Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Текущее состояние и перспективы развития легкой промышленности в России.docx
Скачиваний:
18
Добавлен:
14.02.2016
Размер:
268.26 Кб
Скачать

Основные выводы

  1. В настоящее время для массового потребителя цена про­дукта зачастую стоит на первом месте при выборе одежды. Одна­ко такие факторы, как качество, комфорт и удобство, становятся все более значимыми. И одним из индикаторов этого, безусловно, выступает снижение роли открытых рынков. Современный мас­совый потребитель в поиске качества и надежности переориенти­руется на более цивилизованные торговые форматы — специали­зированные и фирменные магазины. Наряду с этим происходят изменения в дженералистских (универсальных) форматах: на сме­ну универмагам постепенно приходят супермаркеты, торгующие более широким спектром товаров.

  2. Конкуренция видится участниками рынка как весьма ост­рая. И она продолжает нарастать — в этом уверены более поло­вины опрошенных менеджеров и со стороны торговых сетей, и со стороны их поставщиков.

  3. Механизм реализации рыночной власти следует охаракте­ризовать не в терминах чистого доминирования, а, скорее, в тер­минах взаимозависимости. Максимальная доля одной торговой сети в объеме отгруженной продукции легкой промышленности по основной товарной категории составляет 15%, а торговые сети оценивают максимальную долю одного поставщика несколько выше — в среднем на уровне 25%. Некоторое структурное преиму­щество по этому показателю — на стороне поставщиков.

  4. Средняя доля поставок компаний в торговые сети у по­ставщиков продукции легкой промышленности образует ровно 1/3 (33%). По данным наших предшествующих опросов, в других сферах доля поставок в торговые сети в объеме продаж неуклонно возрастает, но пока торговые сети далеки от господствующего по­ложения в структуре поставок. Вероятно, подобная тенденция ха­рактерна и для изделий легкой промышленности, но это требует проверки в будущих исследованиях.

  5. Поставщики изделий легкой промышленности в среднем оценивают уровень торговой наценки розничных сетей выше, чем в других сферах (более 40% против 25-30%), а уровень соб­ственной прибыли (24-25%) ставят вровень с уровнем прибыли поставщиков продовольственных товаров (23%) и выше, чем при­быль поставщиков электроники (16%). И в том, и в другом слу­чае оценки поставщиков обуви заметно выше среднего уровня. И в том, и в другом случае эти оценки полностью соответствуют средним оценкам менеджеров торговых сетей, подтверждая тем самым объективность полученных данных. Как правило, уровень торговой наценки розничных сетей в отрасли оценивается в 1,5­2 раза выше, чем уровень прибыли поставщиков соответствующей продукции. В торговле обувью это различие достигает 2,5 раза.

  6. В отношении зарубежных сетей около половины постав­щиков считают заключение договоров сложным или даже очень сложным делом. Устанавливать контрактные отношения с рос­сийскими торговыми сетями несколько проще — здесь на слож­ности обращает внимание в случае крупных сетей каждый третий, а в случае мелких сетей каждый пятый поставщик изделий лег- прома. Выстраивание отношений с несетевыми магазинами не порождает никаких заметных проблем. Оценивая изменение си­туации в договорных отношениях за последние 2-3 года, пример­но 30% поставщиков указывают на усложнение условий заклю­чения договоров поставки с крупными торговыми сетями, лишь 10% считают, что условия стали проще, а для 60% поставщиков эти условия не претерпели особых изменений. В отношении мел­ких торговых сетей ситуация изменилась еще меньше.

В отношении переговорной власти лишь 3% поставщиков изделий легкой промышленности жалуются на то, что торговым сетям часто удается навязать им отдельные условия договора по­ставки (у поставщиков продовольственных товаров и бытовой электроники эта доля находится на уровне 19-20%). Хотя основ­ная же часть поставщиков признает, что иногда подобное случа­ется (59%).

  1. Средняя доля маркетинговых платежей торговой сети в розничной цене во всех трех рассматриваемых отраслях и во всех сегментах легкой промышленности равна стандартным 5%. Доля платежей торговой сети за объем продаж (ретробонусы) образует 6-9% розничной цены. И платят их далеко не все поставщики. Фактическое совпадение количественных оценок менеджеров торговых сетей и их поставщиков по этим непростым параметрам является важным фактом, свидетельствующим в пользу достовер­ности представленной картины.

Практика неформальных платежей (откатов) при заключении договоров поставки далека от того, чтобы быть всеобщей. Более 60% поставщиков изделий легкой промышленности заявляют, что такие предложения вообще не делаются (в сфере продовольствен­ных товаров таких менеджеров только 43%). Вызывает некоторую обеспокоенность учащение попыток получения откатов за послед­ние 3 года от поставщиков текстильной продукции (29%).

  1. На возникновение конфликтов в последние 2-3 года при заключении договоров поставки указал каждый четвертый постав­щик продукции легкой промышленности (26%). Менее конфлик­тогенной выглядит по этому параметру обувная отрасль (7%). На возникновение конфликтов в связи с неисполнением условий до­говора поставки указывает каждый третий менеджер и со стороны торговых сетей, и со стороны поставщиков.

В части исполнения договоров в сфере изделий легкой про­мышленности поставщики указывают на нарушения договорных обязательств каждой четвертой торговой сетью (26%). Оценки представителей торговых сетей вновь оказываются сходными: по их мнению, условия нарушают 22% поставщиков. В текстильной индустрии конфликты поставщиков с крупными торговыми се­тями чаще возникают по срокам и объему поставляемого товара (53%), по качеству товара (47%) и по оформлению документов (40%), а в швейной индустрии относительно чаще — по вопро­сам товарного ассортимента (47%) и по возврату нереализованно­го товара (35%). В свою очередь, менеджеры торговых сетей чаще жалуются на неисполнение поставщиками условий по срокам и объемам поставки товара (71%) и на конфликты, порождаемые низким качеством поставляемого товара (41%).

  1. Подавляющее большинство поставщиков во всех отраслях пытаются разрешить конфликты путем переговоров. Но, поми­мо переговорного способа, поставщики изделий легпрома в слу­чае возникновения конфликтов более активно прибегают к при­нудительным инструментам и санкциям. Они в 1,5-2 раза чаще поставщиков в других отраслях прекращают отгрузку товаров, в 2-3 раза чаще применяют штрафные санкции, в 3-4 раза чаще досрочно разрывают договоры поставки, т.е. ведут себя в кон­фликтных ситуациях относительно более жестко, чем поставщи­ки в других отраслях.

  2. Почти никто из поставщиков продукции легкой промыш­ленности не говорит о том, что конфликтов с торговыми сетями за последние три года стало больше. И ни один из сотни опрошенных поставщиков изделий легпрома не назвал отношения с торговыми сетями конфликтными. 55% менеджеров считают их нейтральны­ми, а 45% менеджеров характеризуют их как партнерские.

В целом контрактные отношения в цепи поставок характери­зуются относительной устойчивостью и длительностью. Случаи не возобновления контрактных отношений единичны. Доля тор­говых сетей, с которыми поставщики работают менее одного года, в сфере изделий легкой промышленности составляет в среднем 12%, а более 5 лет — значительно выше (62%). Причем по послед­нему показателю наиболее устойчивыми выглядят контрактные отношения в текстильной отрасли (68%).

  1. Мы можем заключить, что по многим показателям сфера изделий легкой промышленности не отличается сколь-либо зна­чимым образом от двух других сфер — продовольственных това­ров, бытовой техники и электроники. Но все же различия есть. Так, в части изделий легкой промышленности сторонами фикси­руются в среднем более высокий уровень торговой наценки роз­ничных сетей и несколько более высокий уровень прибыли по­ставщиков (особенно это касается обувной отрасли). Поставщики продукции легкой промышленности меньше жалуются на случаи навязывания им условий договора торговыми сетями и относи­тельно чаще применяют более формальные и жесткие меры при неисполнении ритейлерами договорных обязательств.

  2. Наблюдаются некоторые важные различия и между под­отраслями легкой промышленности. Здесь по ряду параметров выделяется обувная промышленность. Поставщики ее продукции более активно работают с торговыми сетями, легче заключают до­говоры поставки с зарубежными ритейлерами. У них реже возни­кают конфликты с представителями торговых сетей при заключе­нии и исполнении договоров поставки и чаще устанавливаются партнерские отношения. Но при этом фиксируются более высо­кий уровень платежей торговым сетям и относительно более низ­кая устойчивость контрактных отношений.

В свою очередь, поставщики текстильной продукции испыты­вают больше сложностей при заключении договоров с торговыми сетями (и с крупными, и с мелкими). Несколько чаще текстиль­щики жалуются на навязывание условий договоров торговыми сетями. Но именно в этой сфере при заключении таких договоров отношения приобретают относительно более высокую устойчи­вость во времени.

МИРОВАЯ ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Легкая промышленность во второй половине двадцатого сто­летия превратилась в глобальную отрасль. Поэтому состояние российской легкой промышленности и перспективы ее развития необходимо оценивать на фоне мировых тенденций.

Мировая легкая промышленность является уникальным при­мером развития отрасли. С начала 1970-х годов по настоящий момент для нее характерен непрерывный рост выпуска и ин­тенсивности международных торговых потоков с небольшими краткосрочными колебаниями. В период с 1955 по 2000 г. объем торговли текстилем в стоимостном выражении вырос в 34 раза, одеждой — в 249 раз14. В 2012 г. объем международной торговли одеждой и текстилем достиг 708 млрд долл., что составило 4% ми­рового экспорта товаров.

Для большинства развитых стран мира именно легкая про­мышленность, в первую очередь текстильная отрасль и производ­ство одежды, стала на определенных этапах трамплином для эко­номического развития (как это было два столетия назад в более развитых странах в период первоначального накопления капита­ла). Так, именно эти отрасли сыграли критически важную роль для экономического развития Великобритании, Японии, отдельных регионов США на этапе ранней индустриализации. Экономиче­ские системы Гонконга, Южной Кореи и Тайваня опирались на текстиль и одежду как на основные статьи экспорта c 1950-х до се­редины 1980-х годов. Позже в «гонку» включились развивающие­ся страны Южной и Юго-Восточной Азии15. Интенсивное разви­тие текстильной отрасли исторически не только свидетельствует о начале процессов индустриализации экономики, но и выступает одним из основных ее двигателей. Кроме того, разница в уровне экономического развития стран является причиной для постоян­ной диверсификации группы лидеров отрасли: по мере роста за­пасов капитала и уровня технологического развития группу лидеров покидают развитые игроки, уступая место развивающимся, позже вступившим на путь индустриализации.

В настоящий момент именно легкая промышленность явля­ется стратегически важной для развивающихся стран мира, на ко­торые приходится до 70% экспорта одежды. Для этой категории стран развитие легкой промышленности может рассматриваться как один из основных источников экономического роста, кото­рый предоставляет сразу несколько возможностей для интенси­фикации развития16. Так, эта отрасль характеризуется низкими барьерами входа, а производственный процесс на многих стадиях является технологически простым и трудоинтенсивным, что поз­воляет активно использовать относительно избыточный для бед­ных стран мира фактор — низкоквалифицированный труд. Тех­нология производства гибкая, что дает возможность разбивать производственный процесс на отдельные этапы и создает условия для интернационализации и фрагментации производства, при­водя к формированию глобальных производственных цепочек. По мере развития страны могут продвигаться вдоль этих цепочек, переходя на более капиталоемкие стадии, требующие более высо­кого уровня квалификации, что, в свою очередь, связано с ростом заработных плат и экономическим развитием.

Таким образом, легкая — в первую очередь текстильная — промышленность выступает как стратегически важная для раз­вития более бедных стран, превращая их в динамично развиваю­щихся игроков мировой экономики. Согласно прогнозам ОЭСР, к 2030 г. именно на долю развивающихся стран придется около 60% мирового ВВП. Значительный вклад в этот рост может внести легкая промышленность.

Первая часть данного раздела содержит результаты исследова­ния основных этапов развития мировой легкой промышленности после окончания Второй мировой войны до настоящего момента. В фокусе внимания находятся основные тенденции в развитии рынков, международного и национального регулирования, повы­шении роли международных двусторонних и многосторонних со­глашений, в эволюции и динамике становления основных игро­ков на рассматриваемых этапах. Выделяются ключевые события, которые оказали наиболее значительное влияние на развитие от­расли. В зоне особого внимания находятся изменения, ставшие следствием глобального кризиса 2008 г. и последовавшей за ним рецессии. Нами выявляются тренды, которые будут определять развитие отрасли в кратко- и среднесрочном периодах, в том чис­ле оказывать влияние на российский рынок и производителей, нацеленных на экспансию на внешние рынки.

Вторая часть раздела содержит ситуационный анализ трех крупных игроков современного рынка легкой промышленности: Китая, Турции и Германии. Наконец, в третьей части мы фор­мулируем более общие выводы, касающиеся мировых трендов в формировании и изменении глобальных цепей поставок, чтобы понять, существуют ли возможности для России встроиться в эти цепи.

В ходе исследования авторы опирались на широкий круг ста­тей, опубликованных в ведущих зарубежных экономических и от­раслевых журналах (прежде всего на концепцию глобальных це­пей поставок), на доклады и аналитические отчеты национальных и международных организаций, на базы данных национальной и международной статистики.

Основные этапы развития мировой легкой промышленности

В послевоенном развитии мировой легкой промышленности можно выделить несколько этапов.

Первый этап — от послевоенного восстановления отрасли до заключения соглашений по международной торговле хлопком в начале 1960-х годов.

Второй этап — период действия системы квотирования меж­дународной торговли и постепенной ее либерализации с начала 1960-х годов до 2005 г.

Третий этап, начало которому положила отмена всех действо­вавших количественных инструментов ограничений торговли в 2005 г., что привело к беспрецедентному росту роли Китая в миро­вой легкой промышленности и реструктуризации рынков. К это­му же периоду относится глобальный экономический кризис, разразившийся в 2008 г. в США и быстро распространившийся на большинство стран мира. В ходе последовавшей за кризисом ре­цессии в отрасли стали проявляться новые тенденции развития.