Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
уголовное право. Общая.doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
17.08.2019
Размер:
3.44 Mб
Скачать

2. Понятие и признаки преступления

Понятие преступления дано в ч.1 ст.14 УК РФ: “преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания”.

УК РФ сохранил традиционное для советского уголовного права материальное понятие преступления, которое не ограничивается формальным признаком предусмотренности деяния уголовным законом.

Из указанного определения можно вывести ряд признаков преступления:

1) Преступление является деянием (поведением) человека, т.е. выраженным вовне актом человеческой деятельности. При этом уголовное право рассматривает поведение человека в единстве внешнего физического проявления в материальном мире (телодвижения или его отсутствия) с внутренним (психическим) отношением к нему, а также с правовой сутью поведения (его соответствия или несоответствия нормам права). Поведение же человека является относительно свободным, т.е. у него есть возможность выбора между несколькими вариантами поступков, поведение не является абсолютно вынужденным, неволевым. В то же время, одни только мысли, намерения не могут рассматриваться как деяние.

Например, в п.11 ППВС РФ от 10.02.2000 № 6 было разъяснено, что не может быть квалифицировано как покушение на дачу или получение взятки либо на коммерческий подкуп высказанное намерение лица дать (получить) деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало.

Деяние как признак преступления объединяет действие (телодвижение) и его отсутствие (бездействие), все уровни человеческой деятельности (отдельное телодвижение, операция и деятельность), акт поведения человека с его последствием и другими внешними признаками (способом, орудием).

Признак деяния отражает внешнюю (физическую) природу преступления и в таком качестве гораздо точнее как родовое понятие, нежели предлагавшиеся посягательство, отношение и т.п.

2) Общественная опасность деяния, т.е. причинение им вреда или создание угрозы причинения вреда охраняемым законом общественным отношениям (личности, обществу или государству). Данный признак считается сущностным признаком преступления (А.И. Марцев).

Общественная опасность преступления выражается в резком противоречии системе социальных отношений, признанных и господствующих в обществе на данном этапе его развития, системе общечеловеческих ценностей и интересам государства, господствующих в нем социальных групп (эти ценности утрачиваются или умаляются). Право является инструментом регулирования и охраны соответствующих отношений. Изменение системы социальных отношений, как правило, отражается и в праве, в т.ч. в плане признания тех или иных форм поведения преступными. На современном этапе имеет место тенденция развития системы социальных отношений, охраняемых уголовным правом, в сторону охраны общечеловеческих ценностей и интернационализации (глобализации) охраняемых отношений. Признак общественной опасности характеризует социальную (в т.ч. классовую) природу преступления.

При характеристике общественной опасности важно не то, что преступлением причиняется какой-либо вред, а то, что характер и степень вреда, причиняемого таким деянием (вредоносности деяния), говорят о том, что виновный противопоставляет себя основным общественным ценностям, что преступление в конечном итоге (по крайней мере, с учетом его прецедентности) угрожает не только конкретным индивидуальным интересам, но и общественным устоям, находится в резком несоответствии с “нормальными условиями” существования общества. Только такой подход обосновывает применение за такое деяние мер принуждения, воздействующих на личность виновного со стороны, а не одних лишь мер по восстановлению нарушенного положения, компенсации понесенных потерпевшим потерь (т.е. обосновывает публичный характер уголовного права). Так, в Постановлении КС РФ от 27.06.2005 № 7-П подчеркнуто, что введение законом уголовной ответственности за то или иное деяние является свидетельством достижения им такого уровня общественной опасности, при котором для восстановления нарушенных общественных отношений требуется использование государственных сил и средств. В связи с этим именно государство выступает в качестве стороны возникающих в результате совершения преступления уголовно-правовых отношений, наделенной правом подвергнуть лицо, совершившее преступление, публично-правовым по своему характеру мерам уголовно-правового воздействия.

Однако вредоносностью общественным отношениям понятие общественной опасности не исчерпывается. Дело в том, что в некоторых случаях при признании поведения преступным законодатель приоритет отдает субъективным признакам (форма вины, ответственность за приготовление или негодное покушение, объективно не создающие опасности причинения вреда охраняемым отношениям). Поэтому общественная опасность может выражаться исключительно в антисоциальной направленности поведения (независимо от объективного наличия вредных последствий). Опасность подразумевает не обязательно разрушение положительных социальных связей, но и создание антисоциальных отношений, антиобщественного прецедента с учетом содержащейся в деянии негативной ценностной ориентации (В.К. Глистин, П.А. Фефелов). Следовательно, в основе понятия общественной опасности лежат не только те элементы, которые относятся к объективной стороне, но и субъективные моменты. Именно на разрушение негативной ценностной ориентации, в первую очередь, направлены уголовная ответственность и наказание, если учесть их цели, определенные законом.

Характеристика “общественная опасность” может относиться только к поведению человека, но не к явлениям природы. Однако общественная опасность может быть свойственная поведению человека независимо от того, является ли оно сознательным и волевым или нет (хотя в литературе встречается и иное мнение – Ю.А. Демидов, П.А. Фефелов), т.к., во-первых, признак виновности является самостоятельным по отношению к общественной опасности, а во-вторых, ст.ст.21 и 28 УК РФ используют такой термин по отношению к деяниям невменяемых и к невиновному причинению вреда.

Общественная опасность характеризуется двумя показателями – характером и степенью. Характер общественной опасности преступления определяется кругом охраняемых законом отношений, против которых направлено соответствующее преступление (качественная сторона опасности). Например, в п.1 ППВС РФ от 28.12.2006 № 64 указано, что общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему РФ. Степень опасности преступления отражает глубину поражения охраняемых отношений, то, насколько сильно преступление нарушает те или иные общественные устои. Степень опасности, в первую очередь, характеризуют такие показатели как интенсивность деяния, размер причиненного вреда и степень вины (В.В. Мальцев).

Характером и степенью опасности (вредности) преступление, в первую очередь, отличается от иных правонарушений. Не все охраняемые законом общественные отношения являются объектом уголовно-правовой охраны. В силу этого, иные правонарушения принято именовать не общественно опасными, а общественно вредными (т.е. условно терминологически разграничивать), что представляется совершенно обоснованным. Характер и степень опасности определенного вида преступления находит выражение в размере санкции, установленной Особенной частью УК РФ за соответствующий вид преступления (это прямо следует из ст.15 УК РФ).

Значение признака общественной опасности:

- является основанием для криминализации (и декриминализации) законодателем определенных форм человеческого поведения;

- является основанием для фактической декриминализации отдельного деяния (формально содержащего признаки преступления) на основании нормы о малозначительном деянии (ч.2 ст.14 УК РФ);

- является обоснованием уголовной ответственности за неоконченное преступление (в т.ч. негодное покушение), за соучастие в преступлении;

- утрата деянием (лицом, его совершившим) общественной опасности является одним из условий освобождения лица от уголовной ответственности (ст.75 УК РФ) или основанием для освобождения лица от наказания (ст.80-1 УК РФ);

- сравнение характера и степени общественной опасности тех или иных преступлений является основанием для дифференциации ответственности законодателем и индивидуализации наказания судом.

3) Виновное деяние, т.е. наличие у виновного к совершаемому им деянию и вызываемым им изменениям в мире определенного психического отношения в виде их сознания (предвидения) или возможности сознания (предвидения). Фактически речь идет о психическом (внутреннем) отношении к двум первым признакам преступления, т.е. к его внешней (фактической) и социальной стороне. Общая предпосылка состоит в том, что субъект может отвечать только за осознанно-волевое поведение при субъективной возможности понять фактические и социальные последствия в мире. Хотя такое поведение субъекта детерминировано различными внешними обстоятельствами, лицо своей психикой может сдерживать (направлять) свои поступки, т.к. детерминированность лица лишь ограничивает возможность выбора им варианта поведения, но не исключает его.

Без вины деяние, оставаясь объективно опасным и противоправным, не признается правонарушением и не может влечь применения ответственности.

Виновность несет в себе не просто психическое отношение к поведению, но антисоциальное (порицаемое) отношение. С другой стороны, одни только антисоциальные мысли не могут быть преступлением, пока не найдут внешнего выражения в поведении субъекта. Признак виновности отражает субъективную (внутреннюю) природу преступления.

Виновность как признак преступления не следует путать с виновностью как элементом основания уголовной ответственности, осуждения лица, т.е. обоснованностью (доказанностью) вывода о том, что именно данное лицо совершило преступление (а не какое-то другое), правильностью установления субъекта уголовно-правового отношения.

Признак виновности находит свое выражение в установлении: возраста уголовной ответственности (и критериев “возрастной вменяемости”), условия вменяемости субъекта преступления, форм вины, дополнительных признаков субъективной стороны преступления.

4) Противоправность деяния, т.е. его противоречие правовым нормам.

Правильным будет понимать противоправность в двух аспектах (возможно, было бы правильным вообще выделять два самостоятельных признака):

А) Противоправность поведения с точки зрения регулятивных (не уголовно-правовых) норм. Любое преступление противоречит нормам той отрасли права, которая регулирует охраняемые отношения. Данный признак не сливается с общественной опасностью и виновностью преступления, т.к. этими признаками обладает не всякое противоречащее нормам права поведение, а с другой стороны, деяние обязательно должно противоречить регулятивным нормам закона, иначе преступления не будет. Если отрасль права предписывает (допускает) совершение определенных действий, то их исполнение в допустимых нормой рамках не может считаться уголовно-наказуемым деянием. В частности, не может считаться преступлением деяние (например, уклонение от уплаты налога), если закон, которому это деяние противоречило, был признан не соответствующим Конституции РФ (БВС. 2005. № 5. С.20 – 22). Необходимость такого признака подтверждается частым его использованием в диспозициях отдельных норм Особенной части УК РФ.

Б) Предусмотренность (запрещенность) соответствующего деяния в УК РФ, т.е. модель такого поведения сформулирована в уголовном законе. Криминализация деяния производится исключительно путем включения его признаков в УК РФ (“нет преступления без указания на то в уголовном законе”). Признаки деяния должны находиться в точном соответствии с диспозицией статьи Особенной части УК РФ (с учетом ряда общих признаков, которые определены нормами Общей части УК РФ).

Данный признак является формальным признаком преступления. Его обязательность подтверждается тем, что применение уголовного закона по аналогии не допускается (ч.2 ст.3 УК РФ), т.е. нельзя привлекать к уголовной ответственности за действия (бездействие), которые не предусмотрены уголовным законом, хотя бы они и были сходны с законодательно установленными признаками деяния. Признак противоправности отражает отношение государства к совершенному деянию, признание за ним всех признаков преступления.

Формальность признака подчеркивается ограничением свободы законодателя: “воля имеет перед собой наличие бытия, на которое направлены ее действия, но чтобы уметь это осуществить, она должна иметь представление об этом наличном бытии”. В зарубежной литературе отмечается, что наличие соответствующей нормы уголовного закона является неким предварительным условием, существующим до начала преступления и находящимся вне его (а потому не являющимся признаком преступления).

Общим основанием криминализации деяния является оценка (переоценка) соответствующего поведения законодателем как общественно опасного. При этом при криминализации деяния учитываются следующие обстоятельства:

- общественная опасность всей группы такого рода деяний (достаточна высока, но поведение не является обычным);

- чужие интересы нарушаются данным деянием в большей степени, чем лицо реализует свои;

- целесообразность, эффективность применения именно уголовно-правовых средств воздействия (иные меры контроля, воспитания, восстановления не могут быть использованы или не являются достаточными);

- объективное соответствие установленного запрета возможностям бытия (возможности реализации ответственности, т.к. такие деяния как гонка вооружения, некоторые виды загрязнения окружающей среды, вооруженные конфликты объективно не могут быть наказуемыми);

- наличие организационных, ресурсных, научных условий для борьбы с соответствующим деяниями;

- соответствие криминализации деяния общественному сознанию, морально-этическим принципам (в противном случае ответственность должна будет применяться настолько часто, что потеряет свою эффективность);

- развитость международно-правового общения;

- правовые ограничения, вытекающие из актов более высокой юридической силы (Конституции РФ, международно-правовых актов);

- временные особые условия.

Высказывается также достаточно обоснованное мнение, что не должны криминализироваться деяния, признаки которых не поддаются четкой формализации в уголовно-правовой норме, а также заведомо не поддаются доказыванию.

5) Наказуемость деяния, т.е. установление за него в законе меры уголовно-правового характера в виде уголовного наказания (количественное выражение противоправности). Однако есть мнение, что наказуемость не является содержательным признаком преступления, а характеризует его последствия (Г.В. Бушуев). Но с другой стороны, запрещенность деяния является не самоцелью, а основанием возникновения определенных правовых последствий в виде наказания (Н.Ф. Кузнецова). Хотя не за каждое преступление виновный реально несет уголовное наказание, потенциальная наказуемость имеется. Что касается возможности освобождения виновного от уголовной ответственности или от наказания, то это является исключением из правила, применяемым только в случаях, прямо названных в законе.