Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История 3 / Чекалова А.А. Константинополь в VI веке. Восстание Ника.DOC
Скачиваний:
35
Добавлен:
20.04.2015
Размер:
1.13 Mб
Скачать

Заключение

Период конца V — начала VI в. явился для столицы Византий­ской империи временем серьезных общественных потрясений, пе­риодом острых социальных конфликтов, отличавшихся широтой вовлеченных в них общественных сил, сложностью противоречий, разнообразием форм и целей социально-политической борьбы. В ходе этих конфликтов подчас тесно переплетались между собой борьба отчаявшихся масс против социального угнетения и борьба внутри господствующего класса; аристократия нередко пыталась использовать народные движения в своих целях, отчего ход борьбы и общее течение событий приобретали подчас неожиданную окраску и запутанный характер.

Наиболее типичным народным движением этой эпохи явилось восстание Ника, в котором нашли свое отражение все характерные особенности социально-политической борьбы указанного периода, как существенные, так и незначительные.

Восстание было обусловлено целым рядом важных причин — экономических, социальных, политических и религиозных.

В экономическом развитии Константинополя, столицы империи и крупного центра ремесла и торговли, в начале VI в. все отчетливее проявлялись укрепление самостоятельности торгово-ремесленных корпораций, расцвет ростовщичества и разного рода коммерческих сделок (не исключавших махинаций), в которых принимала участие и аристократия. По приходе к власти Юстиниан весьма энергично повел борьбу против этих явлений. Уже сама кодификация права, где большое место отводилось вопросам экономики (в том числе и Константинополя), означала, что государство было твердо намерено поставить под свой контроль все без исключения сферы деятель­ности горожан. Введение в столице таможенных постов, попытки положить пределы ростовщичеству, ограничение частной деятель­ности сенаторов в сфере товарно-денежных отношений — эти и дру­гие меры государственной регламентации, столь явственно проявив­шиеся в начальный период правления Юстиниана, обостряли про­тиворечия как между населением и правительством, так и между отдельными социальными слоями горожан (аристократией и тор­гово-ростовщической верхушкой). В столице не было ни одной со­циальной группы или прослойки, интересы которой не были так или иначе задеты или ущемлены. Аристократов не устраивало чрезмерное, с их точки зрения, укрепление власти императора, проявлявшееся и в усилении его контроля над государственным аппаратом, и в ограничении их собственной коммерческой деятель­ности и реальной возможности проявлять политическую активность.

Контроль государства над ценами, устанавливаемыми торгов­цами, и процентами, взимаемыми при заключении сделок, сильно задел интересы торгово-ростовщической верхушки.

Что касается основной массы трудового населения Константи­нополя, то среди этих людей, еле сводивших концы с концами и постоянно видевших перед собой призрак голода и нищеты, состоя­ние недовольства и возмущения было наиболее глубоким. Кроме того, чудовищные злоупотребления (в основном взяточничество и вымогательства) ближайших сподвижников Юстиниана — пре­фекта претория Востока Иоанна Каппадокийского и квестора Три­бониана,— призванных проводить политику государственной рег­ламентации в жизнь, окончательно дискредитировали ее в глазах обираемого императором и его клевретами народа.

Положение усугублялось тем, что в своем стремлении к внут­ренней консолидации государства и сильной единоличной власти Юстиниан всячески пытался снизить политическую активность партий ипподрома и народных масс вообще.

Недовольство населения города вызывала также религиозная политика императора, стремившегося и в этой сфере к максималь­ной унификации.

Атмосфера была накалена до предела. Взрыв стал неизбежным. И в январе 532 г. в Константинополе разразилось крупнейшее народное волнение ранневизантийской эпохи — восстание Ника. Начавшись как стихийный народный мятеж, оно обнаруживает с первого дня ярко выраженный характер широкого социального движения и, чем дальше, тем больше приобретает характер движе­ния антиправительственного и даже антиимператорского по своей сути. Однако после неудачной попытки провозгласить императо­ром патрикия Прова восстание определенно теряет четкую социаль­ную и политическую направленность, вновь переходя в стихийный бунт и хаотическую борьбу внутри димов. С изгнанием же из Большого дворца племянников Анастасия Ипатия и Помпея вос­стание вновь обретает достаточно четкую политическую цель.

Столь причудливое, зигзагообразное развитие событий в ходе восстания Ника объясняется тем обстоятельством, что в нем при­няли участие весьма разнородные элементы, в том числе сенатор­ская аристократия и династическая оппозиция.

Позиция сенаторов в восстании отличалась двойственностью. С первых же дней аристократические круги Константинополя по­пытались использовать народное движение в своих интересах и направить его по выгодному для них руслу. Их влияние на вос­стание отрицать невозможно. Однако в силу своей классовой огра­ниченности сенаторы отказались от решительных действий, и их союз с народными массами оказался временным.

Интересы сенаторской оппозиции не следует отождествлять с интересами оппозиции династической, наличие которой ряд ис­следователей считают одной из основных причин восстания. При Юстине и в первые годы правления Юстиниана династическая оппо­зиция (если вообще можно говорить о ее существовании) не пред­ставляла собой существенной угрозы правящей династии. Ипатий, Помпей и Пров не имели никакого отношения к началу восстания. Династическая оппозиция не была не только причиной, но даже и поводом к этому народному возмущению. Племянники Анастасия не играли в нем заметной роли вплоть до 18 января—дня провоз­глашения Ипатия императором. Примкнув к восстанию, династиче­ская оппозиция не смогла закрепить успехи восставшего народа; даже напротив,— она способствовала разгрому восстания.

Решающую роль в восстании Ника сыграли народные массы. В VI в. народ был реальной политической силой и обладал необы­чайной политической активностью. При этом его разделение на пар­тии ипподрома играло второстепенную роль, столкновения между ними порой носили лишь спортивный характер, значительно усту­пая по своей силе и эффективности совместной борьбе обеих партий против правительства. Это самым непосредственным образом каса­ется восстания Ника, в ходе которого единство и сила народа проявились с необыкновенной полнотой, а деление его на партии почти не ощущалось. Восставшие стали грозной силой и успешно вели бои с отборными дружинами Велисария и Мунда. В руках народа оказался почти весь Константинополь, за исключением Большого дворца. Хотя народ, поднявшийся на борьбу стихийно и неорганизованно, не смог, несмотря на размах движения, выдви­нуть своего вождя и пошел на поводу у аристократии, восстание Ника было прежде всего народным движением; именно таким изоб­ражают его современники и более поздние авторы.

После восстания Ника Юстиниан принял ряд мер по укрепле­нию режима, но вместе с тем попытался ослабить недовольство различных групп населения, сделав ряд серьезных уступок — в первую очередь сенаторской аристократии и торгово-ростовщиче­ской верхушке столицы. Конечно, император не отказался ни от своих широких внешнеполитических планов, ни от мер по регла­ментации экономической жизни империи, но его политика утрати­ла ту жесткую определенность, которая была свойственна ей в пер­вые годы его правления. Она стала белее гибкой, в ней обнаружи­лись колебания и лавирования между различными группами насе­ления. Само законодательство стало более многословным и менее четким.

Тем не менее, несмотря на все его попытки, Юстиниану не уда­лось до конца привлечь на свою сторону ни сенат, ни торгово-ростовщическую верхушку, ни тем более народные массы. С 547 г. волнения вспыхивают с новой силой и следуют одно за другим. Поэтому значение восстания Ника заключается не в том, как это принято считать, что Юстиниан, разгромив все виды оппозиции, окончательно укрепил собственную власть, а скорее в том, что о» так и не смог установить ту автократию, к которой стремился в первые годы своего правления.

Соседние файлы в папке История 3