Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
шпоры - все вопросы.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
22.02.2016
Размер:
175.47 Кб
Скачать

51.Станаўленне савецкай гістарыяграфіі і яе ідэалагічныя прыярытэты.

После октябрьской революции 1917 г., по мере становления тоталитарного политического режима, историческая наука оказалась в сложнейшем, зачастую трагическом положении. Историческая наука была превращена в инструмент политики и средство идеологической обработки народа. Каждый историк обязан был следовать тем концепциям, которые были одобрены сверху. Единственно верным признавался только один, марксистский подход. К концу 30-х гг. под непосредственным руководством И, В. Сталина для обеспечения единого толкования исторического процесса была создана концепция, ставшая для историков нормативной. Она нашла отражение в изданном в 1938 г. учебнике “История ВКП(б) . Краткий курс” . Отечественная историческая наука была отсечена от общемировой, так как все труды, издаваемые за границей, либо тщательно отбирались, либо вовсе не допускались в страну. После революции многие ученые эмигрировали из России, В 1922 г. из России были высланы около 300 представителей интеллигенции, в том числе и историков. Репресии :С. Ф. Платонов, академики Н. П. Лихачев и Е. В. Тарле, профессора Ю. В. Готье

Первым марксистским центром научно-исследовательской работы в области общественных наук стала Социалистическая (в дальнейшем Коммунистическая) академия общественных наук, основанная по предложению В. И. Ленина В состав ее вошли О. В. Куусинен, К. Либкнехт, Р. Люксембург, Ю. Мархлевский, Ф. Меринг, Сен Катаяма, К. Цеткин. Другими новыми научно-исследовательскими центрами явились Институт К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1922 г. возникла Российская Ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН), в состав которой наряду с другими вошел и Институт истории.

В области изучения и пропаганды истории нового времени стран Запада продолжали сохранять немалое влияние буржуазные ученые либеральной школы — Н. И. Кареев, Е. В. Тарле. Появление работ И. И. Скворцова-Степанова, Н. М. Лукина, Ф. А. Ротштейна, В. П. Волгина, В. А. Быстрянского и других свидетельствовало об укреплении позиций и дальнейшем росте плодотворного направления марк-ситских исследований.

В середине 30-х годов были приняты постановления и решения о преподавании исторических дисциплин в средней и высшей школах. В 1934 г. было введено преподавание гражданской истории в высших учебных заведениях и созданы исторические факультеты в Московском, Ленинградском и других университетах страны.

С 1928 г. советские историки включились в работу Международной ассоциации историков. VII Международном конгрессе историков в Варшаве (август 1933 г.). На нем советские делегаты В. П. Волгин, Н. М. Лукин, П. Ф. Преображенский выступили с докладами по новой истории.

Наибольшее число исследований советских историков было посвящено прежде всего проблеме буржуазных революций.

К середине 30-х годов в СССР оформилась марксистско-ленинская школа историков Французской революции 1789—1794 гг. -исследования А. И. Молока, И. И. Скворцов-Степанов.

П. М. Керженцев. «История Парижской коммуны 1871 г.» (1940).

П. Волгин (1879—1962). В 1923 г. были изданы его «Очерки по истории социализма».

В 1920 г. развернулась работа по выпуску первого 20-томного издания Сочинений В. И. Ленина, завершенного в 1926 г.

В 1928 г. стало выходить на русском языке первое научное издание Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса в 29 томах.

Одно из центральных мест в советской историографии новейшего времени заняло изучение проблемы фашизма. Несколько книг об итальянском фашизме — «Фашизм» (2 ч., 1923), «Закат фашизма» (1925) и др. — опубликовано Г. Б. Сандомирским.

Среди проблем классовой борьбы принципиальное значение имел вопрос об оценке ее характера в Соединенных Штатах Америки, так как пропаганда «американской исключительности», находившая поддержку среди троцкистов США и других стран, влияла и на историческую науку. Это проявлялось, в частности, в попытках некоторых авторов доказать особое якобы положение американских рабочих по сравнению с пролетариатом других стран. Наиболее значительная среди этого цикла работ книга В. И. Лапа «Классы и партии в США» (1932; изд. 2, 1937).

Анализу одного из аспектов «нового курса» было посвящено исследование С. А. Далина «Экономическая политика Рузвельта» (1936).

В годы второй мировой войны советские историки завершили и опубликовали фундаментальное исследование «История гражданской войны в СССР» (т. 2), в котором раскрыто всемирно-историческое значение победы Великой Октябрьской социалистической революции. Крупным научным и теоретическим явлением в историографии новейшего времени было издание «Истории дипломатии» (т. 3-й, 1945).

В годы войны Н. М. Дружинин, Ф. В. Потемкин, В. М. Хвостов и другие создали работы, популяризирующие героическую борьбу русского парода против иноземных захватчиков.