Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭТИКА для студентов.doc
Скачиваний:
63
Добавлен:
11.02.2015
Размер:
916.48 Кб
Скачать

Рок– культура и хип–хоп

Перед вами отрывок из реферата студента БКИУ Д. Никулина:

«Итак, что же такое рок? Рок – это настоящее искусство. И как каждое серьезное искусство, рок-музка поднимает все вопросы человеческого бытия, пытается по-своему их решить. Эта музыка достаточно правдиво передает духовное состояние молодежи, она быстро откликается на все ее проблемы. Это не только развлекательный жанр. Молодежная ли это музыка? Да, безусловно, когда рок зарождался, он был молодежной музыкой. Но сейчас… Уже поколения людей выросли, слушая «Битлз», «Дип Перпл», и привязанность к этой музыке у многих осталась. Так что сейчас утверждать, что рок – чисто молодежное движение, нельзя. Я считаю, что рок – это не массовая, а элитарная культура, т.е. предназначена для определенных людей, которые по-настоящему ценят эту культуру. К таким людям я отношу, в первую очередь, тех, кто слушает рок от «Битлов» и по сей день, тех, кто понимает рок, тех, для кого рок – это смысл жизни. Последние – это в основном байкеры – крутые парни, которые ездят на классных мотоциклах типа Harly Davidson, одеты в кожаные одежды с всевозможными железными заклепками, с рисунками или надписями, определяющими, к какой группировке байкер относится. Цель его жизни – свобода, конечно, не абсолютная свобода, но стремление к ней. Я бы сравнил байкеров с такими писателями, как Лермонтов, для которого целью жизни была только свобода… Любимый напиток байкера – пиво. В основном все байкеры – это здоровые мужики, высокие, плотные, иногда с огромными животами. Это не совсем наше поколение, они чуть старше нас. Но все равно я ими очень восхищаюсь…

Ну и в конце своего доклада я хотел бы описать группу молодежи, которая не совсем «отличается умом и сообразительностью». Это скины – люди, поддерживающие идеологию Гитлера, это фашисты, националисты. Они выступают за «чистоту расы», считают, что кавказцы должны быть на Кавказе, евреи – в Израиле, Белорусы – в Беларуси и т.д. Сейчас они не сильно агрессивны, но это «до поры, до времени». Так как они расисты, то при появлении возле них человека другой расы, они могут применить грубую силу для защиты своих интересов. Впрочем, я считаю, для РБ характерны не скины, а фанаты. Эти два понятия следует различать, но иногда они сами себя не различают, говоря, что они и скины, и фанаты».

Скинхеды

«Россия - страна арийцев! Хватит, поиздевались над нами всякие жиды и большевики. Мы, арийцы, здесь хозяева. И мы будем хозяевами. Когда мы придем к власти - мы всех выстроим вдоль стен и всем скажем: «Жиды и комиссары – шаг вперед!» И всех жидов и коммуняк – из пулемета. Потом скажем: «Узкоглазые и черножопые – шаг вперед!» И всех узкоглазых и черножопых – на рудники и на лесоповал. Пусть работают… Да здравствует Тысячелетний Великий Рейх Арийской Нации!..»

Из выступления на собрании скинхедов

Вам встречались группы молодых людей с бритыми головами, в одинаковых черных джинсах и камуфляжных куртках без воротников, в высоких армейских ботинках, с нашитым на рукаве флагом рабовладельческой Конфедерации? Это и есть бритоголовые, или иначе – скинхеды. Сами себя они называют коротким словом «скины».

Они появились в начале девяностых годов. В 1992-м в Москве было всего около десятка скинхедов. Вели они себя тихо и в основном просто красовались в центре города. Это был чистый продукт подросткового обезьянничества: наши первые скины старательно подражали западным скинхедам, о которых они узнали из советских СМИ эпохи перестройки. Тогда было модно рассказывать об английских, немецких, а чуть позже – и о чешских бритоголовых.

Однако в начале 94-го скинхеды вдруг стали если не массовым, то многочисленным и заметным явлением. К концу 1999 года в России насчитывалось свыше двадцати тысяч скинхедов: чуть менее четырех тысяч в Москве, около трех тысяч в Петербурге и от двух тысяч до тысячи с лишним – в Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Ярославле, Пскове и Калининграде. И еще в двух десятках городов – меньше тысячи в каждом.

В основном – процентов на восемьдесят – скинхеды – это старшеклассники, учащиеся ПТУ или безработные. Большинство из них объединены в маленькие банды по месту жительства или учебы, которые, строго говоря, не являются политическими организациями. Однако в Москве существуют две политизированные жестко иерархизированные скинхедские организации: «Скинлегион» и «Blood & Honor – Русский филиал». В каждой - от ста до полутора сотен человек. Примерно столько же членов в петербургской организации «Русский кулак» и нижегородской группировке «Север», чуть меньше – в ярославской «White Bears».

У бритоголовых есть собственная пресса. Они издают журнал «Белое сопративление» и создали в Интернете сайт «Русские бритоголовые».

Бурно развивается и музыкальная скин-культура. Больше всего музыкальных скин-групп в Москве: «Штурм», «Белые бульдоги», «Радагаст», «Вандал», «Дивизион», «Крэк» и другие. Популярна также панк-ой!-группа «Террор». Тексты песен скин-групп чрезвычайно агрессивны, как правило, довольно примитивны и не производят сильного эстетического впечатления.

В одежде наши скины подражают своим западным единомышленникам. Особенностью российских бритоголовых является любовь к флагу рабовладельческой Конфедерации, нашиваемому обычно на рукав или на спину куртки – «бомбера». Менее распространены нашивки в виде свастики, кельтского креста, портрета Гитлера, числа 88 (т.е. «Heil Hitler!») или букв WP («White Power»). Скины обычно не носят с собой никакого оружия (чтобы не «привлекли»), но в драках пользуются ремнями с утяжеленной пряжкой, намотанными на руку. Последний «писк» скин-моды – украшать ремень якобы декоративной цепью. На самом же деле цепь делает этот импровизированный кастет более опасным.

Результатом явилась вторая психологическая катастрофа: за десятилетие реформ в России выросло новое поколение - асоциальное и аномичное (то есть уверенное в том, что не существует вообще никаких норм общественной морали). Для этого поколения характерен полный разрыв с традициями, с общественными ценностями и социальными установками. Параллельно с одичанием родителей произошло одичание детей. Но если родители, дичая, все-таки пытались решать какие-то задачи по коллективному выживанию (как минимум, на уровне семьи), то «дети реформ», не имея социального опыта взрослых, быстро превращались в стадо биологических особей, лишь номинально как-то связанных друг с другом, -- особей аморальных, эгоцентричных, неспособных к коммуникации, примитивных в своих запросах, жадных, озлобленных и все более тупых.

Естественно, это сопровождалось катастрофическим взлетом детской и подростковой преступности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, проституции, эпидемиями заболеваний, передающихся половым путем. Учителя, которые вчера радовались отмене воспитания, схватились за головы – именно они первыми столкнулись с новым поведением новой молодежи, которая не хотела учиться, посылала учителей матом, а если уж очень надоедали - била.

«Реформа» неминуемо вела к превращению России в страну неграмотных. А стало быть – в страну агрессивных националистов, ибо давно доказано, что ксенофобия преодолевается только образованием и воспитанием.

В огромном количестве возникли микроскопические молодежные банды, которые и превращались часто в банды скинхедов – поскольку каждая такая банда была нацелена против «чужих» (пусть даже из соседнего двора), а уж всякий чернокожий был «чужим» заведомо.

Таким образом, скинхеды в России – продукт не национальных, а социальных изменений. Это особенно хорошо видно из того факта, что банды бритоголовых возникли именно в крупных и наиболее развитых городах – там, где сосредоточены основные богатства и где особенно заметно социальное расслоение. Подростки из бедных семей, глядя на внезапно разбогатевших чиновников и уголовников – «новых русских», – завидовали им и ненавидели их. Но трогать защищенных личной охраной богатеев боялись и направляли свою ненависть на более доступных объект – «инородцев».

Все происходящее играет на руку праворадикальным и фашистским партиям и организациям, часть из которых смотрит на скинов как на свой резерв и «социальную базу». В Москве с бритоголовыми активно работает Русский национальный союз (РНС).

В Петербурге со скинами работает Национально-республиканская партия России, в городах Поволжья и Краснодаре – Русское Национальное Единство (РНЕ).

В самое последнее время активнейшей работой среди скинхедов занялась ННП – Народная национальная партия (ННП).

Особенностью работы ННП среди скинхедов является то, что эта организация не столько пытается завербовать бритоголовых в партию, сколько распространяет в их среде изобретенную Ивановым-Сухаревским идеологию – «русизм». Это достаточно экзотическая праворадикальная идеология, впрочем, вполне доступная сознанию типичного скинхеда. Скажем, несмотря на постоянно подчеркиваемую приверженность православию, русизм довольно снисходителен к арийскому язычеству (в духе национал-социализма), поскольку «раса выше веры» и «кровь объединяет, а религии разъединяют». Русизм перебрасывает мостик от дореволюционного православного монархизма к национал-социализму: по канонам русизма, в ХХ веке было «два великих арийских героя» – Николай II и Адольф Гитлер, причем Гитлер был мстителем за «принесенного большевикам и жидам в ритуальную жертву» Николая II и пытался нести «Крест-Свастику в разобщенную жидами Россию».

В Москве, Петербурге и Воронеже соревнуется с ультраправыми в деле влияния на скинов Национал-большевистская партия Эдуарда Лимонова (НБП).

Впрочем, успехи неофашистов в скинхедской среде не стоит преувеличивать. Расистами скинхеды были изначально. Любимым видом времяпрепровождения у них было и осталось напиться пива (или водки) и пойти охотиться на улицах или в метро на какого-нибудь темнокожего студента. Дисциплина им претит. Большинство скинов, вступающих в ультраправые организации, вскоре их покидает: после пьяного разгула им трудно себя заставить себя ходить на партсобрания, зубрить фашистских «классиков», терпеливо торговать газетами и т.п. Но все же изменения происходят. Если раньше скины избивали африканцев и азиатов «абстрактно» – за цвет кожи и за то, что те «заражают нас СПИДом» и «торгуют наркотиками», то теперь любой рядовой скин готов прочесть вам малограмотную, но горячую мини-лекцию об «угнетенной жидами русской нации», «мировом сионистском заговоре» и «грядущем возрождении Великой России».

Сопоставление наших скинов с зарубежными дает немало пищи для размышления. Самые первые бритоголовые появились в Англии в конце шестидесятых годов. С сегодняшним образом скинхеда – хулиганствующего молодчика, тупого расиста, фашиста и антисемита – они не имели ничего общего. Скорее наоборот.

Скинхеды «первой волны» были субкультурой рабочих районов Британии, которая возникла как молодежная классовая культура протеста против и официальной буржуазной культуры, и контркультуры тех лет. Подростки из рабочих районов рассматривали молодежную британскую контркультуру – хиппи как «выпендреж» «маменькиных сынков» из семей «среднего класса» и из богатых семей – развлечение состоятельных бездельников, делающих вид, что они против буржуазного общества.

В отличие от деятельного бунтарства молодых в других западных странах, весь молодежных протест в старой доброй Англии «ушел в свисток». Никаких массовых молодежных движений или массовых организаций в Англии не возникло. Я уже не говорю о баррикадах или городских партизанах, как во Франции или Италии. Все заменила рок-сцена, «Битлз», «Роллинг Стоунз», «Ху». Хиппи и байкеры выглядели в Англии ненастоящими – да они такими и были: «пластиковыми хиппи», то есть «домашними», хиппующими только по уик-эндам, а всю остальную неделю живущими обычной конформистской жизнью. Байкеры (их тогда звали «рокерами») тоже никак не тянули на отдельную «страшную» субкультуру: это были парни из high middle class, достаточно богатые чтобы купить дорогой тяжелый мотоцикл и воспользоваться ими всерьез раз в году.

Скинхеды презирали и тех и других – как «предателей своего класса». Их и били именно как «предателей». Чтобы подчеркнуть свою классовую принадлежность, скинхеды выработали собственный стиль одежды: «донки» – теплая грубошерстяная куртка до колен, пиджак «зут» и тяжелые прочные высокие ботинки строительных рабочих и докеров. Стильным прическам «маменькиных сынков» скинхеды противопоставили короткий бобрик (обычно с бачками) – бритоголовыми их, собственно, обзывала тогдашняя длинноволосая молодежь. А они впоследствии приняли презрительную кличку в качестве самоназвания.

Самое интересное, что скинхеды «первой волны» любили чернокожих. Они слушали «музыку черных» – вест-индскую и ямайскую музыку стилей ска, реггей и рок-стеди. В клубах и на концертах скинхеды толклись вперемежку с мулатами и неграми – и никаких конфликтов не было. В отчаянных драках скинхедов с рокерами на рубеже 70-х чернокожие вест-индцы участвовали плечом к плечу с англосаксами и ирландцами: дети рабочих против детей буржуазии.

Вскоре скинхеды исчезли: поколение повзрослело, обзавелось семьями и детьми и, как говорят в таких случаях, «перебесилось». «Вторая волна» возникла в конце семидесятых годов. Вызвал ее экономический кризис и то, что увеличение панк-культурой дошло наконец до рабочих районов.

Именно здесь расцвела субкультура скинхедов «второй волны». Дети безработных, сами безработные, подростки из депрессивных районов не видели никаких перспектив – они знали, что работы нети не будет, денег нет и не будет. Единственным развлечением было подраться с другими же такими же – но из соседнего района. Так установился новый канон одежды скинхеда. В этой одежде все строго функционально, приспособлено для «стритфайтинга» – уличной драки: плотные черные джинсы, дешевые, прочные, на которых плохо видны грязь и кровь; тяжелые шнурованные армейские башмаки на толстой подошве, удобные для бега и являющиеся оружием в драке, а бритая или стриженная «под ноль» голова – тоже затем, чтобы противник или полиция не могли схватить за волосы ... Говоря иначе, между скинхедами «первой волны» и скинхедами «второй» не было ничего общего, кроме названия.

В конце 70-х годов в Великобритании активизировались неофашисты, которые быстро стали для скинхедов образцом для подражания. С другой стороны, и неофашисты начали активно работать среди скинхедов. Фашисты дали деньги на создание скин-клубов. Самостоятельные скин-группы стали петь песни на откровенно расистские тексты. Излюбленным лозунгом скинхедов стал лозунг «Сохраним Британию белой!». Сформировалось понятие «наци-скин». У наци-скина появилась собственная чисто скинхедская музыка – в стиле «ой!». Тут из своих квартир вылезли скинхеды «первой волны», озлобленные тем, что их «доброе имя» каждый день склоняют СМИ, называя «фашистами». На улицах британских городов развернулись ожесточенные схватки между «старыми» и «новыми» скинхедами.

Результатом этих уличных столкновений стало появление двух скин-движений – с одной стороны, наци-скинов («новых»), а с другой – ред-скинз, «красных скинов» («старых»). «Ред-скинз» почти полностью восприняли новую, более удобную одежду наци-скинов и внешне отличаются от них только нашивками с портретами Ленина, Че Гевары, Нельсона Манделы или с названиями своих организаций и левацких групп, на которые они ориентируются. «Ред-скинз» сегодня активно действуют в Англии, ФРГ, Франции, США, Польше, Испании. В первой половине восьмидесятых годов наци-скины появились в Скандинавии, Голландии, ФРГ, Австрии, США, Канаде, Австралии, затем – во Франции, Бельгии, Дании и Швейцарии.

Примечательна история движения в США. Первые скинхеды завелись здесь еще в 70-е годы. Расистами они не были и долго недоумевали, почему в СМИ о скинах говорят как о фашистах. Но году к 1984-му и в США появились группы наци-скинов. Американские исследователи единодушно отмечают, что наци-скины в США были порождены американскими же СМИ, настойчиво рекламировавшими «подвиги» британских скинхедов-фашистов. Особенно пагубную роль сыграли TV, молодежные музыкальные журналы.

В Европе форпостом движения наци-скинов стала ФРГ. Если британские или американские наци-скины были известны избиениями чернокожих и азиатов, то немецкие скинхеды сразу прославились убийствами. Их жертвами были, как правило, турки и курды – гастарбайтеры, иностранные рабочие.

После краха Восточного блока скинхеды появились в Польше, Чехии, Венгрии, Хорватии, Словении, Болгарии. Особенно много наци-скинов в Чехии и Хорватии. Здесь жертвами их террора обычно становятся цыгане. В Чехии насилие нал цыганами стало постоянным фоном общественной жизни.