Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
doc_235 / doc_235.rtf
Скачиваний:
19
Добавлен:
24.02.2016
Размер:
3.59 Mб
Скачать

3. Системность

Важным качеством права является системность, т. е. такая связь правовых норм, при которой одни нормы определяют усло­вия осуществления других правовых норм, нарушение которых, в свою очередь, должно влечь применение норм, определяющих со­ответствующие меры принуждения1.

Системность присуща уже архаическим, неразвитым пра­вовым системам, поскольку нормы, устанавливавшие правовые ста­тусы субъектов права, учитывались при применении норм о до­говорах, о правонарушениях и наказаниях, а содержание норм ма­териального права предопределяло процессуальные нормы и фор­мы их осуществления и т. д. В архаичных правовых системах скла­дывалось деление права на отрасли (уголовное, семейное, процес­суальное, право, регулирующее отношения собственности, и др.).

Системность права возрастает по мере усложнения и диффе­ренциации общественных отношений и расширения сферы их пра­вового регулирования. Особенно заметна и значима она после ста­новления развитого законодательства в гражданском обществе.

С системностью права связана специализация правовых норм. Ряд отраслей права определяет санкции и порядок их применения (уголовное и уголовно-исполнительное право, уголовный и граж­данский процесс), в пределах самих отраслей права в особые ин­ституты выделены нормы, предусматривающие санкции за право­нарушения (институты имущественной ответственности в граждан­ском праве, материальной и дисциплинарной ответственности в тру­довом праве и др.). В результате целый комплекс норм нередко охраняется от нарушений общей санкцией, неразрывно связанной с каждой из норм, составляющих комплекс.

Вместе с тем общий для ряда норм права характер имеют не­которые положения об условиях их применения (определения субъ­ектов права, их правовых статусов, правила действия правовых норм во времени, в пространстве, по кругу лиц, определения ви-

1 См.: Шейндлин Б. В. Сущность советского права. Л., 1959. С. 7 и след

67

Глава 3. Сущностные качества права

дов собственности, правового режима различных видов имущества и ДР-)- Эти общие для ряда норм положения также входят в каж­дую из них, что обнаруживается при логико-систематическом тол­ковании текстов нормативно-правовых актов.

Наряду с конкретными запретами и моделями правоотноше­ний в праве складывались нормативные обобщения, предусматри­вающие общие условия реализации правовых норм и входящие в их содержание. К нормативным обобщениям относятся обозначе­ния общих условий действительности правовых норм, их действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, определения правовых статусов различных субъектов права, их общие права, свободы и обязанности, закрепление видов собственности, правового режима различных имуществ, процедурного порядка оформления действий, имеющих юридическое значение, процессуального порядка рассмот­рения и решения споров или применения наказаний, видов дока­зательств и их оценку и др.

Нормативные обобщения обусловливают действия правовой си­стемы в целом. Каждая из правовых норм действует и реализует­ся с учетом этих нормативных обобщений, которые, в свою оче­редь, практически теряют силу, если не воплощаются в достаточ­но конкретных правовых предписаниях.

Теоретическим выражением системных связей юридически значимых элементов правовой системы является "логическая струк­тура правовой нормы", согласно которой правовая норма состоит из трех элементов (т. е. составных частей) — гипотезы, диспози­ции и санкции.

Гипотеза определяет круг лиц, которым адресована правовая норма, а также обстоятельства (юридические факты), при наступ­лении которых она реализуется1. Диспозиция содержит само пра­вило поведения, выраженное как запрет или как определение обя­занностей и прав сторон правоотношения. Санкция — указание на меры государственного принуждения за нарушение диспозиции.

Структура правовой нормы существует объективно как нераз­рывная связь правила поведения (диспозиция) с условиями и пре­делами его применения (гипотеза) и способом охраны от наруше­ний (санкция).

1 Заслуживает внимания понимание гипотезы как определения все­го комплекса обстоятельств, имеющих правовое значение, включающего не только юридические факты и состояния, но и качества субъектов пра­ва, правовые цели, процессуальные обстоятельства (способы и сроки со­вершения юридически значимых действий), правила действия норматив­ных актов во времени, в пространстве, по кругу лиц, приемы решения правовых коллизий и т. п., т. е. все, что имеет юридическое значение, по­рождает правовые последствия (см.: Матюхин А. А. Нормативные усло­вия осуществления норм советского права // Вестник Московского уни­верситета. Серия 11. Право. 1982. № 6. С. 66—73).

68 Сущность права. Проблемы теории и философии права

В структуре правовой нормы выражены специфические ка­чества права, отличающие его от других социальных регуляторов. Гипотеза обозначает возможные, типичные и в случае спора дока­зуемые обстоятельства, при которых реализуется норма; гипотеза и диспозиция адресованы разуму и воле участников обществен­ных отношений и рассчитаны на ситуации, когда возможен выбор различных вариантов поведения, и определяют (в диспозиции) тот вариант, который соответствует содержащейся в праве государ­ственной воле. Наконец, санкция должна выражать способность го­сударства принуждать к соблюдению нормы, пресекать ее нару­шения, восстанавливать нарушенное право. Если гипотеза обозна­чает пределы (объем) действия и применения нормы, а диспози­ция — способ ее регулирующего воздействия на поведение людей и общественные отношения, то в санкции выражен способ охраны правовой нормы от нарушений1.

Исходя из понятия системности права, взаимосвязи правовых норм, образующих единую систему, представляется спорным об­щераспространенное представление о гипотезе, диспозиции, санк­ции как о "составных частях", "элементах" правовой нормы. Такое представление противоречит правилам логики, ибо правило пове­дения (норма) не может изображаться как сумма правила поведе­ния (диспозиция), условий его применения (гипотеза), последствий его нарушения (санкция). Норма права тождественна диспозиции. Что касается гипотезы и санкции, то это не составные части нор­мы (т. е. диспозиции), а ее атрибуты. Из такого понимания нормы права исходит, по сути дела, подавляющее большинство теорети­ков при определении отраслевой принадлежности нормы, ее места в системе права (ведь только диспозиция принимается при этом в расчет; что касается санкции, то она нередко определяется нор­мой, относящейся к другой, чем диспозиция, отрасли права). Без гипотезы норма не может применяться, без санкции она не будет правовой. И гипотезы, и санкции, рассматриваемые в определен­ном аспекте, сводятся к диспозициям2 (правилам поведения), воз­лагающим конкретные юридические обязанности на государствен-

1 Запретительные нормы имеют ту же структуру, что и регулятив­ные нормы, с той лишь особенностью, что гипотезы запретительных норм определяют деликтоспособность лица и другие условия ответственности за нарушение запрета, а в диспозиции описан состав правонарушения.

2 Взгляд на санкцию как на диспозицию вызвал возражение, обосно­ванное в том смысле, что отношения ответственности регламентируются не только санкцией (см.: Сов государство и право 1963 № 5. С. 165). Од­нако то, что санкция в определенном аспекте становится диспозицией, не противоречит тому, что она (санкция) — атрибут правовой нормы Про­тиворечия нет, поскольку пока санкция выступает как угроза (на случай правонарушения), она ни для кого не является диспозицией, ею она ста­новится при решении дела о конкретном правонарушении

69

Глава 3. Сущностные качества права

ные органы и должностных лиц (например, обязанность придавать юридическое значение только тем обстоятельствам, которые пре­дусмотрены правом, обязанность применить к правонарушителю ту меру принуждения, которая соответствует праву)1. Именно этим обусловлены чисто теоретические спорь: о том, кому (всем или толь­ко суду) адресованы нормы-запреты (см. выше). Такие же неясно­сти иногда возникают при толковании управомочивающих норм. Например, в одном из определений Конституционного Суда Росий-ской Федерации говорится, что ст. 4 Закона Российской Федера­ции "О государственных пенсиях в Российской Федерации", уста­навливающая право на пенсию для иностранных лиц и лиц без гражданства, проживающих в Российской Федерации, "адресова­на исключительно иностранным гражданам и лицам без граждан­ства, регламентирует их права в сфере пенсионного обеспечения"2. Столь же верно было бы суждение, что названная статья адресо­вана органам, управомоченным назначать пенсии.

Структура правовой нормы основывается на взаимосвязи, си­стемности правовых норм. Правовые нормы неразрывно связаны между собой, в определенных аспектах выступают как прави­ла, содержащие условия применения других норм, в иных аспек­тах — как санкции, применяемые в случае правонарушений. Сан­кция одной нормы становится диспозицией при нарушении охра­няемой нормы и применении мер принуждения к правонарушите­лю; гипотезы тоже в определенном аспекте становятся диспозици­ями, указывающими, каким именно обстоятельствам следует при­давать юридическое значение3.

Логическая структура правовой нормы имеет большое значе­ние для совершенствования практики применения норм права. Си­стемность права, неразрывная связь и согласованность правовых норм, "элементы" которых содержатся в разных источниках и в

1 См.- ВИЮН Ученые записки. Вып. 15. М, 1962 С. 19—21 и след.

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 18. Ст. 1907.

3 Так, с точки зрения пешеходов и водителей транспортных средствсоблюдение правил дорожного движения является обязанностью (диспо­зиция), а административные наказания за невыполнение обязанностей —санкцией, способом принуждения к соблюдению этих правил; с точки зре­ния государственных органов и должностных лиц, уполномоченных рас­сматривать дела об административных правонарушениях, та же самая нор­ма выступает в другом аспекте, гипотезой становится описание админис­тративного правонарушения, диспозицией — обязанность применить на­казание в установленных законом пределах и в соответствующей процес­суальной форме, способом же обеспечения этой обязанности (санкцией) яв­ляются отмена незаконного и необоснованного постановления по делу обадминистративном правонарушении, а также меры персональной ответ­ственности должностных лиц, виновных в бездействии либо в неправиль­ном применении закона. *

70 Сущность права. Проблемы теории и философии права

различных нормативных актах (или статьях, разделах закона), тре­буют при решении любого юридического дела тщательно изучить все те нормативно-правовые предписания1, которые связаны с при­меняемым правоположением. Громадным достоинством трехэле­ментной схемы как раз и является то, что эта схема побуждает практических работников к тщательному и всестороннему анали­зу нормативного материала во всем его объеме, к сопоставлению неразрывно связанных между собой статей нормативных актов, к выделению и сопоставлению "элементов", образующих одно пра-воположение, к определению условий применения правовой нор­мы, ее содержания, последствий ее нарушения.