Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПРАВОО Леонова.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
25.12.2018
Размер:
721.41 Кб
Скачать

§ 6. Системно-иерархический характер форм и источников права

1. Среди различных черт и особенностей форм и источников права, рассматриваемых в рамках национальных правовых систем в виде взаимосвязанных между собой и взаимодействующих друг с другом правовых феноменов, особо выделяются такие их каче­ственные особенности, как системный и иерархический характер.

В отечественной и зарубежной литературе на эту сторону форм и источников права, неоднократно обращалось внимание , но чаще всего это ограничивалось лишь констатацией данных их особенностей и рекомендациями, хотя и вполне обоснованными, рассматривать формы и источники права.не иначе, как в систем­ном и иерархическом плане.

Так, в частности, указывая на то, что к числу категорий, тре­бующих углубленной разработки, относится категория «иерархия нормативных правовых актов», многие авторы, как справедливо отмечалось в литературе, в основном лишь ограничиваются кон­статацией того, что «вследствие расширения сферы правового регулирования и увеличения общего массива действующих норма­тивно-правовых актов возникает острая потребность в правовых исследованиях, направленных на анализ свойств и содержания иерархии нормативных правовых актов, существующих в законо­дательстве противоречий вследствие ее нарушения и выявления путей их разрешения» .

Аналогично обстоит дело и с системным анализом норматив­но-правовых актов и других форм и источников права, роль и зна­чение которого нередко недооценивается или в силу различных • объективных и субъективных причин попросту игнорируется.

Между тем, как верно подмечается Д. А. Керимовым, систем­ный подход к исследованию сложных динамических целостностей, к каковым можно отнести также общую систему форм и ис­точников национального права,.«позволяет обнаружить внутрен­ний механизм не только действия отдельны^ его компонентов, но и их взаимодействия на различных уровнях» . Тем самым, конста­тирует автор, «открывается возможность» обнаружения субстан­ционально-содержательной и организационной многосложности систем, глубокой диалектической связи и взаимозависимости субстанционально-содержательных частей, структур и функционирования явлений бытия как сложных целостных организмов» .

О важности системного анализа правовых явлений, институ­тов и учреждений, включая формы и источники права, многократ­но говорилось не только отечественными, но и зарубежными ав­торами. В частности, акцентировалось внимание на том, что сис­темный подход дает возможность глубоко и разносторонне познать не только внешние, но и внутренние связи, существую­щие между правовыми явлениями, институтами и учреждениями, их внутреннее содержание, цели, структуру, выполняемую ими роль, их назначение .

Использование системного подхода к анализу форм и источ­ников права, равно как и рассмотрение их под углом зрения ие­рархических связей и взаимодействий обусловлено не только

§ 6. Системно-иерархический характер форм и источников права

14

и даже не столько субъективными взглядами и преференциями того или иного исследователя, сколько объективными - систем­ными и иерархическими свойствами самой исследуемой материи.

Разумеется, уровень системности и иерархичности форм и ис­точников права, рассматриваемых в дифференцированном, отно­сительно самостоятельном и относительно обособленном друг от друга виде, далеко не одинаков и, кроме того, далеко не всегда очевиден. Более четко он проявляется в формах права, особенно в нормативно-правовых актах. Менее четко - в источниках есте­ственного и позитивного права.

В самом деле, если непременным требованием, предъявляе­мым к любому нормативно-правовому акту, наряду с необходи­мостью его издания в рамках компетенции соответствующего го­сударственного органа, его строгой определенности и др. , являет­ся требованием его строгого соответствия актам вышестоящих органов, то есть требование обязательного следования принципу иерархичности, посредством которого, как справедливо подчер­кивается в научной литературе, в праве достигаются «единство большого числа различных правовых норм (актов) и их согласо­ванное действие» , то в отношении источников как позитивного, так и естественного права подобного рода требования не предъяв­ляются.

Само собой разумеется, что это имеет место только тогда, ко­гда авторами, занимающимися данной проблематикой, проводит­ся четкое различие между формами и источниками права. В тех же .случаях, когда подобное различие не проводится, формы и ис­точники права как идентичные явления и соответствующие им понятия рассматриваются, всегда не иначе, как одноуровневые в системном и иерархическом плане правовые феномены.

Данное положение целиком относится, в первую очередь, к формам - источникам позитивного права, поскольку в нем, как правило, формы права полностью отождествляются с источниками права, которые при этом именуются источниками с «юридическим содержанием», источниками права «в юридическом смысле» и т. п.

Подобное отождествление, в частности, имеет место в такой отрасли позитивного права, как конституционное право, где, по ним принято понимать нормативный акт, в котором содержатся конституционно-право­вые нормы» .

Частично положение об одноуровневом - системном и иерар­хическом характере относится также и к естественному праву его формам и источникам. Это имеет место, однако, только тогда, когда те или иные положения естественного права ложатся в ос­нову и закрепляются в нормативно-правовых актах - формах по­зитивного права.

Обладая системным характером такие, например, естествен­ные права, как право на охрану здоровья, право на личную .непри­косновенность, право на достоинство личности, право на благо­приятную окружающую среду право на продолжение рода, право на свободу и равенство, и др. приобретают наряду с системными качествами также и иерархические черты, но не сами по себе, в силу своей естественно-правовой, природной эволюции, а лишь, будучи трансформированными в различные формы позитивного права.

Иерархия форм естественного права в таких случаях будет представлять собой ничто иное, как иерархию форм позитивного права.

Что же касается источников естественного права (материаль­ный, социальный, биологический и др.) , то их все следует рас­сматривать, как представляется, только на одном уровне и при этом лишь в одном - системном, но, отнюдь, не в иерархическом плане, ибо между ними нет ни структурного, ни функционально­го, ни какого-либо иного иерархического по своему характеру со­подчинения.

. Исходя из сказанного, в дальнейшем исследовании форм и ис­точников права наиболее рациональным представляется рассмот­рение только форм (источников) позитивного права.

2. Системность форм (источников) позитивного права изна­чально «заложена» в самой их природе и в их характере как.пра­вовых феноменов, существующих и функционирующих не от­дельно, а тем более - не изолированно друг от друга, а в тесной заимосвязи и взаимодействии друг с другом. В силу этого наибо­лее адекватным и эффективным подходом к их познанию, несо­мненно, будет системный подход.

Использование последнего при рассмотрении форм позитив­ного права означает, что к их анализу следует подходить не как к отдельно взятым или находящимся в простой, механически соз­данной совокупности правовых институтов, а как к естественным путем сформированной, целостной системе.

В общетеоретическом и философском плане «система» опре­деляется далеко неоднозначно. А именно - как «определенная со­вокупность элементов (вещей, свойств, признаков, понятий, сло­вом, любых дискретных образований материального и духовного характера), находящихся в определенной взаимосвязи, которая придает данной совокупности целостный характер» ; как некото­рое упорядоченное, организованное множество элементов, обра­зующих определенную целостность, свойства которой не сводят­ся к свойствам составляющих его элементов» ; как «комплекс взаимодействующих элементов»^ как «отграниченное множество взаимодействующих элементов» ; и др.

Однако, как справедливо отмечается в научной литературе, сколь бы не разнились эти определения, в понятиях рода и вида различных систем «все-таки содержится нечто, отражающее объективно сущест­вующее общее, а именно - взаимосвязанное множество» .

Общими родовыми и видовыми признаками различных сис­тем являются следующие.

Во-первых, наличие структурных, формирующих любую со­циальную, биологическую или иную систему, элементов. В отли­чие от простых, произвольно взятых составных частей системы элемент выделяется своей однородностью и органичностью вхож­дения в образуемую им вместе с другими элементами систему .