Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник вещное право.doc
Скачиваний:
48
Добавлен:
15.09.2019
Размер:
925.18 Кб
Скачать

5.1. Исторические виды вещных прав

Российский законодатель и в конце 90-х гг. XX в., создавая новый ГК, в главе, посвященной вещному праву, как и в XIX в., «споткнулся» на перечне «других вещных прав». Статья 216 действующего ГК оказалась существенно неполной. Статья 216 ГК должна в недалеком будущем оправдать свое название и включить в себя все вещные права лиц, не являющихся собственниками. Собрав воедино все ограниченные вещные права в ст. 216 ГК с учетом права собственности как первого и самого «сильного» вещного права, российский законодатель реализует наиважнейшую задачу: замкнет круг вещных прав, представив его в виде системы.

Полезно обратиться к историческому опыту — как отечественному, так и зарубежному. Начнем с классического римского частного права. Еще из учебников по римскому частному праву мы помним три института, которым соответствуют три вида вещных прав: владение, право собственности и права на чужие вещи.

Владение было самым первым видом. Возникнув первоначально в отношении земли, оно представляло собой реальное господство лица над вещью, вытекавшее из фактического, физического отношения лица к предмету владения. Владение рассматривалось как противоречивое право, поскольку объединяло правовой и фактический аспекты. Владение могло быть соединенным с собственностью, а могло проявляться вне всякой связи с ней и даже быть ее нарушением. Римское право охраняло владение само по себе, не допуская произвольных его нарушений, независимо от оснований его возникновения. Во владении выделялись разновидности. Из этих разновидностей одни, например цивильное владение, были в большей степени правами вещными, а такие, как посредственное владение, или держание, тяготели к правам обязательственным.

Право собственности как некое модельное вещное право и как наиболее полное право на вещь вырабатывалось в римском частном праве медленно. Еще раз подчеркнем, что в доклассическое время не существовало общего определения собственности, а перечислялись отдельные полномочия собственника. В древнейшем праве даже не было специального термина для обозначения собственности. Частноправовое понятие собственности сложилось к концу классического периода (III в. н.э.), когда обычным термином, обозначающим это понятие, стал термин «proprietas». Он обозначал собственность как особое отношение господства над вещами, высшее среди других.

Права на чужие вещи иначе назывались специальными, ограниченными, частичными. В рамках этой группы прав сложились самостоятельные виды, которые приобрели специальное регулирование. Из ограниченных вещных прав в первую очередь выделялись сервитуты, или обременения, одного имения, хозяйства (служащего имения) в пользу другого (господствующего имения). Основными в римском праве были земельные сервитуты. Они делились на сельские и городские. Сервитуты, представлявшие собой права на чужие вещи, давали возможность их обладателям проходить через соседний участок, прогонять через него скот и т.д.

Среди прав на чужие вещи в римском праве выделялся также узуфрукт. Узуфрукт представлял собой пожизненное право пользования чужой вещью, а его объем (возможности обладателя) считался самым обширным. Пока действовал узуфрукт, собственник не имел права на доходы от вещи, и его собственность считалась голой (nuda proprietas). В праве Юстиниана в качестве самостоятельного выделилось habitatio, или право пожизненного проживания в чужом доме или его части. Субъект этого права мог жить в доме сам или отдавать внаем.

Еще одной разновидностью среди специальных вещных прав, возникших в Риме, был суперфиций. Последний представлял собой наследственное и отчуждаемое право пользования строением, возведенным на чужой земле. Первоначально возникнув как обязательство из договора нанимателя с собственником земельного участка, суперфиций впоследствии получил значение самостоятельного вещного права.

В качестве самостоятельной разновидности ограниченного вещного права в Риме сформировался эмфитевзис. Он представлял собой наследственное и отчуждаемое право пользования чужой сельскохозяйственной землей с целью ее обработки. Это право возникло сначала из обязательства купли-продажи (эмфитевтической продажи), а затем из аренды. Постепенно арендные отношения превратились в вечную аренду, дававшую особое право на вещь и на особый иск в его защиту. Права обладателя эмфитевзиса были широкими. Он получал в собственность все плоды и доходы от земли, права его переходили к наследникам, могли быть завещаны, подарены и проданы. Основной обязанностью обладателя данных прав была уплата ежегодной ренты деньгами или натурой.

К числу прав на чужие вещи в римском праве относили и залог. Единого термина для обозначения залога в то время еще не было, однако на всех стадиях своего развития он давал кредитору вещное обеспечение его требования. Очевидная связь залога не только с вещью, но и с обеспечиваемым обязательством привела к тому, что залог рассматривался чаще всего, например, в учебной литературе по римскому частному праву, не в разделе о правах вещных, а в части, посвященной договорам и обязательствам. Такое «раздвоение» существовало, по сути, на всех этапах последующего развития права залога в законодательствах стран мира.

Итак, небольшой экскурс в римское частное право позволил нам выделить в нем восемь основных видов вещных прав: владение, собственность, сервитут, узуфрукт, право проживания, суперфиций, эмфитевзис и залоговое право.

А сейчас обратимся к российскому дореволюционному законодательству. По сути, все вещные права закон делил на две группы: право собственности (Свод законов. Т. 10. Ст. 420) и посторонние (неполные) права на имущество (Свод законов. Т. 10. Ст. 432).

Подробный перечень неполных прав выглядит следующим образом: 1) право участия в пользовании и выгодах чужого имущества; 2) право угодий в чужом имуществе; 3) владение заповедными и наследственными имениями; 4) владение имениями временно заповедными; 5) владение имениями, жалуемыми на праве майоратов в западных губерниях; 6) право владения и пользования; 7) право распоряжения. Возможно ли весь этот перечень неполных прав рассматривать в качестве прав вещных?

Так, право участия в пользовании и выгодах чужого имущества, по существу, включает в себя ограничения собственности и сервитуты, которые также являются ограничениями собственности, но дополнительно предоставляют и определенные возможности их обладателю. Право угодий в чужом имуществе также можно рассматривать в качестве сервитутов.

Что касается пользования и распоряжения, то в них трудно усмотреть характер самостоятельных вещных прав. Так, ст. 542 т. 10 Свода законов говорит о таком способе «отделиться от права собственности», как Доверенность, выданная собственником другому лицу. Очевидно, что распоряжение по доверенности нельзя рассматривать в качестве особого вещного права. Не составит особого права и передача имущества в пользование другому лицу посредством найма, ссуды и других договоров.

Исследование проблемы делает необходимым обращение и к зарубежному опыту. С этой целью проанализируем кодифицированный Гражданский закон Германии (ГГУ), наиболее близкий нам по системе. Какие же виды вещных прав предусмотрел немецкий законодатель? Во-первых, следует обратить внимание на право владения, с которого начинается третья книга ГГУ «Вещное право». Параграф 854 ГГУ рассматривает владение как фактическую власть над вещью. На втором месте стоит право собственности. Параграф 903 ГГУ связывает это право с возможностью распоряжаться вещью по своему усмотрению и устранять любое вмешательство, если тому не препятствуют закон или права третьих лиц. Третье место занимает наследственное право застройки. Под ним понимается отчуждаемое и наследуемое право иметь строение на поверхности земельного участка или под ней. В-четвертых, немецкий законодатель выделяет особо сервитуты, в частности, в такой основной их разновидности, как земельные сервитута. Понятие «земельный сервитут» раскрывает §1018 ГГУ. Под ним понимается право использовать чужой земельный участок в определенных случаях или воздерживаться от определенных действий на чужом земельном участке, или исключение осуществления права собственности на обремененный земельный участок в отношении господствующего земельного участка. Пятое место следует отвести узуфрукту.

Представляя разновидность сервитутов, узуфрукт, тем не менее, в Германии получил самостоятельное закрепление. Его понятие дается в § 1030 ГГУ: «Вещь может быть обременена таким образом, чтобы лицо, в пользу которого произведено обременение, имело право извлекать все выгоды от пользования вещью». В свою очередь, узуфрукт в немецком праве делится на три разновидности: узуфрукт в отношении вещей, узуфрукт на права и узуфрукт на имущество. Этим разновидностям посвящены самостоятельные параграфы. Обращает на себя внимание § 1093 ГГУ, где говорится о праве пользования жилым помещением, которое мы поставим на шестое место. Данное право трактуется как разновидность ограниченного личного сервитута и состоит в возможности пользования зданием или его частью для проживания, с освобождением собственником помещения. Отдельной строкой немецкий закон выделяет ипотеку (§ 1113 ГГУ) и залоговое право на движимые вещи (§ 1204 ГГУ). Этой разновидности мы отведем в нашем перечне седьмое место. Помимо перечисленных, немецкий законодатель называет еще такие специфические обременения, как поземельный долг (§ 1191 ГГУ) и рентный долг (§ 1199 ГГУ). Будучи обременениями собственности, они, как нам кажется, не составляют особых разновидностей вещных прав, в связи с чем мы не поместили их в рамки построенной нами общей системы.

Таким образом, практически все из классических римских видов вещных прав нашли отражение и закрепление в главном Гражданском законе Германии, что является несомненным его достоинством. Возможно ли позаимствовать всю немецкую систему? Думается, при всей близости наших систем простое копирование в данном случае невозможно. Наша же концепция придает важное значение объекту вещного права и не расширяет его понимание. Следовательно, если объектом является имущественное право, то надо говорить о праве обязательственном, а не вещном.