Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бородай-Воображение.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
19.05.2015
Размер:
2.81 Mб
Скачать

1. Животное, которое рискнуло бы на бунт против внешней детерминации, которое вдруг встало бы на путь произвольного воспроизведения желанных объектов "здесь" и "теперь" вопреки реальности

(этот акт не может быть ничем иным, кроме комплекса псевдорецепций и неадаптированных операций), такое сумасшедшее животное не только ничего не выиграло бы в реальной драке за существование, оно не могло бы выжить и неминуемо погибло бы при всех условиях... кроме одного!

Мы сможем обосновать возможность выживания животного, рискнувшего на сумасшедший акт сознания, лишь в том случае, если нам удастся обнаружить у него биологическую потребность, произвольно-идеальное удовлетворение которой могло бы дать такой же физиологический эффект, как и реальное удовлетворение. Иными словами, нам нужно отыскать такую всеобщую биологическую потребность организма, которая могла бы быть полностью реализованной действительно, на самом деле удовлетворенной! путем "холостого оборота" всей своей нейрофизиологической системы. Это долж-

на быть такая потребность, для которой адекватный внешний реальный объект и идеальный его эрзац, т.е. "невротически"галлюцинаторное воспроизведение этого объекта, могли бы стать равноценными замещениями. Таково первое условие разрешения биологической антиномии аутизма.

На первый взгляд, это условие кажется делом совершенно безнадежным. Задача найти потребность, направленную вовне, и в то же время потенциально способную "самоудовлетворяться", биологический абсурд. Как известно, никакие "холостые обороты" пищеварительной системы, никакие сновидения о жареных цыплятах не спасают от голодной смерти; чтобы выжить, нужно съесть кусок действительного хлеба. Так?

Но ведь свет не сошелся клином на пищевой потребности; есть и другая потребность, не менее мощная сексуальная. Конечно, "самоудовлетворение" и этой "другой" потребности также абсурдно с общебиологической точки зрения; ее реальное удовлетворение необходимо для выживания вида. Подчеркнем: вида! Но, может быть, особь вполне могла бы обойтись и "холостым оборотом". Вполне могла бы!

это факт, хотя он и кажется практически невероятным применительно к животным; для животного эта возможность ровно столь же маловероятна, как и само сознание произвольное самоудовлетворение вообще104.

Для животного эта возможность кажется невероятной. Но вспомним кречмеровскую характеристику аутистов-шизоидов: "Они герои переворотов, которым не нужно реалистов, когда невозможное становится единственной возможностью".

Перейдем ко второму условию.

2. Второе условие неизбежно вытекает из первого. Недостаточно обнаружить такую потребность, "невротически"-галлюцинаторное удовлетворение которой могло бы служить для особи равноценным замещением реального удовлетворения. Необходимо реконструировать такую уникальную биологическую ситуацию, в которой

"невозможное" становится единственной возможностью не только для отдельной особи, но для большинства особей данного вида одновременно. Это должна быть уникальная, но вместе с тем всеобщая ситуация, возникшая на определенном этапе развития данного вида животных, которая неизбежно толкала бы большинство особей на превращение случайно-"невротического" решения сексуальной проблемы в доминирующий способ удовлетворения (самоудовлетворения), т.е. в способ жизнедеятельности. Это должна быть уникальная, но необходимо воспроизводящаяся ситуация (своего рода "биологический ту-

пик"), которая в качестве альтернативы "невротическому" бунту против реальности оставляла бы для каждой особи только одно смерть в результате взаимного уничтожения (как следствие неизбежная гибель зоологического стада и самого вида вообще). Иными словами, попытка к реальному удовлетворению для большинства особей данного вида должна стать равносильной самоубийству105.

Это второе условие может показаться еще более невероятным, чем первое. Однако не трудно показать, что эта удивительная ситуация фактически уже вскрыта и достаточно хорошо описана в многочисленных антропогенетических исследованиях, начиная с Дарвина.

И наконец, 3. Выполнение второго условия тоже недостаточно, ибо само по себе сознание (индивидуально-невротическое воображение) весьма сомнительное приобретение для высокоорганизованных существ, ведущих беспрерывную борьбу за существование лицом к лицу с самой природой, закон которой: "Не моргать! Самоуправство смерть".

Для того, чтобы удалась дьявольская хитрость чрезмерно кровожадных106 постоянно возбужденных эротически существ107, обреченных природой на самоистребление, для того чтобы, явный биологический вред их великого бунта против собственного естества мог обернуться какой-то пользой в другом отношении, для всего этого необходим "обратный ход" к реальности. Но этот "обратный ход" возможен лишь через опосредующее воздействие такого сверхбиологического фактора, как объективность "коллективных представлений", которые являются естественным аккумулятором общественного опыта и исходной базой трансформации энергии индивидуальных аутистических устремлений во всеобщую логику понятий. Отсюда третье условие: в процессе реконструкции вышеуказанной биологической ситуации, порождающей сознание, необходимо одновременно! раскрыть тайну превращения биологического стада в простейший общественный организм, основанный на сверхбиологических принципах объединения нравственных самоограничениях, т.е. "табу".

Это третье важнейшее условие требует генетического обоснования внутренней антиномии аутизма, которая постоянно воспроизводится в наличном человеческом сознании как факт совести. Таким образом, в третьем условии антропогенеза мы опять возвращаемся к проблеме, сформулированной в предыдущем разделе: что такое совесть?

Животные не знают ни добра, ни зла. Человеческая история, со-

гласно древнему мифу, началась с того, что человек вкусил от "древа

познания" и "познал он, что есть добро, и есть зло". Но что это было за "древо"? Какие "яблочки" зрели на нем?

Постановка этих вопросов выводит нас за рамки психофизиологии. Ответа на них, очевидно, следует искать уже в сфере социогенеза. Но прежде чем приступить к рассмотрению этих проблем, что составит содержание второго очерка, подведем некоторые итоги психофизиологическому анализу.