Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

ВЕРСТКА_История защиты информации в России

.pdf
Скачиваний:
279
Добавлен:
12.06.2015
Размер:
12.64 Mб
Скачать

Глава 2. Российская криптография XIV–XVIII вв.

В данном случае в качестве символов шифралфавита применяются русские, латинские, греческие буквы, арабские цифры и специально придуманные знаки. Письмо начинает- ся с большого незашифрованного фрагмента [Соболева, 2002]:

«Господин маеоръ. Письма Ваши до меня дошли, из ко- торых я выразумел, что вы намърены оба полка, т.е. Кропо- товъ драгунской и пъшей из Кiева, у себя держать, на что от- вътствую, что пъшему, ежели опасно пройтить въ Азовъ, то удержите у себя, а конной, не мъшкавъ, конечно отправьте на Таганрогъ. Также является изъ вашихъ писемъ нъкоторая медленiе, что намъ не зело прiятна, когда дождетесь нашего баталiона и Ингермонландского и Билсова полковъ, тогда тотчас» (далее следует шифртекст (рис. 2.3), обратите внима- ние, что шифробозначение для буквы О отличается от приве- денного ранее дополнительными точками).

Рис. 2.3. Шифртекст письма Петра I (слева) и его расшифровка

(справа) [Бабаш, 2002].

51

История защиты информации в России

Значительную часть письма составляет «клер» – неза- шифрованные слова и предложения. Это делалось в интересах облегчения и убыстрения процессов зашифрования и рас- шифрования. Из-за того, что некоторые знаки похожи по на- чертаниям, в шифрованной части письма много описок. Так вместо знака буквы Б написан знак буквы Т (и наоборот) на 3- й строке, на 8-й строке два раза и на 10-й. Вместо знака буквы Ы написан знак буквы В на 3-й строке и на 8-й. Недописка знака буквы Г (в виде латинской буквы Z) на 6-й строке при- вела к тому, что он стал знаком буквы П (в виде цифры 7) На 8-й строке в шифрованном слове буква Х оказалась не зашиф- рованной и стала знаком буквы Д. Наряду с описками есть и явные ошибки при шифровании. Так на 11-й строке вместо знака буквы Д написан знак буквы Б. На 12-й строке буква Е должна писаться прописной латинской h. Вместо этого напи- сана заглавная латинская H. На 13-й строке вместо знака бук- вы Д написан знак буквы Т и др. [Сперанский, 1929]. Ошибки и описки хоть и сбивают с толку, но понять смысл текста по- зволяют (клер выделен косым шрифтом):

«…поди к Черкаскому и сослався з губернаторомъ азов- скимъ чини немедленно з Божией помощию промысълъ надъ тъми ворами и надъ тъми которые изъ нихъ есть поиманы тъхъ вели въшать по украинскимъ городамъ а когда будешь в Черка- скомъ тогда добрыхъ обнадежъ и чтобъ выбрали атамана доб- рого человека и по совершенiи ономъ когда поидешъ назадь по Дону лежащiя городки такожъ обнадежъ а по Донцу и протчим речкамъ лежащие городки по сеi росписи разори и над людми чини по указу. Из Нарвы в д 28 июня 1708. Piter».

Помимо клера можно наблюдать частичное разбитие шифртекста на слова, хотя все это облегчает и убыстряет про- цессы шифрования расшифрования, но крайне снижает стойкость шифра. Из открытой части сообщения криптоана- литик получает информацию о характере зашифрованного текста, исходя из этого он может строить предположения о вероятных словах в зашифрованном тексте. Клер и разбитие на слова дают представление о лингвистической структуре сообщения. Все это существенно облегчает дешифрование.

52

Глава 2. Российская криптография XIV–XVIII вв.

Справедливости ради следует отметить, что клер и другие слабости имели место не только в петровскую эпоху, жертво- вали стойкостью ради удобства эксплуатации шифров в раз- ных странах и в более поздние времена.

Рассматривая криптографическую деятельность госу- дарственных институтов России эпохи Петра Великого под- робнее видно, что весьма широко шифры применялись в ди- пломатической деятельности государства Российского. Уже в конце XVII в. Петр определяет ключевое направление внеш- ней политики и военной деятельности России выход к Бал- тийскому морю. Основным противником России становится Швеция, захватившая исконно русские земли на побережье Балтики. Однако прежде чем начинать войну на Севере, необ- ходимо было заключить мир с Турцией, так как войны на два фронта Россия выдержать не могла. В октябре 1698 г. в насе- ленном пункте Карловиц около Белграда открывается кон- гресс, посвященный заключению мира с Турцией. В нем уча- ствуют Россия, Австрия, Польша и Венеция. Российскую деле- гацию возглавляет П.Б. Возницын, переговоры идут крайне трудно, фактически участники конгресса пытаются и не без успеха, заключать сепаратные соглашения с Турцией, не учи- тывая интересов России. Все же титаническими усилиями рос- сийской дипломатии в январе 1699 г. удается заключить пере- мирие с турками. Интересно отметить, что информацию о перимерии, опубликованную в голландских газетах, посол России в Нидерландах А.А. Матвеев передал в Москву раньше чем официальная делегация.

Но перемирие еще не мир. Для заключения полноценного мирного договора Петр предпринимает военно-дипломатичес- кую акцию, в Стамбул в августе 1699 г. направляется посольство во главе с Е.И. Украинцевым. Посольство следует на 30 пушеч- ном корабле «Крепость». Эта акция была направлена на то, что- бы показать возросшую военную мощь России. Переговоры на- чались 19 ноября и продолжались несколько месяцев с великим трудом. Только 3 июля 1700 г. Украинцев сумел подписать мир- ный договор сроком на 30 лет. Шифрованное сообщение об этом тут же было отправлено в Москву. Связь тогда осуществля-

53

История защиты информации в России

лась курьерами и доставка сообщения из Константинополя в Москву занимала в среднем 36 дней. В августе сообщение было доставлено Петру, на следующий день Россия объявила войну Швеции [Молчанов, 1984].

Однако заключенный мир был весьма не прочен. На- строение султана могло измениться в любой момент. В апреле 1702 г. Петр посылает в Турцию в качестве первого в истории российской дипломатии постоянного представителя за рубе- жом Петра Андреевича Толстого. Для связи с Россией П.А. Толстой (1645–1729) был снабжен цифирной азбукой (т.е. шифром), которая приведена на рис. 2.4.

Рис. 2.4. Шифр П.А. Толстого [Соболева, 2002]

54

Глава 2. Российская криптография XIV–XVIII вв.

Это шифр 1700 г., который представляет собой простую замену, в которой буквам кириллической азбуки соответствуют специально придуманные знаки. Здесь же имеются две записи. Первая из них: «Список с образцовой цифирной азбуки, какова написана и послана в Турскую землю с послом и стольником с Толстым сими литеры» [Соболева]. Вторая особенно интересна: «Такову азбуку азволнил (т.е. изволил) 1700 г. написать своею рукою Великий государь по друго диво еси же». Из этой надпи- си следует, что автором данного шифра был сам Петр Великий [Соболева, 2002]. Видимо это один из первых шифров, собст- венноручно составленных русским царем.

При этом помимо чисто дипломатических задач Петр повелел Толстому вести и разведывательную работу. Толстой получил «наказ Петра в виде «тайных статей», представляв- ших собой разведывательное задание из 17 параграфов. Рус- скому послу предлагалось выведать и описать «тамошние на- роды и их нравы», государственное устройство, определить круг лиц, которые управляют страной. «Разузнать», с какими государствами Порта (Турция авт.) поддерживает военные и дипломатические отношения, к чему более склоняется пра- вящая верхушка к сохранению мира или к подготовке вой- ны. Разведать с какими странами Турция вероятнее всего мо- жет начать войну, «какие государства и какой народ больше любит». Петр интересовался финансовым положением Отто- манской Порты и состоянием ее вооруженных сил. Особое внимание обращалось на морской флот и его действия на Черном море» [Кудрявцев, 2002]. Практически П.А. Толстой должен был вести разведывательную деятельность во всех об- ластях, касающихся жизни Османской Империи, военной, экономической и политической.

По прибытии в Турцию Толстой развернул бурную дея- тельность, вскоре ему удалось найти «подходы» ко многим вы- сокопоставленным чиновникам, в том числе матери султана. Основным направлением деятельности Толстого было недо- пущение военного выступления Османской империи против России, что ему удавалось обеспечить в течении ряда лет.

55

История защиты информации в России

Большую помощь в добыче информации русскому дипломату оказывали иерусалимский патриарх Досифей и его племянник Спилиот. Основной задачей Спилиота была доставка секрет- ной корреспонденции между Толстым и патриархом, но не- редко он сообщал полезную информацию и давал ценные со- веты. В частности Спилиот консультировал Толстого как по- ступить в том или ином случае при проведении переговоров с турецкими чиновниками. Русский дипломат высоко оценивал оказываемую помощь, он писал в Москву «что и патриарх и его племянник забыв страх смертной, радостною душою великому государю работают» [Очерки, 1999]. Заметим, что Досифей внес интересное «рацпредложение» в шифрпереписку с рус- ским двором, он предложил не называть имена корреспонден- тов, а обозначать их специальными символами. Вот как он сам описывал это новшество: «…которое письмо имеет с лица круг, тое к великому государю, а которое имеет треугольный знак, есть к высочество Вашему (канцлеру Г.И. Головкину). Посыла- ем и образец печати. И как придет к Вам такое письмо, в кото- ром есть та печать, ведому буди, чт.е. наше послание» [Бабаш, 2002]. Кстати через Досифеея шла секретная переписка пред- ставителей России с молдавским господарем. Помимо Досифея и Спилиота Толстому удалось найти и других помощников из числа православного населения Османской империи, при этом как докладывал русский дипломат канцлеру Г.И. Головкину «эти люди чистосердечно трудятся без боязни и от мене запла- ты никакие не требуют» [Очерки, 1999].

Среди добытой Толстым информации была и крипто- графическая, так в 1703 г. в Москву поступила информация о военно-морских силах Турции. Толстой сообщил не только о том, какие типы кораблей состоят на вооружении турецкого флота, об их вооружении, укомплектованности команд, со- стоянии верфей, тактике боевых действий, но и о системе ус- ловных кодированных сигналов турецкого флота.

В том же году Толстому удалось получить сведения о за- сылке в Россию турецкой агентуры, в частности он сообщил о повышенном интересе турок к Воронежу (где в то время строи-

56

Глава 2. Российская криптография XIV–XVIII вв.

лись корабли для русского черноморского флота) и форпосту России на Черном море крепости Азов. На основании этой информации Петр I дает шифрованную директиву адмиралу Ф.М. Апраксину: «Зело берегитеся шпионов на Воронеже; а на Донское устье можно никого приезжава не пускать, кроме сво- их матросов, ни крестьян, ни черкас» [Кудрявцев, 2002].

В начале 1707 г. с помощью агентуры Толстой ознакомил- ся с содержанием секретной переписки французского посла в Стамбуле Ферриоля, который добивался нападения Турции на Россию. Благодаря своевременно полученной информации Толстой предпринял усилия по недопущению подобного раз- вития событий, при этом активно использовался подкуп турец- ких чиновников. Среди «облагодетельствованных» Толстым присутствуют великий визирь (фактически глава правительст- ва), рейс-эфенди (министр иностранных дел) и муфтий.

Весной 1709 г. Петр наносит визит в Азов, многие в Тур- ции восприняли это как повод для войны, считая что он при- был для руководства нападением на Турцию. Толстому стоило немалых усилий убедить султана и его окружение в мирных намерениях России и мир удалось сохранить. В Москву Тол- стой посылает шифрованное сообщение о том, что «с великим труда иждивением и немалой дачею (взятками авт.) удалось убедить Великого визиря, что русский царь прибыл в Азов ни для чего иного, разве ради гуляния, ибо царское величество имеет нрав такой, что в одном месте всегда быть не позволит»

[Очерки, 1999].

Но все хорошее когда-то кончается. 20 ноября 1710 г. Турция разорвала мирный договор с Россией, Толстой свое- временно получил информацию о войне, но передать ее не успел. После объявления войны П.А. Толстой был заключен в тюрьму, где пробыл более 1,5 лет. Даже находясь в заключе- нии Толстой продолжал разведывательную деятельность, ему удавалось получать политическую и военную информацию, однако возникла проблема: как передать информацию на Ро- дину? Дело в том, что турки не допускали контактов заклю- ченного с внешним миром, а также изолировали сотрудников

57

История защиты информации в России

его посольства. Никто из дипломатов западных стран, аккре- дитованных в Стамбуле не захотел поддерживать контакты с попавшим в заключение русским послом. Но Петр Андреевич нашел выход, он пригласил к себе посла молдавского господа- ря Кантемира, который тайно присягнул на верность Петру I. Турки не отказали молдавскому послу в посещении коллеги, через него Толстому удалось передать записку русскому царю о своем положении, впоследствии молдавский посол не раз посещал заключенного русского дипломата, таким образом, Толстому удалось организовать канал связи с Россией. Инте- ресно отметить, что молдавский господарь Дмитрий Канте- мир сам составлял шифры для переписки с Россией. Так в на- ших архивах сохранилась «Азбука цифирная, какову послал князь Дмитре Костянтинович Кантемир в 1721 г.» [Соболева, 2002]. Этот шифр представляет собой номенклатор, буквы русского алфавита заменяются на числа и другие буквы ки- риллицы. Также имеется небольшой суплемент, специальные обозначения введены для ряда персон, упоминавшихся в пе- реписке. Это были:

«Царское Величество российский государь; Королевское Величество французский государь; Султанское Величество турецкий государь; резидент французский Правоте; князь Василий Лукич Долгорукий; князь Антиох Кантемир; князь Дмитрий Кантемир»

[Соболева, 2002].

После неудачного для России прутского похода 1711 г. ар- мии во главе с царем против турок, закончившегося перемири- ем, начинаются переговоры о заключении нового соглашения о мире с Турцией. Российскую делегацию возглавляет подканцлер П.П. Шафиров, фактически русские находились в Стамбуле на положении заложников. Однако русской делегации удалось на- ладить канал тайной связи с Родиной при помощи иностранцев. После того как 5 апреля 1712 г. мир все же был заключен (кстати

58

Глава 2. Российская криптография XIV–XVIII вв.

одним из условий с русской стороны было освобождение из тюрьмы П.А. Толстого, что и было сделано, Толстой вернулся в Россию в1714 г.) Шафиров писал Петру:

«Если б не английский и голландский послы, то нам нельзя было бы иметь ни с кем корреспонденции и к вашему величеству писать, потому что никого ни к нам, ни от нас не пускали, и конечно б тогда война была начата и нас посадили бы, по последней мере в жестокую тюрьму; английский посол, человек искусный и умный, день и ночь трудился, и письма- ми и словами склонял турок к сохранению мира, резко гово- рил им, за что они на него сердились и лаяли; и природному вашего величества рабу больше нельзя было делать; при окончании дела своею рукою писал трактат на итальянском языке начерно и вымышлял всяким образом, как бы его сло- жить в такой силе, чтоб не был противен интересу вашего ве- личества; голландский посол ездил несколько раз инкогнито к визирю, уговаривал его наедине и склонял к нашей пользе, потому что сам умеет говорить по-турецки. И хотя мы им учинили обещанное вознаграждение, однако нужно было бы прислать и кавалерии с нарочитыми алмазами, также по доб- рому меху соболью» [Молчанов, 1984]. Разумеется, английский и голландский дипломаты получили вознаграждение, надо отметить, что помощь российской делегации была обусловле- на тем, что Турция в то время была союзником Франции, главного врага Англии и Голландии. Война Турции с Россией была выгодна Франции и соответственно противоречила ин- тересам вышеназванных стран.

Более трагически сложилась судьба русского посланника в Швеции князя Андрея Яковлевича Хилкова (1676–1718). Хилков прибыл в Швецию летом 1700 г., он знал о готовящей- ся войне, но мужественно отправился в опасную командиров- ку, для того чтобы шведы раньше времени не догадались о военных намерениях России. Возлагалась на русского дипло- мата и разведывательная миссия, князю надлежало выяснить «с какими делами и для чего живут в Стокгольме посланники иностранных держав» [Кудрявцев, 2002]. Так совпало, что

59

История защиты информации в России

Хилков вручил верительные грамоты шведскому королю Кар- лу ХII 30 августа, как раз в день объявления Россией войны Швеции. Шведский король был возмущен «коварством рус- ских», он приказал конфисковать имущество Хилкова, а его самого вместе тремя другими сотрудниками русского посоль- ства (переводчиком и двумя подъячими) посадить под до- машний арест в здании, которое русская миссия арендовала под посольство. Несмотря на очень плотный надзор россий- скому послу разрешили вести переписку с Родиной. После начала войны в Швеции были интернированы «торговые и работные люди из России, общим числом 111 человек» [Куд- рявцев, 2002], у них конфисковали все имущество, а самих их собрали в русском купеческом дворе в центре Стокгольма, от- куда направляли на принудительные работы. Хилкову удалось вступить с ними в контакт и убедить шведов, что данные лица не являются военнопленными, а в последствии даже отсудить у шведов некоторую часть купеческих капиталов. На эти деньги Хилков смог нанять информаторов и связников для осуществ- ления своей разведывательной деятельности. Поскольку купцы прибыли из разных регионов Швеции русскому посланнику путем опросов удалось выяснить экономическое положение в королевстве. В ноябре 1700 г. в результате поражения русских войск под Нарвой в Швеции оказалось большое количество русских пленных. Хилкову удалось добиться возможности встречаться с ними, поскольку пленники содержались в разных частях королевства, то князю удалось собрать важную военную, политическую и экономическую информацию. Помимо рус- ских подданных Хилкову удалось создать большую агентурную сеть из шведских подданных, при этом среди его агентов чис- лились несколько сотрудников, в обязанности которых входило охранять Андрея Яковлевича. Эта агентурная сеть снабжала Хилкова, а через него руководство России важнейшей военной, политической и экономической информацией из стана врага

[Кудрявцев, 2002], [Очерки, 1999].

Для передачи разведывательной информации Хилков ис- пользовал шифры и стеганографию. Он писал невидимыми

60