Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хрестоматія Психологія особистості.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
499.2 Кб
Скачать

Раздел V. Личность в социуме

Г. М. Андреева. Социальная идентичность

353

двояким образом. Прежде всего она «отвечает» на вопрос «где?»: где, в какой ситуации происходит то или иное событие, где Я-сам, где то, что мне близко и т. д. В английской и немецкой терминологии употребляются специальные термины, обознача­ющие данный тип значения среды: Whereness, и соответствен­но, «Wo?». Если бы не опасаться вульгаризации русского язы­ка, можно было бы употребить такой русский эквивалент этих терминов: «гдетость», т. е. такое качество среды, которое отве­чает на вопрос: «где что-то существует или происходит?». Да­лее, второй аспект значения среды, в котором, собственно, и вы­ясняется ее значимость для индивида: «А что это такое? Что это 1 означает для меня?». Существительное, которое употребляет­ся в английском и немецком языке, — соответственно Whatness и Was? (русский условный эквивалент — «чтотость»). Отвечая на два эти вопроса, человек как бы помещает себя в некоторое пространство, привязывает себя к нему, использует своего рода когнитивную карту с обозначением места своего пребывания. Если место это очень значимо, человек отождествляет себя с ним, возникает «идентификация с местом».

Этот феномен хорошо известен на уровне житейской психо­логии. Если в обыденных обстоятельствах для человека не столь значимо отождествление себя с каким-либо «местом» (будь то место его рождения или место какого-то периода проживания), то в ситуациях исключительных это родство с местом приобре­тает особую роль. Например, в условиях разлуки с родиной нос­тальгия особенно часто касается места, где прошло детство или где произошли какие-то исключительные события (признание в первой любви, впервые испытанное чувство страха и т. п.). Но­вобранцы в армии часто устанавливают контакты по принципу землячества («он из наших мест»), и такая идентификация по­рой более очевидна, чем отнесение себя к какой-нибудь соци­альной или возрастной группе. Значение «среды» в нетрадици­онной ситуации настолько велико, что идентичность личности-по преимуществу становится «средовой». Отсюда и восприятие, и познание социального мира приобретает особую окраску; сре­да воспринимается как существенная характеристика социаль­ного бытия человека.

В таких ситуациях могут возникать особого рода экологиче­ские стереотипы и предпочтения, что заставляет специфически окрашивать воспринимаемый мир: местные нормы, стандарты поведения, а не только черты родной природы могут восприни­маться как наилучшие, от чего зависит и вся картина мира. В случае предпочтения области проживания целого народа та­кие представления тесно смыкаются с этническими стереоти­пами, различными символами и в этом качестве также предста­ют как элемент конструирования социального мира с позиций идентификации себя с определенной средой. «Использование» Среды детерминировано культурными нормами и определенны­ми символами. Это определяет характер экологического созна­ния, что проявляет себя не только в глобальном отношении к среде, но и в способах поведения в конкретных «средовых» си­туациях, например в храмах, на кладбищах и пр. В этом смысле вандализм, проявляющийся в сокрушении памятников, в хули­ганских надписях на стенах зданий (так называемые Graffiti), есть всегда сигнал не просто невоспитанности, но и разруше­ния нормальных отношений со средой обитания, т. е. неблаго­получия с проблемами социальной идентичности. Значимость чисто экологических характеристик местности была продемон­стрирована в одном из экспериментов: африканским детям было предложено 90 слов, имеющих отношение к жизни континента. Из них надо было выбрать такие, которые в наибольшей степе­ни, по мнению испытуемых, характеризуют их материк. Лишь 25% детей выбрали такие термины, как «расовые проблемы», «ис­лам», «социализм». Более 80% посчитали, что картина их мира показательнее предстает в таких терминах, как «дикие живот­ные», «черные аборигены», «каннибалы», «пигмеи», «шаманы, потрясающие дротиками» и пр.

Формирование экологического сознания включает в себя формирование отношения не только к природе, но и к различ­ным аспектам среды, а их, как мы убедились, достаточно много. Одно из существенных направлений изучения психологии сре­ды состоит в определении позиции человека относительно дис­танции, которую он считает оптимальной для взаимоотношения с другими людьми. Два основных термина описывают характер

12 Зак.№940

354