Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПРАВОО Леонова.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
25.12.2018
Размер:
721.41 Кб
Скачать

Глава 1. Общая теория источников права

5. Иерархический характер форм позитивного права, свойст­венный, прежде всего системе (подсистеме) нормативно-право­вых актов выражается в том, что структурные элементы данной частной системы по отношению к общей системе, охватывающей собой все без исключения формы, существующие в~ рамках того или иного национального права, занимают в ней свое, строго оп­ределенное, обусловленное их юридической силой и социальной значимостью место'.

Исходя из общего представления об «иерархии» как о «прин­ципе структурной организации сложных многоуровневых систем, состоящим в упорядочении взаимодействий между уровнями в порядке от высшего к низшему» , применительно к данным формам права можно сказать следующее: а) юридическая сила и социальная значимость каждого вида актов - форм права зави­сит от того, какое место в системе государственных органов зани­мает орган, издающий эти акты, то есть иными словами - иерар­хия нормативно-правовых актов предопределяется иерархией со­ответствующих государственных органов; б) акты нижестоящих органов должны находиться в строгом соответствии с актами вы­шестоящих органов, а все они вместе взятые и каждый из них в отдельности должны соответствовать конституции; в) акты вы­шестоящих и нижестоящих органов не должны подменять друг друга, в частности, «вышестоящий орган не вправе брать на себя разрешение вопросов, которые входят в компетенцию нижестоя­щих органов» ; г) наиболее важные общественные отношения, ко­торые подлежат регулированию в законодательном порядке, должны быть опосредованы только законом; и д) акты нижестоя­щих органов могут быть изменены или отменены только органа­ми их издавшими или вышестоящими органами.

Иерархичность нормативно-правовых актов - форм права со­относится не только с иерархичностью соответствующих государ­ственных органов, от которых исходят данные акты, но и с анало­гичным качеством самой системы национального права. Система права, справедливо отмечает в связи, с этим Д. А. Керимов, это -«не просто совокупность ее подсистем, а система подсистем», на

базе и в рамках которой образуется иерархия частных систем, «создающих стройное здание правовой системности: от основа­ния (система многообразных правовых норм) через промежуточ­ные «этажи» (система институтов и отраслей права) к его верши­не (система права)» .

Будучи созданной на основе принципов системности и иерар­хичности, общая система форм национального права конкретизи­руется в возникающих в ее рамках по мере востребованности ча­стных системах (подсистемах) и через них же реализуется . Дан­ное положение относится в равной степени ко всем без исключения формам как -правовым явлениям, а также к отражаю­щим их понятиям. И те и другие строятся и соотносятся друг с другом не только на основе принципа системности, но и иерар­хичности.

Суть последнего в обобщенной форме заключается преимуще­ственно в том, что одни, отдельно взятые акты и, соответственно, их виды (законы, указы, постановления правительства и др.) об­ладают большей юридической силой, чем другие, и в случае воз­никновения коллизий между ними преимущество всегда оказыва­ется на стороне первых по сравнению с последними.

При этом, как верно подмечается в научной литературе, «ве­личина правовой силы или положения» правовой формы и опо­средуемых ею норм «на иерархической лестнице правовой систе­мы принципиально соответствуют соотношениям абстрактно­сти - конкретности и обобщенности и индивидуальности» .

Важно подчеркнуть также, говоря об особенностях «иерархи­ческой лестницы правовой системы», что « величина правовой силы», лежащая в основе иерархичности составляющих ее право­вых норм и соответствующих им - «организующих» их и пред­ставляющих их вовне правовых форм, вовсе не сводится, как это иногда несколько упрощенно представляется в литературе , толь­ко к отношениям прямого («чистого») подчинения актов ниже

стоящих органов соответствующим актам вышестоящих органов. Наряду со связями прямого подчинения между актами различной юридической силы, непременно устанавливаются и' в том или ином виде проявляются также связи координации, взаимодопол­нения , детализации содержания актов вышестоящих органов в актах нижестоящих органов и др.

Именно во всей этой совокупности связей, «сопутствующих» установлению и осуществлению процесса соподчинения актов нижестоящих органов актам вышестоящих, и заключается смысл и содержание принципа иерархичности форм права.

Распространяясь на все без исключения формы права, данный принцип, однако, как и принцип системности, имеет свои особен­ности применительно к разным формам права.

Наиболее ярко и прямолинейно он проявляется, например, в отношениях между нормативно-правовыми актами, действую­щими в рамках одной и той же национальной правовой системы . Иерархически построенная система нормативно-правовых актов при этом не только декларируется, как правило, в виде системы законодательства, но и в правовом порядке закрепляется.

В зависимости от особенностей той или иной правовой систе­мы ее законодательное закрепление осуществляется либо в кон­ституционном, либо в обычном порядке - на уровне текущего за­конодательства, либо одновременно в том и другом виде. Это оз­начает, что помимо конституционного закрепления система нормативно-правовых актов, построенная по иерархическому принципу, определяется и закрепляется также и в обычных зако­нах.

Специальные законы, посвященные определению и закрепле­нию основных признаков нормативно-правовых актов, их видов, иерархическому характеру их отношений между собой существу­ют, например, в Болгарии (Закон о нормативно-правовых актах 1973 г.), в Венгрии (Закон о правотворчестве 1987 г.), в Казахста­не (Закон о нормативных правовых актах 1998 г.) и других стра­нах.

Если по отношению к нормативно-правовым актам, законода­тельно закрепленный принцип иерархичности форм права проявляется наиболее ярко и прямолинейно, то в отношении других ис­точников права все обстоит несколько по иному.

А именно - иерархический характер таких видов форм (ис­точников) права, как, например, правовой обычай, правовой дого­вор, судебный и административный обычай и других проявляется -не столь ярко и не столь очевидно.

Об иерархическом характере отношений данных и некоторых других форм права (в частности, правовых доктрин) между собой можно говорить лишь весьма условно, полагаясь на «доводы разу­ма», согласно которым не может быть в стране твердого и ста­бильного правопорядка, если не будут четко определены и закре­плены место и роль каждого источника права в общей системе форм права. А это с необходимостью и неизбежностью предпола­гает их построение и функционирование не только на основе принципа системности, но и принципа иерархичности форм пра­ва.

Что же касается иерархического характера отношений данных-форм права с законом, то в правовых системах подавляющего, большинства стран, признающих и конституционно закрепляю­щих принцип верховенства закона, этот вопрос решается одно­значно: высшую ступень в иерархии форм права неизменно зани­мает только закон.

Даже в тех случаях, когда отдельные формы права, как это имеет место с обычаями делового оборота в России, возникают и функционируют «в какой-либо области предпринимательской деятельности» не предусмотренной и не регулируемой законода­тельством, тем не менее, они не могут и не должны противоречить закону .

Исходя из этого, можно сказать, что иерархический характер отношений существует постоянно между различными формами ' (источниками) права, с одной стороны, и различными - консти­туциональными и текущими законами, с другой, независимо от того, возникают ли они на основе законов и в развитие законов, как это имеет место в случае с подзаконными актами, или же они возникают лишь в рамках требований, установленных законами и не противоречат законам, как это имеет место со всеми иными формами права.

Такая иерархия, по справедливому замечанию исследовате­лей, «складывается на основе сложной структуры правового по­рядка с целью его функционирования как некого единства в рам­ках государства. Вместо стихийности и анархии среди правовых актов и норм иерархия обеспечивает iix взаимосвязь и согласо­ванность в рамках правового порядка» .

Важно подчеркнуть, что иерархия форм права, равно как и их системность объективно необходимы для любой правовой систе­мы - для ее сохранения и эффективного функционирования. Без этого нет и не может быть никакой правовой системы, а вместе с тем - никакой упорядоченности общественных отношений, объ­ективно необходимой для нормального развития любого общест­ва и государства.