Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лена Возрастная 2.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
01.09.2019
Размер:
147.97 Кб
Скачать

6. Ранняя зрелость. Близость, интимность – изоляция.

Близость, интимность: установление интимных отношений с вчеловеком другого пола, доверительных отношений с близкими людьми и партнерских отношений с сослуживцами.

Любовь – утверждение неповторимого создания «Я» другого человека. Э. Эриксон указывает, что появление зрелого чувства любви и установление творческой атмосферы сотрудни­чества в трудовой деятельности подготавливают переход на следующую стадию развития.

Изоляция: человек не умеет выстраивать доверительные отношения с семейным и социальным окружением. Склонен к конфронтации, конкуренции, конфликтности.

«-» - новообразования любви не возникает.

7. Средняя зрелость. Продуктивность, генеративность – самоуничижение. Рассматривается как центральная на взрослом этапе жизненного пути человека. Раз­витие личности продолжается благодаря влиянию со сто­роны детей, которое подтверждает субъективное ощуще­ние своей нужности другим. Производительность и по­рождение (продолжение рода) как главные положитель­ные характеристики личности на этой стадии реализуют­ся в заботе о воспитании нового поколения, в продук­тивной трудовой деятельности и в творчестве. Во все, что делает человек, он вкладывает частицу своего «Я», и это приводит к личностному обогащению.

Продуктивность, генеративность: забота о подрастающем поколении, способность внести свой вклад в жизнь общества, передать опыт.

Самоуничижение: неспособность к продуктивной деятельности, неумение зафиксировать и транслировать свой опыт.

8. Поздняя зрелость. Цельность – отчаяние.

Цельность: человек интегрирует собственный изненный опыт, которым доволен, и мужроотносится к событиям своей и чужой жизни.

Отчаяние: человек переживает несостоятельность своей жизни, считая, что она прожита напрасно. Страх смерти.

Концепция стадий когнитивного развития ж.Пиаже.

Базовая структура – «схема» - ментальная структура, благодаря которой, происходит обработка перцептивных образов, знаний субъективного опыта.

Виды схем: 1) сенсомоторные (действия человека), 2) когнитивные (в основе лежат понятия). Развитие схем идет через два основных процесса: ассимиляция и аккомодация.

Ассимиляция – включение нового опыта, исходя из существующих ментальных структур без их изменения. Аккомодация – изменение существующих ментальных структур, для объединение старого и нового опыта.

Интеллект всегда стремится к уравновешиванию процессов ассимиляции и аккомодации. Уравновешивание ведет к адаптации. Процесс развития интеллекта – схемы организуются в операции; различные комбинации операций соответствуют различным стадиям когнитивного развития.

1. Сенсомоторная (0- 1,5-2 лет). Познание мира через действия.

2. Дооперациональная (2-7 лет). Формирование понятий, которые ограничены эго-центрическим опытом ребенка. «Магические» представления и причинах и следствиях. Развитие анимизма детского мышления (одушевление неживых вещей).

3. Конкретных операций (7-11-12 лет). Оперирование математическими понятиями применительно к конкретным событиям или объектам.

4. Формальных операций (с 12 лет). Анализ, решение задач как конкретного, так и абстрактного характера. У человека реально формируются суждения по аналогии и метафорически.

Дети младенческого возраста пользуются сравнительно небольшим количе­ством схем, многие из которых представляют собой такие действия, как рассматри­вание, хватание или жевание. Пиаже назвал первый период развития сенсомоторной стадией, потому что при уравновеши­вании интеллект младенца опирается на данные органов чувств и телесные движения.

Второй период начинается примерно в то время, когда дети начинают говорить. В течение дооперациональной стадии дети познают мир в основном через свои собственные действия. Они не выдвигают широких общих теорий о домах из кубиков, бабушках или собаках, а пользуются своим повседнев­ным опытом для построения конкретных знаний. На дооперациональной стадии дети не делают обобщений о целом классе объектов (например, все бабушки), не могут они и продумать последствия конкретной цепи событий. Кроме того, они не понимают отличия между символом и обозначаемым им объектом. В начале этой стадии дети настолько серьезно относятся к названи­ям, что не могут отделить их буквальное значение от вещей, которые они представляют. Например, если ребенок воображает, что лист бумаги — это кусок пи­рога, а мать выбрасывает бумажный «пирог» в мусорное ведро, то ребенок может расстроиться не меньше, чем невеста, которая увидела, как выбросили ее свадеб­ный пирог. К концу этого периода дети узнают, что слова языка являются условными знаками и что одно слово может обозначать не только один, но и несколько объектов.

В течение следующего периода — стадии конкретных опера­ций — дети начинают использовать в мышлении логику. Они могут классифици­ровать предметы и иметь дело с иерархической классификацией, способны опери­ровать математическими понятиями и осмыслить закон сохранения. Например, на дооперациональной стадии ребенку трудно понять, что данное животное может одновременно являться и «собакой», и «терьером». Он способен одновременно иметь дело только с одним классом. Но семилетние дети понимают, что те­рьеры — это подгруппа внутри более широкой группы собак. Они могут видеть также и другие подгруппы, например подгруппу «маленьких собак», таких как терьеры и пудели, и подгруппу «больших собак», таких, как золотые ретриверы и сенбернары. Размышляя таким образом, они демонстрируют понимание иерархии классов. На стадии конкретных операций дети овладевают логическими операциями такого типа, и их мышление становится все более похожим на мышление взрослых.

Последний период в теории Пиаже называется стадией формальных операций. На этом этапе подростки могут исследовать все логические варианты решения задачи, воображать вещи, противоречащие фактам, реалистически мыслить о будущем, формировать идеалы и понимать смысл метафор, недоступный детям младшего возраста. Для формаль­но-операционального мышления больше не требуется связь с физическими объек­тами или фактическими событиями. Оно позволяет подросткам впервые задать себе вопрос типа «а что будет, если.?» («А что, если бы я сказал это тому челове­ку?»). Оно позволяет им «проникать в мысли» других людей и принимать в расчет их роли и идеалы.