Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Psikhologia.doc
Скачиваний:
440
Добавлен:
03.03.2016
Размер:
1.24 Mб
Скачать

3.2.2.11. Гипнотическое и постгипнотическое состояние

Гипноз - это психическое явление глубокого внушения. Необычное поведение загипнотизированного челове­ка, его почти полная подчиненность воле гипнотизера, исчез­новение болевой чувствительности, необычные всплески па­мяти, обнажение подсознательной сферы индивида - все это характерно для гипноза. Термин "гипноз" (от греч. hypnos - сон) введен в употреб­ление английским хирургом Дж. Бредом, который впервые стал изучать это явление. Он обнаружил большое сходство гипно­тического состояния с состоянием естественного сна.

Значительный вклад в понимание сущности гипноза внес В. М. Бехтерев. Но наиболее широкому исследованию это яв­ление подверглось в школе И. П. Павлова, который считал, что естественный сон - это распространение охра­нительного торможения на всю кору и структуры среднего мозга. Гипноз же, по Павлову, это частичный сон, сон, не охватив­ший те мозговые структуры, которые затормаживаются в ес­тественном сне, "сон с открытыми глазами".

Основываясь на Павловской концепции гипноза, отечествен­ный гипнолог К. И. Платонов (1871—1969) глубоко исследовал феномен гипноза, выявив особую специфическую психическую силу человеческого слова, как физиологического и ле­чебного фактора. В настоящее время иссле­дование гипноза продолжается рядом авторов (В. Е. Рожнов, М. С. Лебединский и др.). Разносторонне изучив функциональные воз­можности гипноза, исследователи еще не могут дать ответа на вопрос о его сущности. Очевидно одно: гипноз - это механизм особой подверженности человека внушающей силе слова при определенных условиях. На протяжении всего антропогенеза слово как средство социального воздействия приобрело доминирующее значение в ряду всех прочих воз­действий.

Воздействие слова на очаг оптимального возбуждения в условиях торможения значительной части коры мозга делает его ведущим, единственным стимулом поведения загипнотизи­рованного человека.

Лица высоковозбудимые не поддаются гипнозу. Внушаемость человека повышается в условиях утомления, психической ослабленности, при чрезвычайных воздействиях. В этих условиях сильные воздействия среды подвергаются ох­ранительному торможению, а словесные воздействия, даже слабые, обретают могущественную силу. Охваченный горем, страхом, испугом человек обращается по великому человечес­кому инстинкту к другому человеку и начинает находиться под сильным его воздействием, непроизвольно "выключает" свою волевую регуляцию. Гипноз связан с подсознательным принятием лидерства другого человека. Это не означает, что лица, поддающиеся гипнозу, являются слабовольными людьми. Даже сильная воля при гипнозе блокируется. Срабатывает тысячеле­тиями укоренявшаяся в человеческом обществе привычка "сле­дования за лидером". Срабатывает при этом и биологически сформированный приспособительный механизм не угасания "сто­рожевого пункта" даже в состоянии глубокого сна. (Как извес­тно, мать и в глубоком сне реагирует на самый слабый зов ребенка.)

Если гипноз - это частичный сон, то сон - это частич­ный гипноз; в состоянии сна, как полагают исследователи, пе­рестраиваются, интегрируются дневные впечатления, укреп­ляется долговременное запоминание. Отсюда возможность воз­действовать на психику индивида и в состоянии гипноза (воз­растающие возможности обучения и психотерапии в гипнозе), и в состоянии сна.

При исследовании гипноза был обнаружен эффект постгипнотического поведенческого программирования: данный в гипнотическом состоянии приказ неукоснительно выполняется при выходе индивида из состояния гипноза.

Это явление стали использовать для модификации пове­дения личности, для того, чтобы навязывать личности опреде­ленные программы поведения извне.

В марте 1967 года в столице Филиппин Маниле был арес­тован американец Луис Кастильо, обвиненный в подготовке заговора с целью убийства тогдашнего президента Филиппин Маркоса.

Во время допроса Кастильо дали с его согласия так назы­ваемую сыворотку правды — химическое вещество, нейтра­лизующее волю индивида, и провели с ним гипнотические се­ансы. Во время одного из таких сеансов Кастильо признался в совершенном четыре года назад убийстве. На вопрос о мотивах убийства он ответил, что был запрограммирован соответству­ющими службами США убить человека определенной внешно­сти, который должен был проехать в открытой машине. Касти­льо не знал имени этого человека, но все его приметы совпадали с внешностью президента США Джона Кеннеди. Со­впадали и другие детали далласской трагедии ноября 1963 года. После этого признания Кастильо попросил политического убе­жища. Гипнотические сеансы продолжались. Выяснилось, что сознание и поведение Кастильо полностью контролируются некой мадам Крепе, которая в свое время воздействовала на Кастильо - модифицировала его поведение. Выяснилось так­же, что при определенных сигнальных воздействиях поведе­ние Кастильо может приобретать четыре различные модифи­кации. В соответствии с каждой из этих модификаций сознание и поведение Кастильо, вся его личностная структура неузна­ваемо преобразовывались.

В состоянии "зомби-1" Кастильо был искренне уверен, что он - Антонио Елориага (как и значилось в его паспорте). В состоянии "зомби-2" он впадал в психический образ активно­го, волевого агента ЦРУ. В состоянии "зомби-3" - ощущал себя провалившимся агентом, стремящимся к самоубийству. В состоянии "зомби-4" Кастильо признался, что его имя Ма­нуэль Рамирос, что ему 29 лет и он является уроженцем Нью-Йорка, что он проходил специальную подготовку в оператив­ной группе ЦРУ и с ним работала, в частности, мадам Крепе. Пребывание Рамироса в каждом модифицированном состоя­нии сопровождалось характерными психосоматическими из­менениями.

Обследовавшие Рамироса психиатры пришли к заключе­нию: феномен "зомби" - сомнамбулическое поведение, кото­рое проявляется в виде определенной реакции на серию слов, фраз, очевидно, неизвестных человеку в его нормальном со­стоянии'.

В состоянии "зомби" человек может вставать с постели во время сна, передвигаться, нажимать на курок пистолета. Он бе­зучастно озирается, может упасть без видимых признаков боле­вых ощущений.

Известны случаи, когда целые отряды зомбированных убийц систематически выполняли смертельные задания своих хозяев, которые владели секретом зомбирования - гипноти­ческого внушения лицам, находящимся в наркотическом со­стоянии. Причем, как было показано выше, зомбированные люди могут быть запрограммированы на несколько вариантов (модификаций) поведения. Методы модификации поведения используются спецслужбами для зомбирования разведчиков, наемных убийц, курьеров и др.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]