Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебное пособие по психологии.docx
Скачиваний:
104
Добавлен:
03.09.2019
Размер:
630.12 Кб
Скачать

1)Прежде всего нужно сделать так, чтобы у солдата пропала мысль об опасности боя.

Исследования показывают; что около 25 - 40 % военнослужащих «имитируют» боевые действия, в частности выстреливают весь боезапас в первые 15 минут боя. В разговорах о войне с молодым солдатом надо помочь ему внушить, что непереносимой боли не бывает, что те пули, которые просвистели над ухом, уже не ранят - они далеко. Им кланяться нечего.

2)Снижают страх и всевозможные коллективные мероприятия.

В тол­пе привязанность к собственной личности притупляется, люди действуют как один организм. Не зря существует поговорка, что «на миру и смерть красна».

3)Огромное значение имеет для борьбы со страхом вера в личность военачальника.

Именно вера сол­дат в «звезду» Петра І, Суворова, Скобелева, Гурко, Великого Князя Николая Николаевича творила чудеса. И наоборот, фатальная не­удачливость Николая II пошатну­ла дух армии, когда царь взял на себя командование в 1915 году - самом неудачливом для русских периоде Первой мировой войны.

Особенно опасной реакцией военнослужащих на боевые стресс-факторы является группо­вая паника, распространяющаяся и нарастающая в процессе взаим­ного заражения и сопровождаю­щаяся потерей способности к ра­циональной оценке обстановки, мобилизации внутренних резер­вов, целесообразной совместной деятельности.

Боевая обстановка создает бла­годатную почву для развития па­нических настроений. Этому спо­собствуют внезапные, неожидан­ные действия противника, его мощные огневые удары, психоло­гическое, психот­ропное воздействие, чрезмерная усталость, перенапряжение военнослужащих, распространение деморализующих слухов, настроений при отсутствии официальной информации и др.

Среди комплекса воздействий на воинов, испытывающих панику, выделяют мобилизующие, отвлекающие и побуждающие. Их, можно применять как к группе, так и к отдельному воину. Часто между этими воздействиями трудно провести четкую грань, поэтому перечислим основные их разновидности.

Меры, направленные на отдельную личность: привлечение внимания, постановка задач, активация нравственной мотивации, осознание ответственности, четко выраженное требование, показ примера действий. Солдата, испытывающего страх, необходимо отвлечь от источника страха, показать перспективу успеха, быстро поставить конкретную задачу, проявить требовательную заинтересованность, обеспечить поддержку товарищей, побудить к активной деятельности. Достигается все это вниманием командира, контролем, требованием, призывом, примером.

Среди мер, обращенных на группу выделяют: привлекающее внимание действие руководителя, активизацию сержантского состава и неформальных лидеров, оживление групповой сплоченности, возбуждение общей положитель­ной эмоции, постановку обшей посильной задачи, побуждение к совместным действиям. Здесь 'применяются такие средства, как призыв, команда командира, ло­зунг, пример, целеуказание, ободряюшие слова поддержки, обращение к группе. В крайне опасных ситуациях боя, когда паника среди личного состава разрастается, ее пресечению может служить немедленное начало боевых действий резервными или соседними соединениями на глазах солдат, охваченных паникой. В войнах прошлого такой прием занимал одно из ведущих мест.

Военные психологи утверждают, что когда человек в критические минуты слышит от­зывы окружающих о своем пове­дении, это может подавить в нем вспышку ужаса и предотвратить панику.

Одним из средств прекраще­ния страха и паники может слу­жить неожиданное появление Боевого Знамени части перед глазами военнослужащих, охва­ченными паникой. Положитель­ный результат достигается, как правило, тогда, когда военнослу­жащие сохранили достаточный уровень боеспособности, спло­ченности и имеют определенный боевой опыт.

В качестве средств борьбы со страхом и паникой среди неболь­ших подразделений применяются и громкоговорящие устройства, установленные на вертолетах, бое­вых машинах. Борьбе с паникой может по­мочь и трансляция Государствен­ного гимна или известного марша, песни, затрагивающего нацио­нально-психологические чувства воинов. Установка в местах вероятного бегства различного рода предуп­редительных знаков (в дневное время), различных указателей ти­па «Осторожно, мины!», «Осто­рожно, высокая радиоактив­ность!», имитационных минно-взрывных полос и т.п. Все это дела­ется заранее, с учетом социально-психологических особенностей конкретного подразделения, подготовленности и боевого опы­та.

Организационно-управленческие приемы борьбы с паникой:

- изоляция инициаторов пани­ческих настроений. Личный при­мер командира- -хладнокровие, мужественное поведение. Локали­зация распространения слухов о случившейся панике на сосед­ние подразделения;

- с военнослужащими необхо­димо провести беседу, в ходе кото­рой довести, что командование на месте, контролирует обстановку, а воинская часть сохраняет боес­пособность;

- ознакомить воинов с обста­новкой на их участке боев, рассказать о предстоящей боевой задаче, призвать на будущее действовать более хладнокровно;

- особое значение приобретает выработка убеждений в том, что враг несет большие потери на всех направлениях;

- важно также, чтобы эти меры сопровождались с пополнением данного подразделения притоком новых военнослужащих из более стойких частей.

В первые минуты и часы после паники военнослужащие испыты­вают чувство горечи, вины, стыда. В этих условиях рекомендуется:

- подача обнадеживающей ин­формации;

-акцентирование внимания на примерах стойкости и мужества в предыдущих боях;

-организация прослушивания информационных материалов с участков фронта;

- привести подобные примеры из прошлого Российской армии (случаи бегства суворовских сол­дат при Нови, паника войск Куропаткина во время русско-японс­кой войны при Мукдене);

- вручение корреспонденции (писем, газет, журналов) для пе­реключения внимания;

- чтение перед строем писем мирных жителей, рассказываю­щих о зверствах противника, о на­несенных врагом бедствиях, показ и прослушивание аудио- и видео­материалов на эти темы;

- если возможно, то необходи­мо организовать проведение сеан­са аутогенной тренировки, релак­сации, саморегуляции;

- организовать горячее пита­ние, чай, если позволяют условия, предоставить не менее чем 5-часо­вой сон.

Приемы и способы восстановления психологического здоровья военнослужащих.

Психологическая помощь рассматривается как важнейшая составляющая психологического обеспечения боевых действий войск, как комплекс психологических, организационных, медицинских мероприятий, направленных на обеспечение успешного преодоления военнослужащими психотравмирующих обстоятельств боевой обстановки, сохранение и восстановление их боеспособности и психического здоровья.

Военнослужащие, подвергшиеся различной степени психотравматизации, нуждаются в качественно различной психологической помощи. В связи с этим представляется важным выделение в ее структуре двух взаимосвязанных элементов:

1) психологической поддержки;

2) психологической реабилитации.

1. Психологическая поддержка направляется на актуализацию имеющихся и создание дополнительных психологических ресурсов, обеспечивающих активные действия военнослужащих на поле боя. Она оказывается в профилактическом плане (в целях предупреждения развития отрицательных психологических явле­ний) всем военнослужащим, а в целях психологической коррекции применяется по отношению к лицам с симптомами непатологических и патологических психо­генных реакций.

2. Психологическая реабилитация является частью общего реабилитационного комплекса (наряду с медицинской, профессиональной, социальной) и направляется на восстановление и коррекцию утраченных (нарушен­ных) психических функций, личностных свойств и социального статуса воинов, пси­хологического ресурса, необходимого для дальнейшей жизни и деятельности.

Существуют несколько принципиальных схем психологической помощи воен­нослужащим в боевой обстановке.

«Американская схема» заключается в том, что психологическая помощь воен­нослужащим оказывается должностными лицами штатных воинских и меди­цинских подразделений и частей (командирами, младшим медицинским пер­соналом, специалистами психологического профиля, состоящими в штате медицинских рот и частей, и т. д.).

«Российская схема» состоит в том, что в нее включена штатная система психо­логической службы, включающая «вертикаль» психологов (от батальона до высших эшелонов военного управления) и систему центров (пунктов) психо­логической помощи и реабилитации.

Такая схема представляется более перспективной, т. к. обладает мобильностью, позволяет быстро концентрировать силы и средства на участках с прогнозиру­емой высокой психотравматизацией личного состава.

Другой подход имеет место в армиях Великобритании, Израиля и др. Здесь, наряду с существующей штатной структурой психиатрической помощи, на вре­мя боевых действий создаются мобильные отряды, группы, пункты психологической помощи (реабилитации).

Опыт работы с военнослужащими, подвергшимися боевому стрессу, накоплен­ный в нашей армии и армиях других государств, позволяет выделить основные способы и средства их психологической поддержки. Непосредственно в ходе боевых действий применяются коммуникативные и организационно-деятельностные способы.

Важно знать, что существуют и методы самопомощи.

Во-первых, они должны бить простыми и доступными для применения.

Во-вторых, результат их воздействия не может носить отсроченный харак­тер (не более 3-5 минут).

В-третьих, они не должны вызывать побочных явлений (например, сонли­вость). Этим требованиям соответствуют экспресс-методы психической саморе­гуляции и ряд фармакологических средств, проверенных в процессе боевых дей­ствий войск.

(Исследования, проведенные в боевой обстановке группой медицинских специалистов, показали высокую эффективность применения ряда фармакологических средств: для повышения боеспособности военнослужащих — препараты сиднокарб и пирацетам; для купирования боевого стресса, острых психотических реакций военнослужащих— феназепам и седуксен; в целях повышения скорости и точности реакций водительского состава — пирроксан; в интересах коррекции астено-депрессивных состояний — пирацетам, сиднокарб, элеутерококк, феназепам, поливитамины. Фармакологические средства применяются исключительно по рекомендации психофармаколога или специально подготовленного врача).

Таким требованиям могут отвечать способы саморегуляции, построенные на основе действия механизмов взаимосвязи типов дыхания, тонуса скелетных мышц и состояний нервной и психичес­кой систем человека.

В боевой обстановке, как в мирной жизни, стрессовые пере­живания непосредственно связа­ны с напряжением какой-то мыш­цы или группы мышц. Поэтому для «разрядки» негативных пере­живаний (страха, неуверенности в себе, беспокойства и других) не­обходимо выполнить упражнение по типу «релаксация».

Релаксация выпол­няется в три этапа:

1. На первом этапе, заметив не­гативные изменения в своем сос­тоянии (повышенная тревога) нужно найти ту груп­пу мышц, которая в данный мо­мент наиболее напряжена.

2. Необходимо прочувствовать, как непосредственно связаны между собой плохое самочувствие и напряжение в мышцах.

3. Волевым усилием расслабить напряженные мышцы. Для этого можно представить, что они ста­новятся тестообразными, вялыми. Как правило, улучшение психи­ческого состояния происходит практически мгновенно.

Кроме этого, существует самов­нушение - психологическая сущ­ность этого приема - пробудить и укрепить веру в себя, в свои спо­собности, Составленный текст должен ясно и точно отражать цель самовнушения, проговарива­емые фразы должны быть лако­ничны и произноситься только в утвердительной форме. Техника аутогенной тренировки состоит из словесных предписаний; «должен – хочу – могу - есть». Например: «Я должен быть смелым! Я хочу быть смелым! Я могу быть смелым! Я смелый!» Проводить такую тренировку целесообразно ежед­невно.