Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Контрактное право.doc
Скачиваний:
38
Добавлен:
07.02.2016
Размер:
560.64 Кб
Скачать

7.7. Признание и исполнение международных арбитражных решений

С точки зрения правовой обеспеченности законных интересов партнеров во внешнеэкономических отношениях, недостаточно выработать ту или иную процедуру разрешения споров и приспособить ее к взаимоприемлемой форме. Если решение, вынесенное против того или иного контрагента международным коммерческим арбитражем, которому этот контрагент заранее подчинился, не могло бы быть приведено в исполнение, арбитраж не только не способствовал бы разрешению споров, но, напротив, оказался бы средством, используемым для недобросовестных целей.

На практике, арбитражные решения в большинстве случаев выполняются добросовестно. В резолюции 22/1/ XII Конгресса Международной торговой палаты, состоявшегося в 1957 году в Лиссабоне, подчеркивалось: «Международная торговая палата с удовлетворением отмечает, что в большинстве случаев арбитражные решения исполняются сторонами добровольно». Это связано с такими мощными внесудебными стимулами, как необходимость заботиться о своей коммерческой репутации, престиже, а иногда и о существовании.

Обеспечению выполнения арбитражных решений в области международной торговли способствуют и разнообразные соглашения, заключаемые между национальными торговыми палатами и постоянно действующими арбитражными организациями различных стран. Стороны в таких соглашениях обязуются употреблять имеющиеся в их распоряжении средства для побуждения фирм, компаний и предприятий в их стране не допускать недобросовестного уклонения от выполнения решений иностранных арбитражей.

Добровольность исполнения решений арбитража соответствует правовой природе этой юрисдикции. Вместе с тем, иногда возникает необходимость обратиться к использованию мер принудительного исполнения решений арбитража.

Решение национального арбитража в той или иной стране обычно исполняется в том же порядке, что и решение суда.

Для международного коммерческого арбитража более актуальной проблемой является порядок исполнения иностранного арбитражного решения. Речь идет о том, может ли арбитражное решение быть исполненным в другой стране.

Несмотря на отличия в национальных законодательствах, в принципе, возможность принудительного исполнения иностранного арбитражного решения предусмотрена во всех странах. Однако механизм принудительного исполнения может существенно отличаться. Ни в одной стране иностранные арбитражные решения не считаются обладающими непосредственной исполнительной силой. Для принудительного исполнения требуется соответствующее распоряжение компетентных органов той страны, где испрашивается такое исполнение. Процесс придания арбитражному решению исполнительной силы именуется экзекватурированием.

В соответствии с гражданским процессуальным законодательством Украины, порядок исполнения в Украине решений иностранных арбитражных судов определяется соответствующими международными договорами Украины. Если международным договором Украины установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Украины о гражданском судопроизводстве, то применяются правила соответствующего международного договора. Аналогичные правила содержатся и в ГПК Российской Федерации.

Таким образом, общий принцип исполнения иностранных арбитражных решений сводится к тому, что они исполняются по законодательству той страны, где испрашивается их исполнение. Если же имеется международный договор, участником которого является то или иное государство, то в соответствии с договорной международной практикой применяются международно-правовые нормы.

В соответствии со ст.35 Закона Украины «О международном коммерческом арбитраже», арбитражное решение, независимо от того, в какой стране оно было вынесено, признается обязательным, и при представлении в компетентный суд письменного ходатайства приводится в исполнение. Сторона, основывающаяся на арбитражном решении или ходатайствующая о приведении его в исполнение, должна представить оригинал должным образом заверенного арбитражного решения или должным образом заверенную копию такового, а также оригинал арбитражного соглашения или должным образом заверенную копию такового, если арбитражное решение или соглашение изложены на иностранном языке, сторона должна представить должным образом заверенный перевод этих документов на украинском или русском языке. Аналогичные правила содержатся в Законе Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже.

В ряде государств национальное законодательство предусматривает при рассмотрении вопроса о признании и исполнении решений обязательное участие адвоката со стороны взыскателя.

Трудности, возникающие при «пересечении государственных границ» арбитражным решением в значительной мере преодолеваются при помощи Нью-Йоркской «Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений» от 10 июня 1958 года, которую ратифицировали более 100 стран мира. Конвенцией урегулированы основные вопросы о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений. Конвенция гласит, что каждое Договаривающееся Государство признает арбитражные решения как обязательные и приводит их в исполнение в соответствии с процессуальными нормами той территории, где испрашивается признание и приведение в исполнение этих решений. К признанию и приведению в исполнение арбитражных решений не должны применяться существенно более обременительные или более высокие пошлины или сборы, чем те, которые существуют для признания и приведения в исполнение внутренних арбитражных решений. Конвенция предусматривает исчерпывающий перечень документов, которые должна представить сторона, исчерпывающая признание и приведение в исполнение, при подаче такой просьбы. Это должным образом заверенное подлинное арбитражное решение или должным образом заверенная его копия, подлинное арбитражное соглашение или должным образом заверенная его копия. В соответствии со ст. V Конвенции, в признании и приведении в исполнение арбитражного решения может быть отказано по просьбе той стороны, против которой оно направлено, только если эта сторона представит компетентной власти по месту, где испрашивается признание и приведение в исполнение, доказательства того, что:

а) стороны в соглашении были по применимому к ним закону в какой-либо мере недееспособны или это соглашение недействительно по закону, которому стороны это соглашение подчинили, а при отсутствии такого указания — по закону страны, где решение было вынесено;

б) сторона, против которой вынесено решение, не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве, либо по другим причинам не могла представить свои обязательства;

в) указанное решение вынесено по спору, не предусмотренному или не подпадающему под условия арбитражного соглашения или арбитражной оговорки в договоре, или содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения или арбитражной оговорки в договоре, с тем, однако, что если постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением или оговоркой, могут быть отделены от тех, которые не охватываются таким соглашением или оговоркой, то та часть арбитражного решения, которая содержит постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением или арбитражной оговоркой в договоре, может быть признана и приведена в исполнение;

г) состав арбитражного органа или арбитражный процесс не соответствовали соглашению сторон или при отсутствии такового не соответствовали закону той страны, где имел место арбитраж;

д) решение еще не стало окончательным для сторон или было отменено либо приостановлено исполнением компетентной властью страны, где оно было вынесено или страны, закон которой применяем.

В признании и приведении в исполнение арбитражного решения может быть также отказано, если компетентная власть страны, в которой испрашивается признание и приведение в исполнение, или:

  1. объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства по законам этой страны;

  2. признание и приведение в исполнение этого решения противоречат публичному порядку этой страны.

Перечень для отказа в признании и приведении в исполнение решений арбитража, предусмотренный в Конвенции, является исчерпывающим.

Кроме перечня оснований для отказа в признании и приведении решений арбитража в исполнение, Нью-Йоркская Конвенция предусмотрела весьма существенное положение о распределении бремени доказывания обстоятельств, на основании которых может быть отказано в признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений.

В соответствии с Конвенцией, сторона, которая ходатайствует о признании и принудительном исполнении решения арбитража, освобождается от доказывания названных обстоятельств, ибо в признании и приведении в исполнение арбитражного решения может быть отказано только по просьбе той стороны, против которой оно направлено, что значительно упрощает процедуры признания и сферу исполнимости решений.

Признание арбитражных решений часто имеет самостоятельное значение и независимо от того, имела ли место процедура принудительного или добровольного исполнения решения, и вообще, было ли решение исполнено.

Признание международного арбитражного решения означает признание определенных правовых последствий, вытекающих из арбитражных решений. Основное из этих последствий — признание за арбитражным решением свойства исключительности, состоящего в том, что в суде не может быть предъявлен новый иск тем же истцом и к тому же ответчику о том же предмете и по тем же основаниям.

Вопрос о признании вне связи с исполнением возникает и тогда, когда на это решение ссылаются (например, в другом судебном процессе) как на основание для зачета против искового требования или, скажем, как на доказательство тех или иных фактов, установленных в решении. По общему правилу, хотя содержащиеся в решении выводы о фактах и признаются обязательными для сторон, арбитражное решение, пока оно не экзекватурировано, рассматривается как частный акт, положения которого принимаются за истинные лишь в том случае, если не будет доказано противное; иначе говоря, за арбитражным решением не признается значение бесспорного доказательства, а только опровержимой презумпции.

Итак, признание решения может иметь место без придания решению исполнительной силы. В то же время следует учитывать, что если придание решению исполнительной силы влечет и автоматическое его признание, то отказ в экзекватуре исключает также и возможность признания.

53