Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Психология межличностных отношений / литература / Лабунская В.А. - Экспрессия человека

.pdf
Скачиваний:
351
Добавлен:
24.03.2016
Размер:
3.78 Mб
Скачать

напряжения своих мышц, всей пластики своих поз, экспрессии своего лица, экспрессии его отношений к другому, в то время как партнер по взаимодействию может отражать невербальное поведение с помощью оптической, тактильно-кинестетической, акустической, ольфакторной систем, взаимодействие между которыми способствует возникновению многозначных связей между невербальным поведением и психологическими характеристиками личности. Взаимосвязь между различными структурами невербального поведения и системами отражения представлена на рис. 1.

Высокие диагностические возможности невербального поведения, его постоянная представленность другому («осязаемое данное») привели к развитию противоположной назначению невербального поведения функции — функции маскировки действительных переживаний и отношений человека, к развитию на ее основе способностей к управлению невербальным поведением, формирование которых поощряется во всех социальных группах и сообществах. Без таких «невербальных защит» трудно представить процесс социализации и вхождения личности в культуру. Социокультурная разработка «невербальных защит», «невербальных масок» осуществляется, как правило, в направлении отбора совокупности движений, делающих поведение человека социально-приемлемым, успешным, привлекательным (см. например, современные руководства по практическому взаимодействию). В психологии невербального поведения представлены работы, в которых отмечается, что оно может управлять социальной жизнью человека, входя в качестве индивидуальной составляющей в структуру его поведения. Благодаря социальной функции, невербальное поведение влияет на формирование аффективных реакций человека, на развитие у него умения нейтрализовать социально-неприемлемые способы

взаимодействия. С помощью невербального поведения человек нейтрализует нежелательные состояния, отношения (например, агрессию) и предъявляет социальножелательные экспрессивные «маски». Такое невербальное поведение выполняет дополнительную функцию — оно управляют коммуникацией без существенной эмоциональной нагрузки партнеров по общению.

Далеко не случайно возведена в идеал система воспитания манер «gentleman»: статусообразная неподвижность туловища, масковидность лица, ограниченность жестикуляции. Эта манера держаться как бы специально создана для того, чтобы в общении партнеры смогли скрыть свои истинные чувства, отношения друг к другу, ко всей ситуации взаимодействия. Описание различных невербальных «масок» можно найти в книгах по культуре поведения, в «наставлениях» по актерскому мастерству, в трактатах о живописи. Наиболее типичные невербальные «маски» используются человеком для того, чтобы создать нравственно-этический образ для другого человека. Всем известно, что скромный человек «должен» иметь склоненную голову и опущенные глаза.

Формирование невербального поведения личности, ее невербального репертуара осуществляется на стыке природных форм выражения переживаний, отношений и социокультурных способов поведения, взаимодействие между которыми опосредовано обстоятельствами жизнедеятельности субъекта, центральное место среди которых занимает общение. Иными словами, «...вовлечение живого движения, действия, деятельности, поступка в сферу анализа духовного организма представляет собой учет в этом организме и человеческой телесности, выступающей в своих облагороженных духом культурных, а не только в природных формах» (54. С. 144). Определенные «экспрессивные защиты» или «экспрессивные маски»

вводятся в структуру невербального поведения как бы под влиянием внешних условий, несмотря на это они неотделимы от личности и выполняют свои самые разнообразные функции потому, что, как и все невербальное поведение, они являются формой существования и проявления разноуровневых компонентов личности. Индивидуальные «невербальные» привычки, невербальные поведенческие штампы, невербальное «косноязычие», выражающие конкретные черты конкретной личности, входят в структуру ее невербального поведения, раскрывая индивидуальность человека. Например, у одного есть скверная привычка в задумчивости почесывать затылок, у другого — тереть нос, у третьего — кривить губы или поособенному прищурить глаза и т. д.

Итак, невербальное поведение неотделимо от личности. В нем не просто выражаются какие-то ее психические состояния, особенности темперамента или отношения к другому, а представлены психологические особенности, присущие конкретной личности. Поэтому невербальное поведение индивидуально и неповторимо настолько, насколько индивидуальна и неповторима личность во всех своих переживаниях. Именно поэтому появляются трудности, связанные с его интерпретацией и точностью понимания в общении.

Невербальное поведение, в отличие от невербальных коммуникаций, — это не просто средство информации, средство, улучшающее ориентировку одного человека в другом, не просто внешнее сопровождение психических явлений. Если и можно говорить о невербальном поведении как инструменте познания внутреннего мира человека, то только потому, что оно и есть часть этого мира, форма его существования. Невербальное поведение — это не маска, которую можно снять или надеть, это сама личность во всех ее проявлениях.

Совокупность вышеперечисленных характеристик придает особый статус невербальному поведению, которое является важной частью поведенческой модели личности и отделяет его от невербальных коммуникаций. Невербальное поведение, если и сообщает «нечто» о человеке, то именно то, что всегда сопряжено с психологическими и социальнопсихологическими свойствами человека и особенностями взаимодействия его с другими людьми. О целостности, многокомпонентности невербального поведения, о его соответствии различным аспектам структуры личности, ее внутренним характеристикам свидетельствуют те функции, которые невербальное поведение выполняет в общении. Анализ имеющихся по данному вопросу исследований показывает, что каждая структура и подструктура невербального поведения выполняет информационную (диагностическую), регулятивную, аффективную функции. В этом плане нет приоритета у тех или иных структур или подструктур невербального поведения. Они полифункциональны и выступают регулятором всех типов взаимодействия.

Итак, культурно-историческая, деятельностная, интерперсональная природа психологических и социальнопсихологических явлений находит выражение в программах невербального поведения личности. Оно представляет социально и биологически обусловленный способ организации невербальных средств выражения личностной структуры. По отношению к невербальному поведению не применимы принципы анализа вербальных знаков, так как оно представляет собой целостность, состоящую из компонентов, отличающихся степенью интенциональности, направленности, осознанности. Наряду с устойчиво повторяющимися движениями в него входят те элементы, которые соответствуют динамическим состояниям личности. Они, в свою очередь, накладываются на

индивидуально-личностные и групповые программы невербального поведения. В силу этих обстоятельств невербальное поведение не является системой кодов, с жестко закрепленными значениями. Невербальное поведение имеет поле психологических значений. Основное свойство невербального поведения личности — это движение, это постоянное изменение совокупности невербальных средств выражения вслед за изменениями личности. («Покой — молчание тела», — сказал О. Бальзак). Данная совокупность невербальных средств выражения личности состоит из элементов, имеющих различную динамику изменений и отличающихся степенью прилагаемых для этих целей усилий. В структуру невербального поведения человека входят компоненты, обладающие высокой степенью изменчивости (динамические), и средней, низкой степенью изменчивости. К последним относят индивидно-конституциональные составляющие экспрессии, к компонентам, обладающим средней степенью изменчивости, причисляют прическу, одежду, окружающую среду и т. д.

Ядро невербального поведения составляют самые разнообразные движения (жесты, экспрессия лица, взгляд, позы, интонационно-ритмические характеристики голоса, прикосновения), которые сопряжены с изменяющимися психическими состояниями человека, его отношениями к партнеру, с ситуацией взаимодействия и общения и которые принято рассматривать в качестве экспрессивного компонента или выразительного поведения.

Развитие невербального поведения человека сопряжено с различными аспектами его жизнедеятельности и, отражая их, оно (поведение) свидетельствует о сложности структурной организации человека. Поведение человека, так же, как и сам человек, представляет собой достаточно сложное системное образование, которое может

рассматриваться в различных аспектах. Невербальное поведение, являясь составной частью целостного поведения личности, несет на себе его основные характеристики. Оно также является одной из форм объективизации внутреннего мира человека, одним из путей его познания. Как и все поведение, оно представляет культурно-исторический, интерперсональный феномен, неразложимое единство неинтенциональных, неконвенци-альных, неосознаваемых движений с осознаваемыми, направленными, имеющими четкие семантические границы. Само невербальное поведение является многокомпонентным, многоуровневым образованием, включающим кинесическую, такесическую, просодическую структуры и систему запахов, обладающим всеми вышеперечисленными характеристиками (см. рис. 1). Невербальное поведение — феномен, основные характеристики которого становятся очевидными в результате его рассмотрения на пересечении психологии общения и психологии личности, индивидуальности. Невербальное поведение есть одновременно предметная область психологии невербального общения и психологии личности, в которой оно может быть использовано в качестве модели изучения динамических и устойчивых характеристик личности и индивидуальности человека.

1.3. Понятие о невербальной интеракции

На протяжении всей своей истории человечество занимается усовершенствованием способов взаимодействия, разрабатывает его правила и средства. В современной прикладной психологии развиваются именно те направления, которые разрабатывают технологии эффективного взаимодействия. Не отстает в этом плане и психология невербального общения. Например, одна из последних монографий так и называется «Успешное невербальное общение: принципы и рекомендации» (241). Значительное место в ней отводится последовательному

рассмотрению элементов различных структур невербального поведения, пространственно-временным компонентам общения. Но самое интересное — это то, что на базе экспериментальных работ предлагаются условия управления своим невербальным поведением и соответственно управление невербальными интеракциями в процессе интервью, в ситуации поло-ролевых отношений, межкультурного взаимодействия, в условиях различной деятельности. Главы и параграфы данной книги отражают традиции, сложившиеся на протяжении последних пятидесяти лет в американской психологии невербального общения. Подходы к исследованию невербальных интеракций складывались в результате соединения усилий психологов, психиатров, психотерапевтов, работающих в рамках различных направлений и школ. Но объединяет их усилия практическая направленность в изучении невербальных интеракций, которая представлена в традиции ситуативного анализа невербальных интеракций, в традиции рассмотрения их в связи с определенными этапами общения (вступление в контакт, приветствие, консультирование, беседа, выход из общения, переговоры и т. д.).

К сожалению, изучение невербальной интеракции еще в большей степени осталось за пределами внимания отечественной психологии общения, чем изучение отдельных элементов и подструктур невербального поведения человека, несмотря на то, что с активизацией политической, социальной жизни общества увеличивается спрос на «публичные» жанры общения, соответственно, повышается интерес к различным формам взаимодействия, в том числе и невербальным. Невнимание социальных психологов к невербальной интеракции также трудно объяснить, так как в ней по-прежнему одной из главных предметных областей остается изучение малой группы, диады, общения. Но дело не только в этом, драйв том, что

для многих видов деятельности являются ведущими коллективные формы взаимодействия. Следовательно, для их участников объектом психологического анализа становится не только индивидуальное невербальное поведение, но и невербальное поведение группы и диады, т. е. невербальные интеракции, как единицы взаимодействия в процессе общения и совместной деятельности.

Исходя из конкретных исследований невербальной интеракции, выполненных на Западе, напрашивается вывод о том, что в их исследовании заинтересованы как политические круги (например, изучение невербальных интеракций как условий ведения переговоров, исследования невербального поведения как показателя лжи, обмана в ситуации принятия решения и т. д.), так и такие институты, как система воспитания, образования, менеджмента, рекламы и т. д. Различные группы нацелены на создание программ, пропагандирующих определенные паттерны взаимодействия, в том числе и невербального, которые соответствуют образу жизнедеятельности этих групп, социальных страт (достаточно напомнить читателям знаменитый телесериал «Санта-Барбара», который на протяжении нескольких лет осуществляет функцию проводника способов вербального и невербального взаимодействия в общении, принятых в американском обществе).

Невербальные паттерны взаимодействия — это относительно устойчивые, взаимообусловленные совокупности элементов невербального поведения и проксемики общения, отличающие один вид взаимодействия от другого. Они выполняют не только социальные функции регуляции, идентификации, стратификации, адаптации, но и социально-психологическую функцию демонстрации отношения к другому, к самому себе, принятия себя и ожидания определенного поведения от других.

Набор паттернов невербального взаимодействия субъектов общения (возможность или невозможность включения в паттерны определенных выражений лица, жестов, поз, прикосновений) указывает на их социокультурную принадлежность, статусно-ролевой репертуар, индивидноличностные особенности. Невербальные интеракции являются, прежде всего, индикаторами половозрастных и статусно-ролевых отношений. Социокультурная разработка паттернов невербального взаимодействия осуществляется в направлении отбора совокупности движений, делающих поведение человека социально-приемлемым, успешным, привлекательным.

Особое влияние на осмысление специфики феномена «невербальная интеракция» оказало несколько направлений психологии невербального общения. Одно из них — это интерактивное направление психологии невербального общения, в котором ставится задача описать устойчивые характеристики паттернов невербального поведения в социальной коммуникации. Из работ этого направления следует, что паттерны невербального общения включают комплекс направленных к партнеру или от него действий, визуальный контакт или его отсутствие, взаимные прикосновения или полное пространственное отчуждение. Следующий подход — это сравнительное изучение невербального поведения представителей различных культур и этнических групп. Результаты работ данного направления свидетельствуют о том, что необходимо отказаться от наивного представления об универсальности невербальных компонентов выражения эмоций, чувств, отношений и относиться к невербальным паттернам как к образованиям динамичным, подверженным влияниям социокультурных переменных. Подтверждают такие выводы данные о существовании так называемых «родных» и «иностранных» кинем в структуре невербальной

интеракции. Мимико-жестовые комплексы или кинесикопроксемические паттерны, не соответствующие «родным» паттернам невербального поведения, воспринимаются, в лучшем случае, в качестве фона, своеобразного «шума», в худшем варианте, как неадекватные, неприемлемые, недостойные, вульгарные формы поведения.

К первым фундаментальным экспериментальным исследованиям, фиксирующим влияние культурных различий на формирование паттернов невербальной интеракции, относят сравнительные исследования Д. Эфрона. Не меньшее значение для понимания социокультурной, социально-психологической специфики невербальной интеракции имели исследования Е. Холла (234). Еще одна традиция исследования невербальной интеракции сформировалась на основе исследований Р. Бердвистелла (214), создавшего новые способы фиксации невербальных коммуникаций и обратившегося к анализу невербальных интеракций, появляющихся на различных этапах общения.

Особое значение в формировании взглядов на структуру невербальной интеракции сыграли исследования экспрессии эмоциональных состояний (227), так как их главным результатом стало то, что все элементы, образующие паттерн, можно разделить на те элементы, которые универсальны, и те, которые зависят от культуры, от личностных, индивидуальных особенностей участников взаимодействия. Следовательно, невербальные интеракции, как и невербальное поведение, можно расположить на шкале, одна точка которой — это межкультурные, межэтнические, межгрупповые формы невербальной интеракции, а противоположная точка — это культурно- и этноспецифические, соответствующие той или иной группе, людям определенного возраста, статуса и т. д.

Основной критерий, который используется исследователями