Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2 социализация, личность / Монография-_Психология самостоятельности.doc
Скачиваний:
194
Добавлен:
28.03.2015
Размер:
4.16 Mб
Скачать

Средние данные по контрольной и критериальной группам

Показатели

Контрольная группа

(студенты)

Критериаль-

ная группа (спортсмены)

Статистиче-ский критерий

Уровень значимости различий

КПВ

0,32

0,41

3,11

0,01

Дисперсия КПВ

0,38

0,17

4,99

0,05

Индивидуаль­ная вариатив­ность КПВ

50 %

37 %

3,84

0,001

В таблице 9 показано, что полученные по всем сравниваемым показателям данные полностью соответствуют выдвинутой гипоте­зе и тем самым подтверждают практическую валидность методики «Турнир».

Обсуждение результатов эксперимента. Теперь перейдем к обсуждению результатов, полученных с помощью методики при об­следовании групп учащихся с «автономным» и «зависимым» типами субъектной регуляции. Как показали результаты эксперимента, условия основной серии действительно ока­зались для всех испытуемых нелегкими: ни один из них не выиг­рал всех шести игр (лучший результат – пять выигрышей), а бо­лее половины испытуемых не смогли выиграть ни одной игры.

В целом в 180 играх (игры основной серии) был зарегист­рирован 31 выигрыш, причем в группе «зависимых» оказалось только 8 выигрышей, а в группе «автономных» испытуемых – 23 выигрыша. Преимущество группы «автономных» проявилось также и в относительном количестве испытуемых, которые не выиграли ни одной игры, то есть в группе «автономных» не выиграли ни одной игры 27 % испытуемых, а в группе «зависимых» – 73 %.

Как показывают данные таблицы 7, причина большей успеш­ности испытуемых группы «автономных» заключается в том, что показатели переключаемости внимания у них в среднем сущест­венно выше (при р = 0,001) как по всем шести играм, так и по каждой отдельной игре. Анализ индивидуальных значений КПВ выявил довольно значительную вариативность этого показателя внутри серии игр, при этом средняя индивидуальная вариатив­ность по основным шести играм оказалась в группе «зависимых» – 58,6, а в группе «автономных» равной 41,6, то есть сущест­венно ниже (при р ≤0,01). Это говорит о том, что испытуемые группы «автономных» не только быстрее переключают внимание, но и поддерживают его на более стабильном уровне.

Интересно сравнить данные, полученные в тренировочной и основных сериях, по каждой типологической группе. Среднее значение КПВ за тренировочную серию в группе «автономных» составляет 0,42 и практически не отли­чается от аналогичного показателя основной серии (0,4). Для группы «зависимых» показатель КПВ в тренировочной серии суще­ственно выше и составляет 0,33; по сравнению с тем же показа­телем основной серии (0,24) различие значимо (при р ≤ 0,05), и это естественно, так как требования к переключению внимания в тренировочной серии существенно ниже, поскольку все игры данной серии проходили при малых углах отражения шайбы. Это значительно облегчало условия выигрыша, на что указывает и тот факт, что в группе «зависимых» в тренировочных играх бы­ло зарегистрировано 14 выигрышей.

В связи с анализом парциальных коэффициентов КПВ в иг­рах тренировочной серии необходимо отметить то, что сам про­цесс тренировки существенно различен для групп «автономных» и «зависимых» испытуемых, несмотря на то, что к концу трени­ровочной серии учащиеся обеих типологических групп выходят приблизительно на одинаковый уровень тренированности (на что указывают их средние коэффициента КПВ за пять тренировочных игр).

Так, например, для группы «автономных» характерно то, что уже во второй тренировочной игре они достигают постоянно­го уровня тренированности (КПВ второй игры существенно не от­личается от КПВ последних игр). Для группы «зависимых» испы­туемых характерно постепенное изменение тренировочного навы­ка от первой игры к пятой, и только в последней игре они до­стигают примерно такого же уровня тренированности, как и ис­пытуемые группы «автономных».

Этот факт говорит о том, что испытуемым группы «автономных» исходно присуще лучшее переключение внимания, в то вре­мя как у испытуемых «зависимой» группы такое свойство внима­ния, как переключаемость, не сформировано на достаточно высо­ком уровне. Это подтверждается также и тем, что при переходе к более трудным условиям переключения внимания испытуемые группы «автономных» показывают те же самые результаты, а ис­пытуемые группы «зависимых» резко снижают их.

В целом полученные результаты подтверждают предположе­ние о связи качества управления вниманием с общей эффектив­ностью функционирования системы субъектной регуляции, а проведенный нами теоретический анализ психических механизмов осуществления данной деятельности (отраженных в практических результатах) позволяет сделать два важных вывода: во-первых, испытуемые группы «автономных» обладают более высокой функ­циональной сформированностью звена «субъективная программа исполнительных действий», что в данной деятельности проявля­ется в отсутствии интерференции переключаемых программ; во-вторых, так как переключение программ связано с переключени­ем внимания с одного способа действий на другой, то можно утверждать, что степень управления своим вниманием у испыту­емых, обладающих «автономным» типом субъектной регуляции, выше, чем у испытуемых, обладающих «зависимым» типом.

В качестве заключения представляется целесообразным от­метить существенную для психодиагностической методики просто­ту как процедуры обследования, так и техники вычисления коэф­фициента переключаемости внимания, благодаря чему проведение диагностики не требует какой-либо специальной подготовки пер­сонала. Важное значение имеет также фак­тор унифицированности тестового оборудования, обеспечивающий возможность накопления массива данных, получаемых при стан­дартных условиях и поэтому пригодных для прямого сравнения и обобщения.

Итак, нам удалось экспериментально доказать, что эффек­тивность функционирования таких звеньев системы субъектной регуляции деятельности, как «модель субъективно значимых условий», «субъективная программа действий» и «информация о достигаемых результатах» – у испытуемых с «автономным» типом субъектной регуляции значительно выше, чем у испытуемых с «зависимым» типом субъектной регуляции.