Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИПО.rtf
Скачиваний:
71
Добавлен:
31.07.2019
Размер:
1.05 Mб
Скачать
  1. Этническое и языковое положение в эпоху разложения первобытной общины.

Основным типом этнической общности было племя, которое являлось осознанной общностью языка и культуры. Разложение первобытнообщинного строя привело к стиранию племенной специфики этноса. С развитием племенного расслоения и вызревания классового неравенства стали складываться различия в культуре верхушки и простого населения. Одновременно происходит разрушение кровнородственной общности племен. В процессе перехода от родовой общины к территориальной рвутся связи между родственниками. С развитием грабительских войн началось массовое смешение племен. Племенная эндогамия переставала быть нормой, возникали отличные от общеплеменных родословий благородные генеалогии знати. Словом, племена сменялись новыми этническими образованиями (группа или семья племен, межгрупповая или межплеменная общность – “соплеменность”). Соплеменность занимала промежуточное место между племенем и народностью. В соплеменностях уже имелась социальная, но еще не был классового расслоения. Они состояли из близких по происхождению, языку и культуре племен (древляне, вятичи, кривичи, поляне).

Превращение соплеменностей в народности совпадало с появлением государства. Это сопровождалось замещением кровнородственных связей территориальными, где большую роль играло само государство. Однако и соплеменности также постепенно утрачивали свое этническое единство. Территории этнических общностей превратились в отдельные земли (графства, княжества).

Языковая ситуация эпохи классообразования характризовалась процессом расселения носителей праязыковых совокупностей, их смешениями.

Ко времени превращения языков племен и соплеменностей в языки народностей уже сложилось большинство языковых семей. По вопросу о начале и путях сложения языковых семей существует две точки зрения: первая – человечество первоначально говорило на многочисленных языках, которые постепенно объединялись в языковые семьи; вторая – образование языковых семей происходило в эпоху разложения первобытного общества и было связано с массовыми миграциями и смешениями населения.

К концу первобытной истории уже существовали крупнейшие языковые семьи. В Северной и Восточной Африке, Передней Азии сложилась семито-хамитская семья, к северу от нее – кавказская, к югу – семья банту. В Южной Азии выделились языковые семьи дравидов, мунда, и мон-кхмер, а Юго-Восточной Азии и Океании – автронезийская (малайско-полинезийская). В Восточной Азии – китайско-тибетская, подразделившаяся на таи-китайскую и тибето-бирманскую группы. Центральная Азия – алтайская семья, юго-запад Сибири – уральская семья. Между Балтийским морем и Передней Азией возникла крупнейшая в мире индоевропейская семья.

  1. Типы первобытной периферии и ее контакты с цивилизацией.

До второй половины 2 тысячелетия до н.э. первобытная периферия по своим размерам превосходила очаги древних цивилизаций. Однако и после этого она оставалась очень значительной. В Старом Свете – это Арктика, Субарктика и почти вся зона тропических лесов Афроазии и также горные и пустынные районы. Новый Свет, за исключением небольшой области древних цивилизация Мезамерики и Андорского нагорья, входил в нее целиком. Почти полностью ей принадлежал новейший свет.

Такое сохранение частью человечества первобытнообщинного строя после перехода другой части на ступень цивилизации было обусловлено неравномерностью всемирно-исторического процесса. Эта неравномерность вызвана, прежде всего, затяжным процессом освоения окраин ойкумены. Племена, оставшиеся на исторической прародине человечества (Старый Свет) развивались нормальными темпами, а племена, заселившие Америку, Океанию и Австралию, оказались в худшем положении, так были оттеснен в неблагоприятные природные условия и были изолированы.

Однако постепенно расширение ареала классовых обществ повело к постепенному ослаблению этой изоляции. Цивилизации и их первобытная периферия вошли в соприкосновение, которое привело к возникновению различных типов периферии и контактов.

В зависимости от расположения первобытной периферии по отношению к цивилизации появились периферия ближняя и дальняя. Первая представлена теми, которые граничили с цивилизациями, вторая, те, что контактировали с цивилизациями через посредства ближней периферии. Естественно, что первая развивалась быстрее, в результате чего появились первобытная периферия развитая и отсталая. Расположением СПО по отношению к классовому обществу определялось внешнее (находившееся за пределами ареала цивилизации) и внутреннее (сохранявшееся в границах этого ареала) первобытная периферия. Контакты между цивилизациями и СПО различаются прежде всего по способу их реализации. Это контакты непосредственные и опосредованные, односторонние и двусторонние, мирные и военные.

Непосредственные – устанавливались с ближней периферией. Опосредованные – через нее с дальней периферией. Односторонние контакты предполагали воздействие, двусторонние – взаимодействие. По функциональной роли контакты делят на имевшие место в хозяйственной, социальной, потестарно-политической и духовно-идеологической сферах. Самыми широкими были хозяйственные контакты, через которые шло разделение общественного труда, распространение важнейших технических и технологических достижений. Контакты в социальной сфере были затруднены невозможностью прямого социального копирования, однако эти контакты были очень действенны. Они сыграли значительную роль в установлении кастового строя, а также в развитии военной демократии.

Контакты в потестарно-политической сфере также исключали копирование нововведений. Намного большие возможности открывались в области духовно-идеологических контактов.