Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Замский - Умственно отсталый ребенок. Часть 2.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
15.11.2018
Размер:
1.16 Mб
Скачать

Часть III

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ

УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ В РОССИИ

ДО ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ

РЕВОЛЮЦИИ

Глава 11

БОРЬБА РУССКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ

МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРИЗРЕНИЮ, ЛЕЧЕНИЮ

И ВОСПИТАНИЮ СЛАБОУМНЫХ

Русское царское правительство, проявлявшее исключитель­ное равнодушие к материальным и культурным нуждам народа, к общему его просвещению, естественно, было особенно безуча­стно к судьбе аномальных детей. Царское правительство не толь­ко не заботилось об этих детях, но всячески глушило обществен­ную инициативу по оказанию им помощи. Вследствие этого Рос­сия позже других европейских государств приступила к осуще­ствлению практических мероприятий по призрению, воспитанию и обучению умственно отсталых детей.

Такую оценку отношения русского самодержавия к матери­альным и духовным нуждам народа не могут смягчить и те не­сколько актов, которые издавались в России и как бы выражали заботу об убогих лицах. Если в этих актах, о которых речь пой­дет ниже, и делались попытки в какой-то мере облегчить участь этих лиц, то на деле они имели лишь символическое значение, так как не обеспечивались никакими государственными меро­приятиями или средствами.

Но Россия — это не только косное, антинародное самодержа­вие, не только чиновничий, бюрократический аппарат, Россия — это многомиллионный народ, передовые представители которого никогда не мирились с тупостью русского самодержавия и его равнодушием к нуждам народа. Прогрессивные общественные силы не прекращали борьбы за политическое, экономическое и культурное преобразование России в целом и за удовлетворение насущных нужд просвещения и здравоохранения.

Борьба общественных сил за преобразование России нашла свое отражение и на таком, казалось бы, скромном участке со­циальной и культурной жизни, каким является общественная по­мощь слабоумным. Русская общественность проявляла много инициативы, творчества, настойчивости, чтобы преодолеть кос­ность правительства в данной области, и выдвинула много ин-

244

тересных, самобытных идей, намного опередивших дефектоло­гическую мысль Запада. Отечественные педагоги и врачи внес­ли большой вклад в клиническое и психологическое изучение проблемы слабоумия и в разработку теории и практики воспи­тания и обучения умственно отсталых детей.

Интересно отметить, что борьба за развитие общественной по­мощи слабоумным в России всегда рассматривалась как часть общеполитического, социально-экономического преобразования всей жизни России.

История воспитания и обучения умственно отсталых детей в России по существу начинается с конца XIX века. В предыду­щее время можно лишь указать на некоторые факты, имеющие косвенное отношение к интересующему нас вопросу, но в какой-то степени подготовившие общественное мнение и некоторые организационные условия к осуществлению в России воспитания и обучения слабоумных.

§ 1. Первые государственные акты, касающиеся слабоумных

Первые на Руси официальные документы, касающиеся сла­боумных, относятся к X веку, когда князь киевский Владимир Святославич в утвержденном им в 996 году Уставе о православ­ной церкви обязывал церковь заботиться об убогих, нищих и юро­дивых.

О том, что церковь и, в частности, монастыри первыми стали опекать юродивых, слабоумных подтверждает и «Повесть вре­менных лет» — летопись киевского летописца Нестора, относя­щаяся к 1074 году. В ней сказано: «Аще кто коли приносяще де­тищ болен кацем либо недугом одержим, приносяху в монас­тырь».

Имеется ряд указаний, что в Киево-Печерской лавре уже в XI веке было убежище для слабоумных.

В древней Руси слабоумные были окружены ореолом святости и таинственности. Простой народ считал призрение «дурачков», «блаженненьких» угодным богу делом. Историк В. Ключевский в своей книге «Добрые люди древней Руси» пишет: «Московская немощеная улица XVII века была очень неопрятна: среди гря,-зи — несчастье, праздность и порок сидели, ползали и лежали рядом; нищие и калеки вопили к прохожим о подаянии...» '

Слабоумные, юродивые, скитавшиеся по дорогам Руси, при­чиняли народу много зла. Они были виновниками поджогов и Других преступлений. Становилось очевидным, что сентимен­тальное отношение к ним таило определенную общественную опасность. Возникла общественная необходимость в изоляции слабоумных.

1 В. Ключевский. Добрые люди древней Руси. М., 1896, стр. 25.

245

Первые попытки принять официальные меры по борьбе с ни­щенством и бродяжничеством делаются в России в царствование Федора Алексеевича (1676—1682). В последний год его царство­вания был издан указ, который должен был регулировать меры общественного призрения. До этого времени призрением зани­мались только церковь и монастыри. Этот указ запрещает ни­щим, убогим и юродивым бродить по улицам и дорогам. Он обя­зывает открывать для них «шпитальни» и богадельни. В резуль­тате этого указа в России в дополнение к тем убежищам для убогих, что имелись при монастырях, стали открываться первые учреждения общественного призрения — богадельни.

В дальнейшем Петр I стремится осуществить ряд таких меро­приятий, в результате которых государство могло бы осуществ­лять контроль за деятельностью учреждений общественного призрения. Петр I обратил внимание на то, что призрение в мона­стырях и богадельнях открывает возможность для разных зло­употреблений со стороны лиц, обслуживающих эти учреждения, и содействует развитию тунеядства среди лиц, пользующихся призрением. В связи с этим Петр I обязал выяснять, кого содер­жат монастыри. Он требовал удалить из монастырей трудоспо­собных убогих, а лиц, симулирующих увечья, болезни, бить ба­тогами. Всех нищих он приказал возвращать к месту жительст­ва, чтобы их кормили помещики этих мест и местные власти. На борьбу с тунеядством были направлены и указы Петра I «О ду­раках», содержание которых было изложено в первой части кни­ги. Петром I был разработан проект указа о создании госпита­лей для душевнобольных, в которых должны были помещаться и ненормальные заброшенные дети. Но этот указ не был претво­рен в жизнь.

В 1761 году к этому вопросу возвращается Петр III, который дал указание: «Безумных не в монастыри отдавать, но построить на то нарочитый дом, как на то обыкновенно в иностранных го­сударствах учреждены долгаузы»'. И этот указ не был выпол­нен.

Впервые замысел о создании домов для душевнобольных осуществился лишь в царствование Екатерины II, издавшей в 1775 году «Указ об учреждении Приказов общественного при­зрения».

Этот указ сыграл положительную роль в дальнейшем разви­тии в России лечебных учреждений, благотворительных заведе^-ний и школ. Согласно указу в России создается ряд учреждений для призрения инвалидов, сирот, душевнобольных и других лиц, нуждавшихся в специальных домах. Приказу общественного призрения поручается попечение и надзор за народными школа­ми, сиротскими домами, госпиталями и больницами, богадель-

1 Т. И. Ю д и н. Очерки истории отечественной психиатрии. М., Госмед-издат, 1951, стр. 30,

246

нями, домами неизлечимых больных и сумасшедших, работными и смирительными домами. Указ определяет требования ко всем этим учреждениям.

Упомянутый указ официально узаконил эти учреждения. Од­нако для его реализации на практике в России делалось очень мало. В конце XVIII — начале XIX века было открыто лишь не­сколько домов для душевнобольных. В 1776 году был открыт дом для душевнобольных в Новгороде, в 1779—при Обуховской больнице в Петербурге, в 1785 открылась Преображенская боль­ница для душевнобольных в Москве.

Этот указ Екатерины II и первые больницы для душевноболь­ных имеют очень далекое отношение к вопросам призрения сла­боумных. Дело в том, что указ не предусматривал открытия уч­реждений для слабоумных. В больницы же для душевнобольных слабоумных детей помещали редко.