Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гармаев Ю.П. Незаконная деятельность адвокатов....doc
Скачиваний:
108
Добавлен:
02.11.2018
Размер:
5.12 Mб
Скачать

43.4. Адвокат-пособник

В ч. 5 ст. 33 УК РФ пособником признается лицо, содействовавшее со­вершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия со­вершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые пре­ступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.

В отличие от определения подстрекателя, закон устанавливает закрытый, исчерпывающий перечень способов пособничества. Это дает важное преиму­щество в квалификации деяний, в т.ч. и в контексте настоящего исследования.

Пособничество принято считать наименее опасным видом соучастия. По­собник, как правило, менее активен, не руководит преступной деятельностью, не склоняет других к совершению преступления. К тому же пособничество мо­жет быть совершенно не только в форме активного действия, но и в форме без­действия, т.е. когда пособник в силу своего положения обязан был действовать, но сознательно уклонился от этой обязанности, содействуя другим соучастни­кам.

В научной литературе принято различать пособничество интеллектуаль­ное и физическое.

К физическому пособничеству относятся именно физические действия (телодвижения и т.н.), способствующие исполнителю выполнить объективную сторону преступления. Они выражаются в предоставлении средств для совер­шения преступления (например, орудий взлома для кражи), в устранении мате­риальных препятствий его совершению (например, взлом замков в квартире) й т.п. К физическому пособничеству в преступлении недобросовестные адвокаты прибегают значительно реже, чем к интеллектуальному.

184

Интеллектуальное пособничество выражается в психическом влиянии по-бн»ка на сознание и волю исполнителя. Это воздействие направлено на укре-ние в нем решимости совершить преступление. К средствам интеллектуаль-_0 пособничества относятся:

а) советы, т.е. рекомендации по эффективному и безопасному осуществ­ лению механизма совершения преступления;

б) указания — наставления исполнителю, как действовать в конкретных

случаях;

в) предоставление информации — новая, ранее не известная уголовному закону форма, выражающаяся в передаче сведений, имеющих значение для ис­ полнителя (облегчающая совершение преступления), при видимом отсутствии личной заинтересованности информатора, что характерно для советов и указа­ ний;

г) данное заранее обещание скрыть преступника, орудия и средства со­ вершения преступления, следы преступления и предметы, добытые преступным путем;

д) данное заранее обещание приобрести или сбыть такие предметы260.

Перечисление способов интеллектуального пособничества наглядно по­казывает, насколько широки возможности применения данного понятия при квалификации сопутствующей преступной деятельности адвокатов. Необходи­мо только помнить, что все перечисленные деяния пособник совершает на лю­бой стадии преступления (приготовление, покушение, оконченное преступле­ние), но только до его фактического завершения.

Для наглядности остановимся на характеристике приведенных выше пунктов:

а) советы: адвокат-пособник может давать советы, юридические кон­ сультации о том, как совершить преступление эффективно и безопасно. Зная уголовно-правовую квалификацию конкретных преступлений, уголовно- процессуальные аспекты их выявления и расследования, криминалистическую методику, тактику проведения отдельных следственных и оперативно- Розыскных действий, технику экспертных исследований и т.п., адвокат может Дать такие советы, которые существенно усилят общественную опасность пося- гательства, сделают его неочевидным, нераспознаваемым (гл. 4.1), трудно рас­ крываемым и расследуемым. Он заранее, еще до совершения преступления, Может посоветовать, какие заведомо ложные показания выгоднее всего давать в случае изобличения, возбуждения дела, как сокрыть, сфальсифицировать дока- Зательства, воздействовать на свидетелей, да и на следователя и т.п. Этими со­ ветами адвокат существенно укрепляет уверенность лиц, идущих на преступле- ние, стимулирует их дерзость, увеличивает преступные «аппетиты» и амбиции;

б) указания: адвокат-пособник заранее наставляет преступника, как дей­ ствовать в той или иной криминальной ситуации, в случаях, если преступление вЬ1явлено, раскрыто, преступник задержан и т.д., предлагает алгоритмы, про- гРамму совершения и сокрытия преступления, с тем чтобы обеспечить безопас-

Курс уголовного irpaea Общая часть. Т I / Под рел. Н.Ф. Кузнецовой, И М Тяжловой. — М.. 1999. "^С 409

185

ность преступников, создать ложное алиби, инсценировать те или иные тия и т.п.;

в) предоставление информации: адвокат-пособник предоставляет, всего, правовую информацию: консультирует по законодательству, раскрывав нормативно-правовую базу, которую можно использовать для совершения пре­ ступления, ищет и показывает преступникам «лазейки» и «узкие места» в несо- вершенном законодательстве, которые можно использовать для того, чтобы у«, ти от уголовной и иной ответственности. Не следует забывать, что квалифици- рованный адвокат это не только и не столько «законник», «ходячая энциклопе- дня» правовых норм. Он во многом тактик, стратег, психолог, часто владеет обширными знаниями и опытом выявления, раскрытия, расследования, опера­ тивно-розыскного обеспечения дел определенных категорий (как правило, не­ скольких, редко многих), знает психологию представителей стороны обвине­ ния, типичные недостатки и особенности борьбы с преступностью в стране, ре­ гионе, конкретном правоохранительном ведомстве и подразделении. Наконец, он читает криминалистическую литературу, ориентируется в криминалистиче­ ской методике расследования отдельных видов преступлений и т.д. и т.п.

Все это — юридические знания, информация, которая может быть просто бесценной для преступников при подготовке и совершении конкретного пре­ступления. Да, источники этой информации в основном открыты (учебники, комментарии, методические пособия и др.). Но ни один преступник-неюрист не сможет в ней ориентироваться, найти нужную информацию в приложении к конкретной ситуации — т.е. то, что легко и быстро сделает грамотный, опыт­ный, но беспринципный и нечистоплотный адвокат;

г) обещание скрыть преступника, средства и орудия и т.д.: адвокат мо­ жет быть признан пособником в преступлении в случаях, если он, зная о его подготовке, заранее пообещал скрыть преступника, средства и орудия, следы и предметы, как то указано ч. 5 ст, 33 УК РФ. В русском языке слово «скрыть» используют в следующих значениях: «1. Поместить куда-либо, чтобы другие не могли обнаружить, увидеть; спрятать. 2. Утаить, сохранить в тайне от других и др.»261.

В частности, как обещание скрыть, можно оценить заверения адвоката в том, что он поможет преступнику спрятаться от правосудия, «лечь на дно»-тайно выехать за границу и т.п. В определенных ситуациях как обешание скрыть, можно расценивать обещание подкупить должностных лиц правоохр3' нительных органов с тем, чтобы те намеренно не искали виновного, а в случа< задержания, ареста помогли «вытащить из-за решетки» и т.п.

Например, бывают случаи когда по делам об убийстве «вовлеченный* либо «коррумпированный» адвокат сначала советует преступнику, как север" шить убийство, не оставляя на трупе явных следов насилия (удушение, отра8' ление, утопление), рекомендует оставить труп на территории обслужива"11* РОВД, где работают его знакомые коррумпированные следователи, оперу'1*^" помоченные, а после совершения убийства подкупает последних с тем,

1 Словарь русского языка В 4-х т Т 4/ ПодреД- АП Евгеньевои — М , 1984 —С 124

386

•re в ходе доследственной проверки настояли на версии о несчастном случае (самоубийстве).

Очень часто член преступной группировки смело идет на преступление, веря в обещание «вовлеченного» защитника о том, что даже в случае задержа­ния с поличным тот сумеет добиться освобождения под подписку о невыезде, залог, что позволит преступнику в дальнейшем скрыться.

Адвокат-пособник может пообещать скрыть средства и орудия соверше­ния преступления, предметы, добытые преступным путем. Например, пользуясь гарантиями неприкосновенности (см. гл. 2), адвокат может предложить свое жилище для хранения перечисленных предметов, полагая, что вряд ли следова­тели проведут обыск в его, адвоката, жилище.

Адвокат-пособник может заранее пообещать скрыть следы преступления путем противозаконного -использования своих юридических познаний, опыта и навыков. Здесь необходимо отметить, что законодательство не содержит поня­тия «след» и никак не раскрывает значение термина. В криминалистической науке, обращение к которой в данном контексте было бы закономерным, так же нет единого мнения о сущности этого понятия. Принято говорить о «следах в широком смысле» и о «следах в узком смысле». «С гносеологической точки зрения следами преступления являются любые изменения среды, возникшие в результате совершения в этой среде преступления. ...Эти изменения могут быть двух видов: идеальные («отпечатки» события в сознании людей) и мате­риальные («отпечатки» события на предметах, изменения обстановки собы-

уел

тия)»~ . И хотя доминирует позиция о признании криминалистическими объек­тами только материальных следов, разве есть препятствия к толкованию поня­тия «следы преступления» в ч. 5 ст. 33 УК РФ в широком смысле? То есть сле­дами можно называть и отпечатки события в сознании людей — идеальные следы.

Из сказанного следует, что если недобросовестный адвокат заранее по­обещал скрыть свидетеля-очевидца, носителя идеальных следов преступления, уговорить его молчать, обещал воздействовать на потерпевшего, чтобы тот не подавал заявление о преступлении и т.п. — эти действия также можно признать обещанием сокрытия следов, т.е. способом пособничества в преступлении.

Вместе с тем недопустимо слишком широкое толкование пределов ответ­ственности адвоката в вопросах его соучастия в преступлении. Например, если адвокат помог преступнику уйти от ответственности с использованием неза­конных методов, сокрыл средства и орудия совершения преступления, уничто­жил его следы и т.д., но сделал это после совершения виновным посягательства и заранее не обещал сделать это, его действия, будучи, несомненно, грубейшим нарушением этики (см. гл. 9.2-9.3), тем не менее, не могут быть квалифициро-ваны как соучастие в преступлении. Однако при известных условиях они могут °Ь(ть квалифицированы как укрывательство преступления — ст. 316 УК РФ ("«Дробно см. 4.2.9).

Нелтш PC Курс криминалистики Учебное пособие для вузов Иэд 3, доп. — М.. 2001 —С 308

187

Кроме того, если адвокат, зная о готовящемся преступлении, обещает принять на себя защиту интересов лица, его совершившего, и при этом не обещает осуществлять защиту незаконными методами, не дает иных выще. перечисленных противоправных обещаний, то он так же не может быть при-знан пособником. Хотя, как уже говорилось, налицо нарушение адвокатской этики.

Суммируя изложенное, необходимо отметить, что выделение сопутст­вующих адвокатских преступлений имеет важное как уголовно-правовое, так и криминалистическое значение для выявления и расследования этих посяга­тельств.

Так, если в действиях защитника, участвующего в уголовном деле, ус­матриваются признаки основного преступления (например, фальсификации до­казательств — ч. 2 ст. 303 УК РФ), и если при этом известно, что он является близким другом подзащитного и (или) является «вовлеченным» адвокатом ор­ганизованной преступной группировки, членом которой является подозревае­мый, обязательному выдвижению и проверке подлежит версия о совершении этим адвокатом сопутствующего преступления. Причем весьма вероятно, что того самого, в котором обвиняется его клиент. Возможно, что он является со­участником (в описанных формах) всех преступлений этой организованной группы.

Если в действиях защитника усматриваются признаки подстрекательства доверителя к даче взятки следователю (ч. 4 ст. 33 и ст. 291 УК РФ), то подле­жит выдвижению и проверке версия о его «коррумпированности» с определен­ным следователем или всем следственным подразделением. Если это подтвер­дится, то следующими версиями (версиями-следствиями) могут быть система­тические факты взяточничества со стороны следователя, совместное соверше­ние им и этим адвокатом преступлений против правосудия (гл. 4.4.2. 4.4,5, 4.4.1 и др.), других преступлений против интересов подозреваемых, обвиняемых (см., например, гл. 4.4.3 - 4.4.4 и др.) и т.д.

Соответственно могут быть собраны достаточные данные, дающие осно­вания, в частности, для проведения ОРМ в отношении конкретного адвоката • для получения согласия суда на контроль и запись его телефонных переговоров (ст. 8 и 9 Закона «Об ОРД») и т.д., вплоть до возбуждения против него уголов-

264

ного дела .

В дальнейшем может быть изобличен не только и не столько один недоб­росовестный адвокат, а вся преступная группа, в которую он входит.