Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭТИКА для студентов.doc
Скачиваний:
63
Добавлен:
11.02.2015
Размер:
916.48 Кб
Скачать

И женщине писать стихи…

И вот когда, разговаривая со всем миром, Вы поймете, что не для каждого любимым поэтом может быть Пушкин, а у некоторых это Шекспир, что не всегда наличие духовности подразумевает знание всех песен Высоцкого (хотя, для меня все еще подразумевает), что можно по-разному думать, жить и любить, что у людей над головой может светиться «Южный крест» вместо «Большой медведицы»… Вот тогда Вы перестанете бояться самих себя и своей ксенофобии, перестанете выбирать в президенты диктаторов и станете человеком, обладающим высокой духовностью, культурой общения, определенным уровнем нравственности.

Миф 5. О стиле мышления компьютерщика

Только для программиста вопрос «Чему равно 2х2?» может иметь смысл.

Ответ на этот вопрос – True.

Еще один миф связан с особенностями стиля мышления компьютерщиков.

В первые годы существования компьютеров эта проблема казалась, действительно, весьма насущной. Необходимость писать на языках, понятных компьютеру, некоторым образом изменяла мышление, формализовала его. О некоторых особенностях мышления программистов ходили забавные анекдоты, например, такой:

Пропал программист. На работу не выходит, на звонки не отвечает.. Поехала группа товарищей с работы к нему домой, посмотреть, не случилось ли чего. Заходят в приоткрытую дверь, слышат какие-то шорохи из ванной комнаты. Заходят и обнаруживают программиста в ванне, полной остывшей воды с пузырьком из-под шампуня в руках и безумными глазами. Отбирают у него шампунь и читают инструкцию: «Нанести шампунь на влажные волосы, смыть, повторить».

Не для программеров это не смешно. Но дело в том, что подобная инструкция – образец т.н. замкнутого цикла, т.е., если в точности ей следовать, то голову нужно мыть до бесконечности.

С появлением языков программирования высокого уровня ситуация коренным образом изменилась. Теперь программисту нужна не столько логика, сколько фантазия. Программирование на высокоуровневых языках подобно складыванию фигурок из конструктора Лего. Теперь смысл не в том, чтобы сделать Вашу идею понятной компьютеру, а в том, чтобы эту идею, собственно, придумать. Эта работа теперь может быть столь же творческой, сколь и любая другая и даже более того, поскольку, как известно, во всех областях знаний важнейшие открытия сделаны уже кем-то до Вас, а в интернет-технологиях непочатый край работы: фантазируй на здоровье

В наиболее развивающейся сейчас области ИТ работа программиста вообще напоминает работу художника. Сайты, выкладываемые веб-дизайнерами, являются поистине произведениями искусства. Зрелищные и яркие страницы рекламщиков, строгие и стильные корпоративные сайты, трогательные домашние странички пользователей, анимированные сайты на FLASH, переливающиеся JAVA аплеты – кто сказал, что ум компьютерщика беден и не способен на открытия и творческие порывы?

Миф 6. Человек, привыкший общаться с другими людьми в виртуальном мире, не способен на реальное живое общение.

Когда мне говорят о негативных последствиях виртуального общения, я вспоминаю одну ооочень старую историю. Она случилась давно, когда еще на свете и вовсе не было компьютеров. Один молодой человек написал статью в газету. Одна молодая девушка эту статью прочла и написала письмо автору. Между ними завязалась переписка, которая длилась год. Через год молодые люди решили встретиться. Они увидели друг друга и больше не расставались. Они вырастили троих детей. В прошлом году они отмечали сорокалетие свадьбы. И я очень, очень надеюсь, что они будут вместе еще 40.. да что там! Еще, как минимум, 50 лет! Потому что эти люди – мои мама и папа.

Что такое «виртуальное общение»? Общение не с глазу на глаз, заочное общение? Общение не с человеком, с его голосом, мимикой, жестами, запахом, а с его мыслями, словами, фразами? И когда вообще появилось подобное общение? Я думаю, что это произошло, когда вавилонский жрец придумал, что слова можно передавать с помощью символов. Или когда китайский монах изобрел бумагу.

Назовите мне хотя бы одно принципиальное отличие между листком бумаги, который доставлял всадник от Элоизы к Абеляру и е-майлом, который за три минуты доходит из Минска в Нью-Йорк?? Назовите, и можете отрезать мне обе мои косички (я ничем не рискую).

Конечно, как и любое заочное общение, интернет-общение имеет свои минусы и свои плюсы. Главный недостаток его очевиден – это «невидимость» собеседника.

Помните, как мальчики, служащие в армии, старательно писали под копирку: Здравствуй, незнакомая подруга. Пишет тебе солдат срочной службы в\ч № ___ Вася Иванов… В конверты вкладывалась поблекшая от многократного размножения фотография самого симпатичного в роте паренька, и письма ласточками разлетались по городам и весям Советского Союза. В письмах все мальчики выглядели благородными широкоплечими героями двухметрового роста, совсем недавно обезвредившими опасного нарушителя государственной границы.

Но дома у моих родителей, перевязанная ленточкой, лежит пачка писем мамы к папе и папы к маме. Споры о литературе и кино, разговоры о жизни, мечты, планы, признания в любви, стихи. И когда они встретились, для мамы было уже совсем неважно, что ее собеседник был огненно-рыжим, а папа и не смотрел на единственную нарядную мамину кофточку, перешитую из дедушкиного кителя. Общение «мозг – мозг», когда тебя не отвлекает не тот цвет волос (а то и кожи), может таить в себе свои прелести. Надушенный листок бумаги, каменная пластинка с иероглифами или ICQ – всего лишь инструмент, с помощью которого мы выражаем свои мысли. А уж какими они, эти мысли, будут, зависит только от нас.

И, наконец, самый, наверное, живучий и самый пикантный миф касается виртуального секса. Об этом слышали все. О фаллоимитаторах и искусственных вагинах с датчиками, подключенными к компьютеру, об истощенных юношах, круглосуточно занимающихся любовью с кибервозлюбленными, даже о комбинезонах, точно передающих ощущения полного контакта Теперь уже, наверное, не скажешь, откуда берут начало эти мифы и насколько они правдоподобны, но проблему они отражают.

Так что же, спросите Вы, киберсекса не существует вовсе? Да нет, киберсекс есть Но, это вовсе не новое изобретение компьютерной эры. Это, по сути, то же самое, из-за чего наши родители настаивали на том, чтобы мы, ложась спать, клали руки поверх одеяла. Это то же самое, из-за чего люди покупают и рассматривают фотографии в журналах типа «Плейбой».И есть, несомненно, люди, предпочитающие киберсекс реальному сексу. Но только при чем здесь компьютер и интернет?

Конечно, аргументы, приведенные С. Окатовой, весьма убедительны, и под ними могли бы подписаться тысячи других активных «юзеров». И действительно, было бы абсолютно неверно говорить только об отрицательных сторонах виртуального мира, ничего не сказав о положительных. Так, положительное начало Интернета – способность связывать людей, устанав­ливать между ними необходимые контакты, как деловые, так и личностные (иногда Интернет играет роль брачного агентства, причем совершенно бескорыстного – известны многочисленные случаи счастливых браков, заключенных благодаря Интернету).

Молодежная рок-культура

Рок – это, прежде всего, не искусство, не идеология, а система ценностей и образ жизни. Отсюда социальная направленность рока и практика, выраженная в шокирующей триаде: пансексуализм – наркотики – музыка. Но «прежде всего» рок – это искусство, и именно поэтому песни Джонна Леннона и Джима Моррисона интересны довольно большому числу нормальных людей, а не только наркоманам и «пансексуалистам». Рок-культура породила несколько феноменов: язык (слэнг), стиль одежды, рок-периодику («Роллинг Стоунз»), рок-концерты (сэйшенз) и т.п.

Термин «субкультура» появился для того, чтобы выделить в системе материальных и духовных ценностей – то есть в общей, «большой» культуре – устойчивые совокупности норм, ритуалов, особенностей внешнего вида, языка (слэнга) и художественного творчества (как правило, любительского), характерные для отдельных групп со специфическим образом жизни, которые осознают и, как правило, культивируют свою обособленность.

Определяющий признак субкультуры – не малочисленность приверженцев (высшую математику тоже понимают не все), а установка на строительство своего рода «лягушатника», отгороженного от базовых ценностей и где «свои» отличаются от «чужих» по внешним, формальным признакам: по покрою штанов, прическе, «фенечкам» и т.д. Настоящее же искусство, возникающее в рамках субкультуры, неизбежно перерастает ее рамки (хрестоматийный пример – «лагерные» песни А.Галича).

Легализация и культивирование молодежной субкультуры на Западе берут начало с так называемой молодежной революции 60-х годов, главным лозунгом которой была борьба за права молодежи. На ее гребне оказались вознесены культурные феномены и даже целый жанр искусства – рок-музыка, которые формировались и распространялись по преимуществу в молодежной среде.

В нашей стране ситуация, чем-то напоминающая французские 60-е, приходится на самый конец 70-х – начало 80-х годов. Специфически «молодежного» в нашей культурной оппозиции было немного. Репертуар рок-звезд 80-х был куда более «почвенным» и традиционным, чем у «хиппи-рока», модного на российских танцплощадках в 70-е годы. Б. Гребенщиков пел русские романсы и песни А. Вертинского, Ю. Шевчук и А. Башлачев не скрывали того, что их учитель – В. Высоцкий. Проблемы сексуальной свободы, наркотиков, внешнего вида (какие носить штаны и прически?) занимают в русском роке ничтожно малое место рядом с тем, что действительно важно, но не для отдельного поколения, а пожалуй, для общества в целом. Б. Гребенщиков пел в «Немом кино»:

Панки любят грязь, а хиппи – цветы,

И тех, и других берут менты.

Ты можешь жить любя, ты можешь жить грубя,

Но если ты не мент, возьмут и тебя…