из данного репертуара различных типов вопросов можно точно и по индивидуальной мерке «кроить» вопросы, которые не толь­ко отвечают информационной потребности интервьюера, но и предоставляют ему возможность подавать собеседникам идеи, по­скольку никогда нельзя забывать о том, что любой вопрос — даже самый, казалось бы, безобидный — имеет суггестивное содержа­ние и передает те или иные предположения. В этом заключается интервенционное содержание интервьюирования.