Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИПО.rtf
Скачиваний:
71
Добавлен:
31.07.2019
Размер:
1.05 Mб
Скачать
  1. Экономические отношения и социальная организация в эпоху раннепервобытной общины.

В этот период облавная охота, ловля рыбы запорами или сетями, организованное собирательство, сооружение жилищ и лодок требовали совместных усилий коллектива, что порождало общинную собственность на средства производства и продукты производства.

В коллективной собственности находилось самое главное средство производства – земля, в данном случае промысловая территория. Широко засвидетельствовано также коллективное владение охотничьими загонами и рыболовными запорами, лодками и сетями, жилищами и огнем. Отдельным лицам принадлежали только индивидуально ими изготовленные ручные орудия труда – копья, луки, топоры, что соответствовало производственным нуждам и интересам коллектива, так как наиболее эффективное использование было возможно только в том случае, когда эти орудия соответствовали индивидуальным особенностям владельца.

Аналогичным образом род был собственников не только продуктов коллективной охоты или рыбной ловли, но и любой индивидуальной добычи. Древнейшим принципом разделения был принцип уравнительности, причем даже самый удачливый охотник получал не больше других сородичей. Это было необходимым условием выживания при низкой производительности труда и частой нехватке пищи. Но вместе с тем потребление было не просто уравнительным, а равнообеспечивающим. Это значит, что при распределении учитывались не только различия в потребностях по полу и возрасту, но и высшие интересы коллектива в целом. В тяжелой борьбе с природой, судьба общины нередко зависела от выносливости взрослых мужчин-охотников, и в случае необходимости, при чрезвычайных обстоятельствах они могли получать последние куски пищи.

Коллективная трудовая деятельность членов родовой общины не знала каких-либо форм разделения труда. Однако, даже при загонной охоте выделялись организаторы, загонщики, новички, помогавшие разделывать и нести добычу и т.д. Постепенное усложнение производственных навыков чем дальше, тем больше требовало хозяйственной специализации. Поэтому получило дальнейшее развитие естественное разделение труда по полу и возрасту. Мужчина стал преимущественно охотником, а позднее и рыболовом, женщина – преимущественно собирательницей и хранительницей домашнего очага, дети и старики помогали трудоспособным сородичам. Старики, кроме того, были хранителями коллективного опыта и активно участвовали в изготовлении орудий труда. Эта специализация вела к более или менее четко выраженному половозрастному делению.

Основными половозрастными группами в ранней родовой общине были группы детей, взрослых мужчин и взрослых женщин, а также стариков. Этому делению придавалось большое значение, причем очень важным считался возрастной рубеж, переход которого сопровождался торжественным обрядом, известным под названием инициации. В разных племенах эти обряды различны, но все они сводились к приобщению подростков к хозяйственной, общественной и идеологической жизни взрослых членов общины. У аборигенов Австралии подростков учили владеть охотничьим оружием, воспитывали в них выносливость, выдержку и дисциплину, посвящали в обычаи, верования и обряды племени. Их испытывали посредством ряда мучительных процедур – голодовки, нанесения ран, прижигания огнем, вырывания волос, выбивания зубов и т.п. Инициации девушек также состояли в приобщении к деятельности коллектива.

Одной из составных частей инициация как девушек, так и юношей была подготовка к брачной жизни: посвящаемым сообщали связанные с ней обычаи, производили мужское и женское обрезание, искусственную дефлорацию девушек и т.д.

Довольно четким было разделение на группы взрослых мужчин и женщин, иногда приводившее к своеобразному обособлению: мужчины и женщины у некоторых племен располагались на стоянках отдельными стойбищами, готовили разную пищу, имели свои тайные обряды и верования, а иногда даже и свои “тайные” языки. Мужские орудия труда считались собственностью мужчин, женские – женщин.

Однако наличие в ранней родовой общине половозрастного деления не создавало отношений господства и подчинения. Мужчины и женщины специализировались в разных общественно-полезных сферах деятельности коллектива, поэтому не могло быть неравенства в положении полов. Однако, выдающаяся роль женского труда в хозяйственной жизни общины, вместе с матрилинейной, материнской организацией рода, создавала женщине очень высокое общественное положение.

В ранней родовой общине не было и каких-либо привилегированных, господствующих возрастных категорий, но некоторые исследователи считают, что уже существовала геронтократия (власть стариков). Однако это мнение спорно, так как в тех условиях существования человек в редких случаях жил более сорока лет. Кроме того, существует мнение, что в раннеродовом обществе существовали обычаи умерщвления (“добровольной смерти”) утративших трудоспособность престарелых сородичей. От них избавлялись так же, как от больных, ослабевших от голода маленьких детей, которых нельзя было прокормить.

Первобытная родовая община была общиной равных, но в условиях жестокой борьбы за существование эти равными были лишь полноценные члены производственного коллектива.