Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Текущее состояние и перспективы развития легкой промышленности в России.docx
Скачиваний:
18
Добавлен:
14.02.2016
Размер:
268.26 Кб
Скачать

Текущие проблемы легкой промышленности в России Каковы наиболее острые проблемы

На первом месте с большим отрывом (и, нужно сказать, далеко не только в данном опросе) — проблема слишком высокого уров­ня налогов, ее отметили в 2005 г. 72% руководителей, и к 2009 г. их число почти не изменилось. Сколь-либо заметных различий в оценках между руководителями текстильных и швейных пред­приятий также не наблюдается. А вот по сравнению с прочей обра­батывающей промышленностью проблема налогов выглядит более острой — там ее упомянули лишь половина опрошенных. Пробле­ма администрирования налогов (о ней спрашивали отдельно) тоже упоминается в достаточно большом количестве случаев (41%), но острота этой проблемы во второй половине 2000-х годов, судя по всему, снижается и для текстильной, и для швейной, и для обра­батывающей промышленности в целом. Но в общем высокий уро­вень налогов по-прежнему остается наиболее болезненной темой.

Впрочем, на высокий уровень налогов традиционно жалуются предприниматели всех стран. Но далее обнаруживаются некото­рые специфические российские черты. Так, на второй позиции по доле упоминаний выступает дефицит квалифицированной рабочей силы. Эта проблема для легкой промышленности является более важной, чем для обрабатывающей промышленности в целом, и имеет тенденцию к некоторому усугублению (48% в 2005 г. и 52% в 2009 г.)4. При этом даже более серьезной она выглядит для пред­приятий швейной индустрии (58% против 48% в текстильной от­расли в 2009 г.).

Далее следует вторая проблема — макроэкономическая неста­бильность (инфляция, колебания обменного курса и пр.). На нее в 2005 г. указали 43% руководителей, а к 2009 г. частота упомина­ний взлетела до 68% (здесь очевидно влияние финансового кризи­са). Различий между текстильной и швейной промышленностью вновь не наблюдается, и с обрабатывающей промышленностью в целом разрыв минимален — проблема действительно имеет над отраслевой характер.

К ней примыкает третья проблема — высоких процентных ста¬вок, затрудняющих заимствование ресурсов. (Эта проблема не приводится в табл. 4.1 в силу отсутствия данных за 2009 г.). На нее в 2005 г. указали 40% руководителей предприятий легкой про¬мышленности (в обрабатывающей промышленности в целом эта проблема на тот момент была менее остра — о ней сказали 22%). К сожалению, данные за 2009 г. по этому параметру отсутствуют. Но мы полагаем, что его значение, как минимум, сохранилось, а скорее всего, даже возросло.

На высокую позицию в рейтинге проблем (и это еще одна специфическая российская особенность) была поставлена не¬предсказуемость государственного регулирования (37%), которая к 2009 г. выросла до 50% и стала выглядеть более болезненной, чем для прочих отраслей обрабатывающей промышленности (здесь уже причины, скорее всего, не в финансовом кризисе). Интерес¬но, что увеличение частоты упоминаний произошло исключи¬тельно за счет руководителей швейных предприятий (у текстиль¬щиков она осталась на прежнем уровне).

Специфика российской ситуации проявляется и в том, на¬сколько важной оказалась, судя по ответам руководителей пред¬приятий, проблема недобросовестной конкуренции (злоупотреб¬ление доминирующим положением, демпинг, использование личных связей и т.п.). На нее обратил внимание каждый третий руководитель и в текстильной, и в швейной промышленности, а с течением времени ситуация почти не менялась. Добавим, что ру¬ководители в других отраслях обрабатывающей промышленности оценивают ее более умеренно (23% в 2009 г.), а для предприятий легкой промышленности проблема недобросовестной конкуренции оказывается более болезненной.

Как всегда, актуальна (хотя и не столь распространена, как принято считать) проблема коррупции. В 2005 г. на нее как на «существенное» или «очень серьезное» препятствие указали 28% руководителей предприятий легкой промышленности, причем вдвое больше жалоб поступило от руководителей швейной, не­жели текстильной, промышленности (40% против 19%). Это вы­глядит вполне логичным: коррупция выступает как своего рода побочный продукт упомянутой выше непредсказуемости государ­ственного регулирования (или как доморощенное лекарство про­тив этой «болезни»). Примечательно, однако, что к 2009 г. зна­чимость данной проблемы, по оценкам руководителей, снизилась до 23%, правда, целиком за счет швейной промышленности, где ее значение упало с 40 до 25% (в текстильной отрасли оно даже не­много подросло). Вероятно, кризис вывел на передний план дру­гие проблемы, а сама по себе проблема коррупции начала активно раскручиваться лишь в последние пару лет, уже после проведен­ных опросов Добавим, что разница с обрабатывающей промыш­ленностью в целом в обеих временных точках невелика.

В то же время были обозначены еще две проблемы, роль ко­торых, напротив, заметно возросла. Первая среди них связана с таможенным оформлением — доля упоминаний с 2005 по 2009 г. здесь почти удвоилась — с 15 до 29%. Причем произошло это обо­стрение именно в легкой промышленности (в обрабатывающей промышленности в целом такого увеличения не наблюдалось). Особенно острой она начала выглядеть для многих руководителей швейной промышленности (39% против 23% в текстильной от­расли). Не исключено, что это связано с повышением активности таможенных органов в данный период.

Затрагивался ряд вопросов, связанных с преодолением адми­нистративных барьеров. Среди них в 2009 г. обозначаются пробле­мы получения и оформления земельных участков (21% в текстиль­ной и 11% в швейной промышленности), получения разрешений на строительство и оформление проектной документации (19% в текстильной и 14% в швейной промышленности), получения ли­цензий (15% в текстильной и 8% в швейной промышленности). Проблемы эти (кроме получения лицензий) понемногу нараста­ют, но неспецифичны для легкой промышленности — в обраба­тывающей промышленности в целом с ними сталкиваются с той же частотой.

В отдельную группу следует выделить проблемы с производ­ственной инфраструктурой. Среди них в 2009 г. особо отмечаются обеспечение электроэнергией, что особенно важно для текстиль­ных предприятий (23% против 6% в швейной отрасли), транспор­тировка грузов (6% в текстильной и 8% в швейной промышлен­ности), проблема обеспечения связи (4% в текстильной отрасли, швейными предприятиями в 2009 г. не упоминается).

И наконец, в конце списка с незначительными 3—4% упоми­наний находилась в 2005 г. проблема законодательного регулиро­вания трудовых отношений. Впрочем, к 2009 г. эта доля выросла до 20% (17% в текстильной отрасли и 25% в швейной отрасли). Подобное обострение, скорее всего, было связано с провоциро­ванными финансовым кризисом административными запрета­ми увольнять излишних работников. Когда в подобные дела на­чинает вмешиваться прокуратура, градус проблемы неминуемо устремляется вверх. Играют свою роль и ограничения на прием зарубежных мигрантов.

Подводя общие итоги, мы можем сказать, что, по оценкам руководителей крупных и средних предприятий легкой промыш­ленности, на первых позициях стоят проблемы налогообложения, макроэкономической стабильности, финансовых и трудовых ресур­сов. Далее следует вторая группа проблем, порождаемых непрозрач­ностью российской экономики — непредсказуемостью государствен­ного регулирования и коррупцией, недобросовестной конкуренцией и угрозами безопасности. На третьей позиции следуют разного рода административные барьеры и на четвертой — проблемы неразви­тости производственной инфраструктуры. Добавим, что на фоне обрабатывающей промышленности в целом первая и вторая груп­пы проблем для предприятий легкой промышленности, судя по ответам их руководителей, выглядят более значимыми, а по тре­тьей и четвертой группам проблем серьезных отличий нет.