Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
уголовное право. Общая.doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
17.08.2019
Размер:
3.44 Mб
Скачать

4. Покушение на преступление

Согласно ч.3 ст.30 УК РФ покушением на преступление признаются умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.

Признаки покушения на преступление:

1) Выражается в поведении (деянии в форме действия или бездействия), а не просто в появлении у лица намерения совершить преступление. Покушение путем бездействия возможно лишь в случае, когда лицо не выполняет возложенную на него обязанность, если невыполнение такой обязанности не образует еще оконченного состава преступления (в частности, должны наступить общественно опасные последствия).

Например, не может быть квалифицировано как покушение на дачу или получение взятки либо на коммерческий подкуп высказанное намерение лица дать (получить) деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало (п.11 ППВС РФ от 10.02.2000 № 6). Но предложение должностного лица дать ему взятку могут быть квалифицированы как приготовление к преступлению (опр. ВК ВС № 6-68/03).

2) Деяние не предшествует совершению преступления, а имеет место непосредственно в процессе его совершения, при непосредственном воздействии на объект посягательства, т.е. деянием создается реальная угроза для охраняемых уголовным законом отношений.

3) Действия (бездействие) входят в объективную сторону состава преступления, непосредственно направлены на совершение преступления, т.е. совершаются такие деяния, которые названы в норме Особенной части УК РФ или являются причиной наступления общественно опасных последствий, названных в такой норме. В этом состоит отличие приготовления от покушения. Для правильного их разграничения требуется вычленение всех действий, которые составляют объективную сторону того или иного состава преступления.

Так, применение физического или психического насилия с целью совершения полового акта, признается покушением на изнасилование (п.5 ППВС РФ от 15.06.2004 № 11). Как покушение на кражу, грабеж или разбой рассматривается попытка проникновения или реальное проникновение в помещение или хранилище (БВС. 2003. № 12. С.14 – 15), т.к. в УК РФ для указанных форм хищения предусмотрен квалифицирующий признак проникновения (применительно к любым другим преступлениям проникновение является приготовлением к преступлению). Сомнительным представляется решение (ОВС от 24.11.2005 № 58-о05-47) о признании приготовлением к угону автомобиля действий виновных, которые реально применили к потерпевшему насилие, не опасное для жизни или здоровья, с целью выяснения местонахождения автомобиля последнего, т.к. в данном случае начато выполнение признаков объективной стороны преступления, предусмотренного п. “в” ч.2 ст.166 УК РФ.

Поджог или действия, направленные на его совершение (например, обливание имущества бензином), рассматриваются как покушение на уничтожение или повреждение имущества (п.6 ППВС РФ от 05.06.2002 № 14).

С учетом формулировок ст.ст.198, 199 УК РФ как покушение на уклонение от уплаты налогов должно рассматриваться намеренное непредставление в установленный срок налоговой декларации или иной формы налоговой отчетности, внесение в нее искаженных данных, влияющих на исчисление налогов.

Не покушением, а приготовлением к обману потребителей (ныне – к мошенничеству) является выставление на продажу товара с оконченным сроком реализации, если фактически продажи не было (БВС. 2002. № 10. С.16).

4) Преступление не доведено до конца, т.е. реально не наличествуют все признаки объективной стороны состава преступления (этим покушение отличается от оконченного преступления). В материальных составах неоконченность выражается в ненаступлении общественно опасных последствий, в формальных и усеченных - в несовершении всех действий, состаляющих объективную сторону состава, либо отсутствии иных обстоятельств, которые должны быть продолжением действий (в т.ч. в силу ошибочного представления лица об их наличии).

Так, содеянное остается на стадии покушения на преступление, предусмотренное статьей 291 УК РФ или соответствующей частью статьи 204 УК РФ, в случаях, когда должностное лицо или лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, отказалось принять взятку или предмет коммерческого подкупа. Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет взятки или подкупа, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на получение либо дачу взятки или незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе (п.11 ППВС РФ от 10.02.2000 № 6). Как покушение на получение взятки квалифицируется получение должностным лицом денег, если передача производилась под контролем правоохранительных органов, после чего должностное лицо было задержано с поличным (ОВС от 09.06.2005 № 6-23/05).

В тех случаях, когда активные действия лица, направленные на создание устойчивой вооруженной группы, в силу их своевременного пресечения правоохранительными органами либо по другим не зависящим от этого лица обстоятельствам, не привели к возникновению банды, они должны быть квалифицированы как покушение на создание банды (п.7 ППВС РФ от 17.01.1997 № 1)

5) Преступление не доведено до конца по причинам, не зависящим от виновного, чем покушение отличается от добровольного отказа. Виновный не предвидел наличия таких обстоятельств либо рассчитывал, что сможет с ними справиться. Обстоятельствами, в связи с которыми преступление может быть не доведено до конца, могут быть фактическое отсутствие объекта (предмета) преступления, пресечение преступления (опасность его пресечения другими лицами), наличие сил природы, недостаток необходимых личных качеств у виновного и т.п.

6) Покушение на преступление совершается умышленно, т.е. лицо намеренно, направляет свое деяние на совершение преступления, на причинение вреда охраняемым законом интересам. При этом умысел на совершение преступления может быть только прямым, т.е. лицу могут вменяться только те общественно опасные последствия, наступления которых он желал либо предвидел неизбежность наступления которых.

О том, что покушение на преступление может совершаться только с прямым умыслом, указывается в п.2 ППВС РФ от 27.01.1999 № 1. Если в отношении наступления последствий у лица был косвенный умысел и никаких общественно опасных последствий не наступило, лицо уголовной ответственности не подлежит (БВС. 2001. № 7. С.25), а в случае наступления таких последствий – лицо несет ответственность за их причинение (БВС. 2004. № 9. С.28).

Такой подход вызывает некоторые вопросы применительно к преступлениям, совершенным в соучастии: должно ли вменяться соучастнику преступления покушение на преступление, если у него по отношению к такому опасному последствию было отношение в форме косвенного умысла, а у исполнителя - в форме прямого.

Сфера покушений на преступления:

Как отмечалось, покушение может иметь место в отношении лишь тех преступлений, которые могут совершаться с прямым умыслом. При этом не может быть стадии покушения в преступлениях с неосторожной формой вины и в составах поставления в опасность. В преступлениях с двумя формами вины покушение не исключено, если речь идет о том, что отсутствуют какие-то признаки основного умышленного состава преступления (например, покушение на изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей или иные тяжкие последствия - БВС. 1998. № 8. С.5).

В материальных составах преступлений покушение возможно при преступном деянии как в форме действия, так и в форме бездействия (если обязанность уже должна исполняться и имеется возможность предотвратить наступление общественно опасных последствий). Возможна стадия покушения и фактически во всех формальных преступлениях, совершаемых путем действия. В формальных преступлениях, совершаемых путем бездействия, покушение, как правило, невозможно (т.к. невыполнение обязанности уже означает наличие оконченного преступления), если только речь не идет о конструкции смешанного (сложного) бездействия, когда такому бездействию может предшествовать входящее в объективную сторону состава преступления действие (выполнение которого и образует покушение).

В усеченных составах преступлений возможно только негодное покушение, связанное с фактической ошибкой субъекта в криминообразующих или квалифицирующих обстоятельствах, а также покушение, связанное с отсутствием определенных квалифицирующих признаков (например, неудачная попытка проникновения в жилище с целью разбоя рассматривается как покушение на разбой - БВС. 2002. № 10. С.11).

Некоторыми авторами отрицается возможность совершения покушения на преступлении в состоянии аффекта или при превышении пределов необходимой обороны (ст.ст.107, 108, 113, 114 УК РФ). Есть косвенные подтверждения такого подхода и в судебной практике (ППрВС от 22.02.2006 № 936п05). Однако вряд ли это правильно: в таких состояниях преступления совершаются вполне осознанно (умысел является признаком преступления), не исключается целенаправленная деятельность по причинению определенных последствий (т.е. прямой умысел), которые по каким-то причинам не наступят. Поэтому и в этих случаях возможно покушение на преступление.

До стадии покушения в Особенной части УК РФ усечены следующие составы преступлений: разбой (ст.162 УК РФ), вымогательство (ст.163 УК РФ), захват судна в целях угона (ст.211 УК РФ), пиратство (ст.227 УК РФ), посягательства на жизнь специально охраняемых лиц (ст.ст.277, 295, 317 УК РФ) и др.

Юридическое значение покушения на преступления и правила уголовной ответственности за него.

1) Расширяется основание уголовной ответственности. Квалификация таких преступлений производится по статье Особенной части УК РФ со ссылкой на ч.3 ст.30 УК РФ. При этом, в отличие от приготовления преступность покушения не зависит от категории преступления, на которое покушается субъект, т.е. уголовно наказуемым является и покушение на преступление небольшой или средней тяжести.

2) Если сами деяния, в которых выражается покушение, объективно являются иным оконченным преступлением, то содеянное должно квалифицироваться как совокупность преступлений, если только преступлением, на которое посягал виновный, не поглощается (не охватывается) оконченное преступление.

Такое поглощение имеет место:

- если речь идет об однородном вреде, и преступник фактически причинил меньший вред, чем замышлял; так, если лицо покушалось на убийство, но фактически причинило только вред здоровью, содеянное квалифицируется только как покушение на убийство (ОВС от 07.09.2006 № 47-о06-41); в п.5 ППВС РФ от 15.06.2004 № 11 указано, что покушение на изнасилование необходимо отличать от фактического совершения насильственных действий сексуального характера, основываясь, по всей видимости, на критерии наличия при совершении таких действий цели совершения именно полового сношения (однако, в такой ситуации покушение на изнасилование не поглощает насильственные действия сексуального характера с точки зрения санкции за преступление);

- если речь идет о покушении на специальный квалифицированный состав преступления, когда объективно имеют место признаки оконченного основного состава преступления (п.п.14 – 16 ППВС СССР от 11.07.1972 № 4); в судебной практике делается исключение для покушения на убийство двух или более лиц, если фактически смерть причинена лишь одному потерпевшему, т.к. содеянное предлагается квалифицировать по ч.3 ст.30, п.“а” ч.2 ст.105 и ч.1 ст.105 УК РФ (п.5 ППВС РФ от 27.01.1999 № 1), однако такая квалификация противоречит понятию идеальной совокупности в ч.2 ст.17 УК РФ и применительно, например, к убийству женщины, которую виновный ошибочно считал беременной, отвергнута судебной практикой (хотя в данном случае суд вообще почему-то счел необходимым квалифицировать деяние как оконченное преступление без квалифицирующих признаков – БВС. 2005. № 1. С.21);

- если речь идет о попытке реализации ранее высказанной угрозы, которая является самостоятельным составом преступления (например, покушение на убийство поглощает угрозу убийством).

В отношении первых двух случаев законодатель должен соблюдать правило, согласно которому у любого квалифицированного (более квалифицированного) состава преступления, а также у смежного состава преступления с более тяжким видом вреда, 3/4 от максимума санкции не должны быть меньше, чем максимум санкции основного (менее квалифицированного) или смежного состава преступления (с учетом установленного в ч.3 ст.66 УК ограничения максимального наказания за покушение на преступление).

3) С помощью усеченных составов преступления законодателем дифференцируется уголовная ответственность.

4) Добровольный отказ от дальнейшего совершения преступления на стадии покушения является основанием, исключающим уголовную ответственность.

5) Для покушения на преступление предусмотрены специальные правила назначения наказания (ст.66 УК РФ).

- учитываются обстоятельства, в силу которых преступление не было доведено до конца; близость к достижению преступного результата;

- не может быть назначена смертная казнь или пожизненное лишение свободы;

- не может быть назначено наказание, превышающее три четверти максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ; при этом такое ограничение не меняет категории преступления, т.е. покушение относится к той же категории преступлений, что и оконченное преступление.

6) Покушение не подлежит самостоятельной уголовно-правовой оценке, если деяние перерастет в оконченное преступление.

В науке выделяют ряд видов покушений на преступления:

а) В зависимости от завершенности деяния выделяют неоконченное и оконченное (в иностранном праве – несостоявшееся преступление) покушение. При оконченном покушении виновный выполняет все действия, входящие в объективную сторону преступления (все действия, которые являются необходимыми для наступления общественно опасных последствий), тем не менее преступный результат не наступает (в формальных составах отсутствуют какие-то иные признаки).

Спорным является использование для разграничения неоконченного и оконченного покушения объективного или субъективного критерия, т.е. того, действительно ли выполнены все необходимые действия, либо виновный считает, что им выполнены все необходимые действия. По мнению автора, для признания покушения оконченным достаточно наличия любого одного из двух указанных критериев.

Значение деления покушения на оконченное и неоконченное проявляется при определении правил добровольного отказа от преступления (на стадии оконченного покушения отказ возможен лишь в активной форме и лишь при сохранении виновным контроля над причинной связью). Учитывается вид покушения и при индивидуализации наказания.

Есть мнение, что правильнее разделять все покушения на покушения, не достигшие преступного результата, и покушения с иным преступным результатом, нежели желал виновный (при последних добровольный отказ от преступления невозможен).

б) В зависимости от причины незавершенности деяния выделяют добровольно оставленное покушение (считающееся добровольным отказом и не влекущее уголовной ответственности), неудавшееся и негодное. Неудавшееся покушение выражается в том, что виновный не смог выполнить всех действий, либо произошел разрыв цепи причинной связи и последствия не наступили. Негодное (невозможное) покушение подразумевает собой отсутствие в реальности определенных обстоятельств, с которыми закон связывает наступление или усиление уголовной ответственности, если виновный, совершая преступление, предполагал наличие таких обстоятельств (является разновидностью фактической ошибки). Негодное покушение (покушение на негодный объект, покушение с негодными средствами, покушение негодным способом и др.) в данной обстановке не могло привести к наступлению общественно опасного вреда. При негодных покушениях возможно “покушение” на преступление с усеченным составом, на приготовление (остается приготовлением), на покушение (остается покушением).

Например, как покушение на незаконное приобретение наркотических средств, психотропных, сильнодействующих или ядовитых веществ, рассматриваются действия лица, приобретающего другие вещества, которые продавец выдает за вышеназванные (п.16 ППВС РФ от 15.06.2006 № 9). Как покушение квалифицируется хищение непригодного к функциональному использованию оружия, если лицо заблуждалось относительно его свойств (п.13 ППВС РФ от 12.03.2002 № 5). Владелец ценностей несет ответственность за покушение на дачу взятки или коммерческий подкуп, если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) указанными лицами, но переданы они были лицам, которые не могли совершить такие действия, либо другим лицам, якобы для передачи должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые не намеревалось этого делать (п.п.20, 21 ППВС РФ от 10.02.2000 № 6).