Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник вещное право.doc
Скачиваний:
48
Добавлен:
15.09.2019
Размер:
925.18 Кб
Скачать

4.2. Признаки, свойства и понятие вещного права

Чтобы дать определение понятию «субъективное вещное право», необходимо последовательно выявить его признаки (специфические черты), которые позволили бы отличать данное право от иных видов субъективных гражданских прав. При этом особенно важно показать специфику прав вещных в сравнении с правами обязательственными.

В качестве первого признака вещного права следует рассматривать его объект.

К.П. Победоносцев первым отличительным свойством вещного права также считал характеристику вещи как его предмета. Вещь в этом случае должна иметь внешнее, вне лица существующее бытие, объективное значение. При этом он также подчеркивал неразрывную связь права с вещью. «Вещное право не отстает от нее, переходит вместе с нею, в чьих бы руках, в каком бы положении вещь ни находилась, прикреплено к ней до тех пор, пока вещь не уничтожается или сам хозяин не захочет разорвать свой союз с нею, отказаться от нее, или превратить ее в ценность, или обменять ее».

Второй признак вещного права характеризует его содержание. Термины, которые употребляются для определения содержания вещного права, — власть, господство. Лицо, осуществляя данное право, господствует над материальной вещью. Это господство субъекта права над вещью может проявляться в разнообразных действиях.

Термин «известная мера господства» подчеркивает и тот важный факт, что определением объема вещных прав занимается законодательство. В отличие от обязательств этот объем не определяется усмотрением частных лиц. Для выявления содержания обязательства мы всегда исследуем его источник, в частности договор. Всякое обязательство поэтому индивидуально. Что касается вещных прав, то они, различаясь по видам, будут иметь «одно и то же юридическое содержание, строго определенное, замкнутое в своих границах». Создание вещных прав самим законом, законодательное определение их. содержания имеет последствием тот факт, что отдельных видов вещных прав, в отличие от обязательств, совсем немного. Появившись издревле, вещные права в течение веков остаются почти неизменными.

Важной характеристикой господства субъекта над вещью будет прямой, или непосредственный, характер его господства. Данное обстоятельство важно подчеркнуть в аспекте отличительных особенностей вещных прав в сравнении с обязательственными.

Итак, содержанием вещного права является господство над вещью, независимое от воли иных лиц, объем или мера которого определяется объективным правом (усмотрением законодателя). Лицо, обладатель вещного права, свободно в его осуществлении, однако свобода здесь всегда ограничена рамками закона, определяющего меру власти над вещью.

Третий признак вещного права связан с особенностями его защиты. Отношение лица к вещи как к своей, господство над этой вещью может быть нарушено. Характер защиты вещного права именуют абсолютным, подчеркивая, что нарушителем здесь может быть всякий и каждый, а значит, и иск о защите может быть предъявлен к любому лицу. Теория абсолютного правоотношения провозглашает наличие связи собственника или любого другого субъекта вещного права со всяким и каждым, имеющим отрицательную обязанность не нарушать данное право.

Кстати, объективное право, помимо того, что должно определиться с видами вещных прав, объемом возможного господства, основаниями возникновения и прекращения данных прав, должно заботиться и о средствах их защиты от нарушений.

Итогом наших рассуждений, неким синтезом выделенных признаков будет следующее определение субъективного вещного права, с которого мог бы начинаться раздел ГК о праве собственности и других вещных правах:

Вещным признается право, предметом которого является вещь, существующая в форме физического тела (телесная), закрепляющее принадлежность этой вещи лицу и непосредственное над ней господство в определенном объеме правомочий, пользующееся защитой от любого нарушителя.

Цивилистика, определяя значение вещных прав, выделяет три их важных свойства: исключительность, преимущество, установление только законом.

Исключительность К.П. Победоносцев трактовал в виде формулы: «...Когда я имею право на вещь, никому не может в то же время принадлежать подобное же право на ту же самую вещь, а если по какому-нибудь случаю таковое право было предоставлено другому лицу, оно само по себе ничтожно, недействительно». В современный период законодательства ряда стран вещные права наделяют свойством исключительности. В действующем законодательстве России в разделе, посвященном вещным правам, исключительность как юридическое свойство и принцип регулирования не закрепляются. Будет ли этот принцип актуален для России или есть сомнения в необходимости его закрепления в действующем законодательстве нашей страны? На сегодняшний день правовое регулирование исходит из индивидуального подхода в решении этого вопроса применительно к каждому из видов вещных прав. Причем эта индивидуальность касается; скорее, дозволения или установления неисключительности. Так, если залог считать правом вещным, то закон разрешает одновременный залог одного и того же имущества в обеспечение других требований (последующий залог) (п. 2 ст. 342 ГК). Условиями последующего залога являются незапрещенность предшествующим договором о залоге и сообщение последующему залогодержателю обо всех существующих залогах на данное имущество (п. 2, 3 ст. 342 ГК).

Если иметь в виду право собственности, то, безусловно, одновременное существование второго права собственности на одну и ту же вещь, аналогичное по содержанию первому, невозможно. Здесь не следует смешивать эту ситуацию с правом общей собственности — долевой или совместной. Существование двух прав собственности у двух собственников, равных по содержанию, невозможно, так как это будет противоречить существу права собственности.

Вторым свойством вещных прав, неотъемлемо им присущим с позиций цивилистической науки, является право преимущества.

Исходя из действия данного принципа, при одновременном существовании в отношении одной вещи права вещного и права обязательственного первое должно иметь преимущество. Если законодатель строго придерживается данного теоретического тезиса, то последний не только формально закрепляется, но и проводится в жизнь конкретным гражданско-правовым регулированием, в частности законодательством о банкротстве, об ипотеке. Если, например, обратиться к законодательству Японии, то преимущество вещных прав здесь последовательно проводится как Законом о банкротстве (ст. 92), так и Гражданским процессуальным кодексом (ст. 565). Следовательно, и при процедуре банкротства, и при принудительном исполнении ипотека или иные вещные права в отношении данного имущества в Японии имеют преимущество.

Как обстоят дела в отечественном законодательстве? Известно, что в соответствии со ст. 64 ГК при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности: в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми это юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда их жизни иди здоровью; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также выплате вознаграждений по авторским договорам; в третью очередь удовлетворяются требования по обязательствам, обеспеченным залогом.

Аналогичным образом строилось регулирование и ранее действовавшим российским Законом о банкротстве. Ныне действующий Федеральный закон от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» в ст. 134 установил, что требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости кредита залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Таким образом, можно обнаружить некоторый прогресс в развитии российского законодательства в деле последовательного проведения в жизнь преимущественного действия вещных прав. Думается, что в перспективе следовало бы дополнить содержание ГК специальной статьей «Преимущественное действие вещных прав». Что касается исключений из действия принципа преимущества вещных прав, то они могут быть установлены. Например, подобное исключение, вполне вероятно, будет касаться права владения, которое в недалеком будущем займет свое место в системе вещных прав России.

Наконец, третьей принципиальной установкой в отношении регулирования субъективных вещных прав является порядок их установления. Известно, что ст. 8 ГК закрепляет положение, в соответствии с которым гражданские права и обязанности возникают как из оснований, предусмотренных законом, так и из действий участников гражданских правоотношений, не предусмотренных правовыми нормами, но им не противоречащих. Важно, чтобы эти действия не противоречили общим началам и смыслу гражданского законодательства.

Отсутствие строгих законодательных рамок в отношении условий возникновения прав вещных позволяет по-разному подходить к решению данного вопроса. Одни авторы считают систему вещных прав закрытой, т.е. состоящей из исчерпывающего, установленного законом перечня. Другие исходят из того, что вещное право может рождать договор и совсем не обязательно это право должно быть предусмотрено законом. Таким образом, сложились две позиции, которые условно можно назвать ограничительной и расширительной.

Российская цивилистическая доктрина всегда исходила из замкнутого, законодательно установленного перечня вещных прав.

Анализ юридической литературы, где затронуты в той или иной степени вопросы вещного права, позволил выделить следующую совокупность его признаков.

1. Вещное право носит бессрочный характер, в то время как обязательственное право с самого начала его возникновения стремится к его прекращению (отдал долг — и обязательство закончилось); как пишет Д.В. Дождев, «собственность не принимает идею конечного срока: временная собственность невозможна». Таким образом, вещное право отличается от обязательственного по временному признаку.

2. Объектом вещного права является только вещь; объектами обязательственного права могут быть не только вещи, но и действия (работы, услуги), а также информация, результаты интеллектуальной деятельности и даже нематериальные блага.

3. Требования, которые вытекают из вещных прав, подлежат преимущественному удовлетворению по сравнению с требованиями, вытекающими из обязательственных прав.

4. Вещному праву присуще право следования; так, переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения других вещных прав на это имущество. При продаже, например, земельного участка, обремененного сервитутом, или квартиры, в которой кроме собственника проживали и члены его семьи, названные объекты (земельный участок, квартира) продолжают и у нового собственника иметь прежние обременения.

5. Вещные права пользуются абсолютной юридической защитой; это означает, что все вещные права лица, даже не являющегося собственником, защищаются законом от посягательств любых третьих лиц.

6. Субъект вещного права на определенное имущество обладает на это имущество только каким-то одним вещным правом; невозможно одновременно иметь вещь на праве собственности и, например, на сервитутном праве.

7. Замкнутость перечня вещных прав, установленная законом. Виды обязательственных прав многообразны; основания возникновения обязательств также разнообразны. Они могут возникать из договоров, иных сделок, по другим (внедоговорным) основаниям, из односторонних сделок, указанных в законе, а также из договоров, сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Но перечень вещных прав устанавливает только закон.

Следует отметить, что и все приведенные доктринальные определения вещного права, и вычленение его признаков носят условный характер. Многие выявленные черты вещных прав замечаются и у прав обязательственных; некоторые же виды вещных прав весьма тесно примыкают к обязательственным, а некоторые обязательственные (например, арендные) тяготеют к вещным. Возможно, по этой причине в современной юридической литературе иногда встречаются осторожные высказывания о ненужности или об искусственности деления прав на вещные и обязательственные. Тем не менее, данная дифференциация прав установлена современным законом. Более того, ряд вещных прав прямо перечислены в Гражданском кодексе Российской Федерации.