Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лена Возрастная 3.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
26.08.2019
Размер:
89.09 Кб
Скачать

Предметно-манипулятивная деятельность в раннем возрасте (д.Б. Эльконин)

Социальная ситуация развития: ребенок получает предметы, но способа их использования как в обществе у него нет. Основное противоречие решается через переход от манипулятивной к предметной деятельности. Ребенок овладевает 2мя частями деятельности 1) ориентировочная; 2) исполнительная. Гальперин выделил «3 типа ориентировки»: 1. проб и ошибок; 2. на основе алгоритма, показанного взрослыми; 3. научение ребенка выделять ориентировки для собственного действия. Эльконин изучал смысловую сторону действия и пришел к выводу, что если ребенок не имеет собственной значимости действия, он его не будет выполнять. Переход компонентов действия на сторону ребенка происходит в 2 линии: 1) переход от совместности к самостоятельности (1 – совместная деятельность, все элементы у взрослого, 2 – частично – совместная деятельность, 3 – совместно – разделенная, начинает действие взрослый, а ребенок его заканчивает, 4 – действие на основе показа, пример взрослого, 5 – выполнение ребенком действия на основе указаний взрослого, ориентировка и исполнение на стороне ребенка, взрослый только оценивает, формируется образ взрослого!), 2) ориентации самого ребенка в ситуации действия (1 – неспецифичное использование предмета, ориентировка на физические свойства предмета, 2 – специфтческое использование предмета, 3 - есть способ действия в соответствии с чьими – то действиями и ребенок начинает переносить действия на другие предметы). Итог: формируется схема действия, то общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении. Формируется образ действия. Ребенок начинает понимать, что между действиями ребенка и взрослого нет разницы. Все действия на стороне ребенка. Возникает кризис 3х лет (Я – сам).

Важные достижения раннего детства. Во-первых: овладение прямой походкой. Происходит расширение границ мира: физического и психосоматич.: выделение объекта, взаимодействие с объектом, выстраивание значение объекта. Также происходит ориентировка в пространстве: активная возможность адекватной ориентировки в окружающей среде, развитие мышечного чувства в пространстве (возможность дойти до объекта, чтоб овладеть им). Во-вторых – развитие предметной деятельности: а) овладение функцией предмета, использование предмета по средствам любой деятельности; б) узнает функции предмета от взрослого; в) к трем годам вновь совершает любые действия с предметом, но уже зная его основные функции.

Развитие новых видов деятельности: например, пирамидки - это соотносящие действия, приведение двух и более объектов в пространственное соотношение между собой: 1) действительное реальное соотнесение (безошибочное), идеальные формы воспринимаются с помощью символической репрезентации. На втором году жизни развиваются орудийные действия (использование одного предмета для воздействия на другой предмет, сначала руки затем средства), параллельно идет развитие функциональной знаковой системы. В-третьих - это развитие речи 1) совершенное понимание речи взрослого (развитие восприятия и распознания речи, 2) собственная активная речь. Она делится на фонематический слух, который с возрастом теряет возможность улавливать некоторые фонемы, и грамматическую речь, когда ребенок согласует окончание слов в словосочетаниях и предложениях.

Д. Б. Эльконин: в конце первого года жизни соц.ситуация полной слитности ребенка с взрослым взрыва­ется изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Од­нако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен.

Во-первых, речь носит автономный характер: слова ситуативны, они – лишь осколки наших слов, многозначны, полисемантичны. В самой автономной речи содержится противоречие. Эта речь — средство общения, обращенная к другому, но она, как прави­ло, пока еще лишена постоянных значений. Во-вторых, почти в каж­дом действии, которое реб. осущ. с тем или иным предме­том, как бы присутствует взрослый человек. Прежде всего, он присутствует путем конструирования предметов, с к-м реб. манипулирует.

Ни на одном человеческом предмете, указывал Д. Б. Эльконин, не написан способ его употребления, общественный способ употребления предмета ре­бенку всегда надо раскрывать. Но поскольку младенцу его еще нельзя показать, приходится конструировать предметы, которые своими физич. свойствами определяют способ действия детей. Манипулируя с предметами, ориентируясь на их физические свойства, ребенок, однако, сам не может открыть общественно-выработанных способов употребления предметов. Социальная ситуа­ция развития в раннем возрасте такова: "ребенок-ПРЕДМЕТ-взрослый". В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. К. Ле­вин даже говорил о фетишизации предмета в раннем детстве. Это проявляется, например, в том, как ребенок садится на стульчик или возит за собой машину — ребенок все время смотрит на этот предмет. Правда, за предметом ребенок еще не видит взрослого человека, однако, без взрослого он не может овладеть человеческими способами употребления предметов. В этой ситуации ребенок как бы говорит: "Мы слиты, я без тебя ничего не могу сделать, но я прошу тебя: покажи, учи!"

Соц.ситуация совместной деят-ти ребенка и взрос­лого содержит в себе противоречие: способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это проти­воречие решается в новом типе деят-ти, к-й рождается в период раннего возраста. Это предметная деятельность, направ­ленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Прежде всего, она предметная, потому что мотив дея­тельности заключается в самом предмете, в способе его употребле­ния. Общение в этом возрасте становится формой организации пред­метной деятельности. Оно перестает быть деятельностью в собствен­ном смысле слова, так как мотив перемещается от взрослого на обще­ственный предмет. Общение выступает здесь как средство осуществ­ления предметной деятельности, как орудие для овладения обще­ственными способами употребления предметов. Несмотря на то, что общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем возрасте, оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится речевым. Общение, связанное с предметными действиями, не может быть только эмоциональным. Оно должно стать опосредованным сло­вом, имеющим предметную отнесенность.

По Д. Б. Эльконину, развитие ребенка в раннем детстве импли­цитно содержит в себе распад этой ситуации. Совместное действие уже потому, что оно предметно, содержит в себе свою гибель. И. А. Соколянский и А. И. Мещеряков сумели проследить этот процесс на других предметах и изображениях, что делает его носителем пред­метного содержания.