Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
250246_9FE46_kultygin_v_p_klassicheskaya_sociol...rtf
Скачиваний:
49
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
7.35 Mб
Скачать

Л. Хобхауз

Леонард Хобхауз (Hobhouse) (8 сентября 1864 г. - 21 июня 1929 г.) -один из основателей Общества социологов в Великобритании в 1903 г.

С 1907 г. он - профессор социологии Лондонского университета. Хобхауз принимал активное участие в деятельности рабочего и проф­союзного движения, был сторонником "нового тред-юнионизма".

В социологии он был прагматиком и связывал познание, как про­шлого, так и социального настоящего, с задачами социальных реформ. Главным делом для него была разработка общей теории развития и его институциональных форм на базе синтеза широкого эмпирического ма­териала, содержавшегося в сравнительной этнологии, религиоведении, психологии, антропологии, экономических науках.

Он окончил Оксфордский университет, преподавал в Мертонском колледже с 1887 г. и в Колледе Корпус Кристи с 1897 г. Пять лет он ра­ботал в редакции "Манчестер Гардиан". Активист Либеральной партии, он был секретарем Свободных тред-юнионов в 1903-1905 гг., опубли­ковал несколько политических работ, в частности "Рабочее движение" (1893), и "Демократия и реакция" (1904), в которой, как пишет Энцик­лопедия Британника, он выявил сильные симпатии к коллективизму. С 1907 г. он становится профессором социологии Лондонского универси­тета, а с 1908 г. - главным редактором журнала "The sociological Review". С тех пор практически полностью Хобхауз посвятил себя на­учной деятельности в общественных науках. Главные его работы - "Те­ория знания" (1896); "Разум в процессе эволюции" (1913); Мораль в процессе эволюции" (1906); "Развитие и цель" (1913); "Принципы со­циологии", 4 выпуска (1918-1924); "Материальная культура и социаль­ные институты примитивных народов" (1915, в соавторстве).

Историк английской социологии Джей Рамни называет Л.Т. Хобха­уза не только великим социологом, но и выдающейся личностью и крупнейшим педагогом [Twentieth century sociology. N.Y.., 1945. P. 576].

Хобхауз творчески, конструктивно синтезировал в своей концеп­ции идеи Спенсера, Конта, Бриджеса, Милля, Грина. Как отмечал дру­гой английский социолог Э. Баркер, главной задачей социологической системы Хобхауза было "углубить либеральную мысль, совместить старые либеральные концепции с новыми социальными требованиями и новой социальной философией, повернуть либерализм от принципа laissez-faire к естественной симпатии по отношению к людям труда" [Proceedings of the British Academy. L.,1929. P. 536].

Для Хобхауза социология не была некой специализированной соци­альной наукой. Она есть не просто синтез специализированных соци­альных наук, но является интерпретацией социальной жизни в ее цело­стности. Подобно Конту, он указывал на взаимные связи социальных

223

я влений и на потребность в такой научной дисциплине, которая бы да­ла общую картину социальной жизни. В поисках такой науки он снача­ла занялся сравнительной психологией ("Разум в эволюции",1901), ко­торая побудила его учеников Уотсона, Йеркса и Колера заняться изу­чением поведения приматов. Затем он обращается к сравнительной этике ("Мораль в эволюции", 1901). Позднее совместно с Гинсбергом и Уилером он пишет фундаментальный труд "Материальная культура и социальные институты первобытных народов" (1915), в котором прово­дится сопоставительный анализ связей между культурой и социальны­ми институтами.

Он обращается и к области социальной психологии ("Разум в эво­люции, развитие и цель", 1913; "Социальное развитие", 1924) и раскры­вает роль, которую играют как импульсы, инстинкты, так и рациональ­ная цель в социальной жизни. Не обошел он вниманием и теорию поз­нания ("Теория знания", 1896), в которой развивал органический взгляд на рациональность, являющийся основополагающим для его социоло­гической концепции.

Основа этой концепции изложена в четырех его монографиях, со­ставляющих серию: "Принципы социологии". Первая из них - "Мета­физическая теория государства" (1918) - дает фундаментальный кри­тический анализ гегелевской теории государства и формулирует в этой области методологический подход, основанный на приоритете индивидуального развития и всеобщего блага. Следующая книга "Ра­циональное добро" (1921) разрабатывает этическую теорию, в кото­рой добро является гармонией разума с объектами, с целями и гармо­низирует взаимоотношения объектов и целей. В третьей работе "Эле­менты социальной справедливости" (1922) эта теория нравственности прилагается к конкретным политическим и экономическим пробле­мам. Здесь Хобхауз высказывается в пользу позитивного государства. Заключительный том "Социальное развитие" (1924) анализирует сте­пень совпадения социального и нравственного развития в современ­ном ему обществе.

Социальное развитие является центральной идеей его социологи­ческой концепции. В отличие от Спенсера, делавшего упор на биоло­гические аналогии, Хобхауз описывает эволюцию в терминах свод­ной и рациональной кооперации людей. Чтобы иметь возможность сделать наглядным такое развитие, дать возможность измерить сте­пень сотрудничества людей, Хобхауз вводит ряд определенных кри­териев, таких, как масштаб, эффективность, свобода и взаимность сотрудничества и затем анализирует, коррелируют ли они с интелле­ктуальным развитием до такой степени, что определенные типы со­циальных институтов преобладали бы на определенных этапах разви­тия культуры.

Еще одной проблемой, его занимавшей, было наличие или отсутст­вие нравственного прогресса, т.е. продвижения общества в определен­ном направлении в соответствии с рациональными стандартами, кото­рые он сформулировал в своей этике. В целом, Хобхауз констатировал совпадение социального развития с нравственным развитием. Прогресс

224

произошел и может произойти лишь в том случае, когда рациональный разум каждого индивида связан с аналогичным разумом других людей и признает, что реализация потребностей и целей каждого требует реа­лизации целей и потребностей всех людей.

В противовес Спенсеру, Хобхауз доказывает, что прогресс не явля­ется процессом автоматическим, но что он опирается на человеческую энергию и что не может возникнуть возможность прогресса до того, как приложены усилия для этого. Он полагал, что рациональный идеал в конце концов завоюет общественное познание, поскольку он основан на гармоничной самореализации. Хобхауз не считал, что такой про­гресс требует какой-то новой человеческой природы или новых ка­честв в человеке. Он лишь требует интенсификации таких качеств, как смелость, преданность, самопожертвование и лояльность, проявляемых повседневно. С методологической точки зрения Хобхауз считал проб­лему прогресса разрешимой.

В социологии Хобхауз был эмпиристом, требуя, чтобы любые тео­рии были по своей сути объяснением четких рядов-фактов и чтобы они строились и проверялись в ясном отношении к этим фактам. Его кон­цепцию часто называют эмпирической, сравнительной, исторической социологией. Его система базировалась на эмпирическом и даже экспе­риментальном знании.

Значительная часть его трудов и деятельности была совершенно четко направлена на социальную и политическую практику. В книгах "Рабочее движение" и "Либерализм" более четко выражены его интел­лектуальные и социальные позиции, нежели в более академичных мо­нографиях "Рациональное добро" и "Элементы социальной справедли­вости'".

Вместе с Вестермарком Хобхауз был одним из первых профессо­ров социологии в Британии.

С 1907 г. и до своей смерти Хобхауз имел наибольшее влияние на становление социологии в Великобритании.

Центральной и фундаментальной чертой социологической системы Хобхауза была идея эволюции как единственного социального процес­са, дающего правильное, связанное и удовлетворительное понимание развития всех форм жизни, всех биологических видов в мире и жизни и умственного развития человека в обществе. С этих позиций он дает критерии развития и типологию различных обществ.

Его представления базируются на убежденности в том, что с разви­тием человечества повышается его рациональность. Политическая прагматичность его социологического подхода заключается в том, что он связывает социальное познание с задачами проведения социальных реформ, исходя из ценностей либерализма. Он определял социологию как секуляризованную форму философии, являющуюся универсальной наукой о человеке, стремящейся понять социальную жизнь как единст­во и органическую целостность.

Занимаясь разработкой теории общества и его институтов, он пытался синтезировать обширный эмпирический материал из этнографии, религиоведения, психологии, антропологии, из эко-

8- В.П. Култыгин

225

номических исследований. Активно оперируя в своей концепции поня­тием "рациональное добро" (в духе синтеза английского эмпиризма и неокантианства), Хобхауз фактически не разделяет собственно социо­логию и моральную философию.

Давая оценку в целом значения социологического эволюционизма, следует отметить следующее:

эволюционисты вели широкомасштабные сравнительные иссле­дования различных типов обществ. Были получены практические типологии, собран и обобщен огромный эмпирический материал. Эво­люционисты не просто защищали желательность или правильность типологий и сравнительных исследований, но активно проводили их, получая четкие и содержательные результаты;

эволюционисты определили место и роль биологической эволю­ции в появлении человека, объяснили значение контекста биологиче­ской эволюции в общественном развитии человека как вида. Ими бы­ли проанализированы процессы адаптации, естественного отбора, введено генетическое объяснение некоторых тенденций развития;

эволюционизм дал очень хорошо документированный и детализи­рованный анализ связей между социальными институтами и инсти­туционных изменений, происходящих в социальном мире. В рамках этого подхода были реализованы как диагнозы изменяющейся приро­ды общества, так и связанные с этим альтернативные прогнозы раз­личных путей и условий институциональных изменений;

эволюционистское направление в социологии сформулировало вы­вод о том, что мораль является всепроникающим элементом в про­цессах институциализации человеческих отношений. Хобхауз, в част­ности, показал, что мораль не только участвует в возникновении обычаев раннего "эмпирического" порядка, но что преднамеренная перестройка социальных институтов есть преобразование их в соот­ветствии с нравственными принципами.