Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УМКД по самопознанию 2014.doc
Скачиваний:
74
Добавлен:
18.02.2016
Размер:
504.83 Кб
Скачать

*** «Ничего не откладывай…» (н.Новиков)

Ничего не откладывай –

Жизнь коротка.

Ты наивно считаешь,

Что она – как река,

А она, как ручей,

После таянья льдов –

Протечет, не оставив следов.

Ничего не откладывай –

Другу помочь поспеши,

Не обкрадывай душу-

Лишишься души,

Пусть в расчете с мерзавцем

Не дрогнет рука,

Не откладывай –

Жизнь коротка.

Не успел, не сумел…

Ну а вдруг – навсегда?

Оглянулся – в потоке

Другая вода.

Жизнь, считал ты наивно,

Продлится века,

Ничего не откладывай –

Жизнь коротка.

Хрупкий жемчуг иссык-куля (ч.Айтматов, статья)

В истории человеческого общества издревле прояв­лялся некий внутренний конфликт: удовлетворение надобностей насущных и первоочередных зачастую про­тиворечило потребностям высшего порядка, не нося­щим характер повседневности. И может быть, всего ощутимее это противоречие обнаруживалось в отно­шениях между человеком и природой.

Людям, занятым решением актуальных задач, по­груженным в эти дела и заботы, кажутся они самыми важными и неотложными. Но живем мы не в вакууме, мы обитаем и действуем в мире природы. И, увлечен­ные заботами повседневного бытия, гипотетически представляем порой, что черпать из него можно сколь­ко угодно и когда угодно.

Однако иллюзорность представлений о неиссяка­емости ресурсов природы в последние десятилетия ста­новится все более очевидной. Возьму самый близкий, а потому, быть может, самый болезненный для меня пример: озеро Иссык-Куль.

Его называют голубой жемчужиной, имея в виду невиданную красоту. Что ж, так оно и есть. Заключенное в оправу из кольца снежных хребтов, отличается оно индиговым цветом воды и ее кристальной прозрачно­стью. Мне доводилось бывать на некоторых берегах Тихого и Атлантического океанов. Там зачастую мут­ный вал грозного прибоя, перемешанный с илом, песком, грязью, нефтяными пятнами, буквально выбрасывает человека, рискнувшего войти в воду. В такие минуты мне всегда вспоминалось наше высокогорное озеро, тоже, кстати, обладающее «морскими» качествами. Насколько же умиротвореннее и благожелательнее к человеку его воды, насколько полноценен и богат здесь отдых!

Голубая жемчужина... Произнося традиционное это определение, мы имеем в виду, прежде всего внешние, видимые глазу качества. Но ведь есть у жемчуга и дру­гая ипостась—он хрупок и, расколотый, раздавлен­ный, уже не представляет никакой ценности.

Хрупка, нежна и, как оказалось, уязвима жемчужи­на Иссык-Куля. Не у одного меня при мысли об озере рождается ощущение горечи и тревоги. Озеро, как шагреневая кожа, все сжимается и сжимается. Дальше и дальше отступает от берега его вода. Только за последнее десятилетие уровень его понизился почти на три метра.

По расчетам ученых, уровень Иссык-Куля в бли­жайшие десятилетия при таком положении вещей уменьшится еще на три-четыре метра. При этом только поддающийся учету экономический ущерб, по данным Госплана республики, исчисляется сотнями миллионов рублей. А в какой валюте выразить экологический, социальный, нравственный урон?!

Реестр возможных потерь, составленный учеными, довольно обширен. Береговая линия может отойти на пятьсот—тысячу метров. Температура воды понизит­ся на две трети градуса. Почти на месяц короче станет купальный сезон, в пионерских лагерях в связи с этим будет не три, а две смены. Около двух миллионов тонн целебных грязей, образование которых длилось тыся­чи лет, обречено на гибель. Высохнет кольцо облепихи и эфедры, обрамляющее озеро. Исчезнут нерестилища. Ухудшится навигационная обстановка. Будут потеря­ны естественные пляжи. Утратят смысл функциональ­ные и архитектурные решения уже воздвигнутых здравниц...

Перечень этот можно продолжать. Но—достаточ­но. Годовой дефицит воды в озере достиг уже 400— 500 миллионов кубометров, а к двухтысячному году он обещает удвоиться. Возникновение этого дефицита объясняется просто: влага более чем сотни рек, речек и ручьев, искони впадавших в Иссык-Куль, в наше время не достигает естественного водоема—почти полностью расходуется на орошение. Площадь полив­ных земель в котловине озера превысила уже 150 тысяч гектаров.

Короче говоря, интересы людей вступили в проти­воречие с нуждами озера. Парадокс? Ведь Иссык-Куль нам очень нужен! Собственно, возникшее противоречие можно сформулировать по-иному: человек не против озера, а против самого себя.

Возникает дилемма: идти путем, которым влекут нас повседневные экономические требования, или отказаться от сегодняшних забот, поделиться с природой жизненно важной для ее существования влагой?

Проще всего было бы сказать: давайте остановим рост производства сельскохозяйственной продукции в котловине озера, перераспределим задание по другим районам республики, а то и страны—ведь Иссык-Куль государственными документами утвержден в качестве всесоюзной здравницы. Резон в этом есть: ведь к 1990 году число отдыхающих здесь может достигнуть миллиона человек, и приезжать они будут со всех концов страны. Стало быть, и обеспечение их продуктами питания—дело общее. А в то же время мы должны отдавать себе отчет и в том, что земли, уже освоенные в Прииссыккулье, не могут быть вычеркнуты из севооборота. Назад хода нет. Другое дело, что ориентировать их необходимо на производство продукции, которую для отдыхающих издалека не привезешь, а если и привезешь, то у будет накладно: фрукты, овощи, горный мед и т. д.

Словом, остановить потребление воды и отдать ее полностью озеру невозможно. Следовательно, надо искать другой выход Проектов и прожектов спасения Иссык-Куля в последние десятилетия было множество, но все они не шли дальше области теорий. И вот мы с огромным облегчением, с чувством искренней радости узнали:

в Основных направлениях развития нашей страны, утвержденных XXVI съездом КПСС, предусматриваются работы по комплексному использованию минерально-сырьевых, земельных, водных и энергетических ресурсов Иссык-кульской области и районов Чуйской долины.

Именно поэтому необходимо изначально предусмотреть и утвердить во всех документах долю пополнения озера как незыблемую и неприкосновенную величину.

Сотни миллионов кубометров воды ежегодно нужные для сохранение озера и стабилизации его уровня, должны быть юридически оговорены и закреплены законодательным образом, чтобы никакое должност­ное лицо ни под каким «объективным» предлогом не посмело бы использовать долю Иссык-Куля в иных пусть даже и насущных целях. Сказать об этом считаю важным и потому, что за обмеление озера никто персонально не отвечает, никому за это не грозит ни выговор, ни снятие с работы. А вот за невыполнение планов спрашивают...

Мы обязаны мужественно и прозорливо искать и находить разумный баланс будущих и повседневных нужд. Это, конечно, трудно, потому-то и необходимы серьезные, гарантированные сдерживающие факторы. Судьба озера Иссык-Куль должна стать своего рода образцом правильных отношений природы и человека общества развитого социализма, новым свидетель­ством того, что самое прогрессивное общество на пла­нете способно найти возможности и ресурсы для со­хранения разумного баланса в нерасторжимом звене человек—природа.

Впрочем, заботы о сохранении Иссык-Куля в нашей стране вовсе не уникальны. Вспомним Байкал, Севан, Онегу, Беловежскую Пущу, множество других жемчужин природы, которые требуется сохранить для по­томков.

Сегодня мы достигли таких вершин цивилизации, когда человек должен быть не только «потребителем» природы, но и ее покровителем, её сотворцом. Сегодня уже не только мы зависим от природы, а и она от нас. Нашей волей и нашим разумом—этим величайшим даром Времени и Пространства, той же Природы и Истории — мы должны противостоять нарушению экологического равновесия.

В борьбе за сохранение и возобновление природных богатств, за устойчивость экологических систем не должны быть преградой и государственные границы. Ибо возникновение дисбаланса в одном месте больно, а порой катастрофически «детонирует» в другой части земного шара. Иссык-Куль в этом отношении не ис­ключение. Озеро находится на путях перелета птиц из Сибири в Индию. В этой связи Советский Союз при­нял на себя определенные обязательства перед между­народными организациями. Так что спасение редкост­ного водоема еще раз утвердит в умах всего человече­ства благородные и гуманные начала социалис­тического образа жизни.

...Грандиозен проект сохранения водного баланса Иссык-Куля. Реализация его займет не менее трех-че­тырех пятилеток. Перспектива эта внушает надежды, но и до той поры мы не можем жить в праздном ожидании. Иссык-Куль взывает—ему необходима лека­рства «Скорой помощи»! И так же как в медицине, чем быстрее, тем лучше.

Уже сейчас интенсивно разрабатываются проекты переброски части стока рек Каракара и Арабель-Су в бассейн Иссык-Куля. На это потребуется всего три-четыре года, и уровень озера начнет постепенно стаби­лизироваться. Причем затраты будут сравнительно не­велики. Только бы не застопорилось это дело...

Однако добавить воды в Иссык-Куль—только часть решения проблемы. Необходим целый комплекс мер, защищающих его от загрязнения ядохимикатами, а воздушного бассейна над ним—от загазованности. Необходимо, чтобы промышленность в прибрежных городах не разрасталась неумеренно. Словом, многое нужно продумать и предусмотреть...

Уверенно, с оптимизмом смотрим мы в будущее, неуклонно готовим и строим его. Пусть же голубая жемчужина Иссык-Куля перейдет в ладони Грядущего нетронутой и сияющей, пусть станет драгоценным подарком тем, кто придет за нами...

(1981 г.)