Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
гришин.docx
Скачиваний:
125
Добавлен:
29.03.2016
Размер:
227.22 Кб
Скачать

Билет №17. Инга

  1. Основные задачи управления мотивацией в политических кампаниях

1 Вопрос 17 и 18 билета взаимосвязаны, поэтому они представлены вместе

Управление в политико-технологическом управлении – это процесс направленного, контролируемого, организованного воздействия на мотивационную сферу людей, рассматриваемых в качестве объекта управления, с целью побудить их к действиям, отвечающим целям субъекта управления.

Основные мишени: установки, стереотипы, убеждения, ценностные ориентации ,восприятие, категоризация, атрибуция, запоминание, переживание.

Первой задачей управления мотивацией является формирование в сознании людей устойчивых аффективно-когнитивных структур, т.е. ценностных ориентаций, оценок, убеждений, стереотипов, установок.

Например, свобода как ценностная ориентация – это знание об определенном социальном состоянии, обозначаемом словом «свобода», и позитивные эмоции, возникающие при актуализации в памяти человека образа этого социального состояния.

Направленное формирование в сознании людей ценностных ориентаций имеет огромное значение. Во-первых, эти структуры сознания оказывают непосредственное воздействие на интерпретацию индивидом вновь поступающей информации.

Например, если в сознании людей внести либеральные ценности, то они будут оценивать действия политических лидеров через призму соответствия этих действий ценностям свободы, правового государства, идеологического плюрализма и т.д. В этом случае можно с высокой долей вероятности предположить, что они вряд ли поддержат в ходе избирательной кампании кандидата, выступающего под коммунистическими или национал-шовинистическими лозунгами.

Во-вторых, эти структуры сами по себе являются потенциальными мотивами. Например, стереотип «все предприниматели – жулики» потенциально делает невозможной победу предпринимателя на выборах в том избирательном округе, где этот стереотип сформировался у большинства избирателей. Причем мотивирующая сила стереотипов, установок далеко не всегда осознается самими людьми, склонными подчас объяснять свои поступки какими-то иными, социально-приемлемыми причинами. Так, установка негативного отношения к людям определенной национальности, сыгравшая решающую роль в электоральном выборе человека, может до конца не осознаваться им, а сам свой выбор он скорее всего будет объяснять другими причинами.

Вторая задача - воздействие на процесс индивидуальной интерпретации ситуации.

Известно,что индивид действует, исходя из складывающихся у него в данный момент представлений об ожиданиях других людей, о собственных интересах, желаниях, стремится минимизировать угрозу своему Я.

Именно ситуация, субъективно интерпретируемая, оказывает решающее воздействие на поведение человека.

Смысл второго направления управления мотивацией и заключается в том, чтобы направить индивидуальные психические процессы осмысления ситуации в такое русло, чтобы для человека очевидным, необходимым стал тот вид политического действия, который желателен субъекту управления.

В скоротечных политических кампаниях (например, избирательных) такой вид управления мотивацией нередко становится основным.

Причина этого:

  1. отсутствие времени на кропотливую работу, связанную с формированием устойчивых политических установок,

  2. Необходимость вовлечь в политико-технологический процесс как можно большее число людей, в том числе тех, кто считает себя далеким от политики. Политические установки, даже если они у него сформировались, обычно вытеснены на периферию сознания личности, что делает их восприимчивыми к влиянию.

Чтобы вовлечь людей, потенциально готовых к участию в политических акциях необходимо сделать так, чтобы индивидам казалось, что включение в политическую акцию отвечает их интересам. Иными словами, речь идет о том, чтобы подтолкнуть человека, придерживающегося определенных идеологических взглядов, к действиям в защиту этих взглядов, человека, симпатизирующего какому-либо политическому лидеру, – голосовать за него на выборах и т.д.

Задача актуализации мотива, способного подтолкнуть человека к действиям, в которых заинтересован субъект управления, может решаться не только путем обращения к ранее сложившимся в мотивационной сфере политических установок.

В основе некоторых политических действий могут лежать совершенно иные причины. Например, человек может принять участие в политическом митинге, потому что ему хотелось провести время в компании своих друзей или человек может проголосовать за какого-то кандидата не в силу политических убеждений, а потому что за него голосует его близкий друг или потому что он боится утратить что-то важное в своей повседневной жизни

Этих людей можно подтолкнуть к участию в политической акции, актуализировав мотив, который не является в строгом смысле политической установкой.

Субъект политико-технологического управления должен уметь пользоваться такой возможностью вовлечения людей в предполагаемые политические акции.

Данный способ вовлечения людей в политические акции имеет свои ограничения. Таким образом можно побудить обычно к единовременному участию. Однако в некоторых случаях от объекта управления требуется участие именно в единичных акциях, например, в митинге, чтобы подчеркнуть его массовый характер.

Вместе с тем, спонтанное включение в политические действия может стать началом формирования необходимых субъекту управления политических установок. Вот почему данный способ воздействия на мотивацию широко применяется в политико-управленческом процессе.

Эффективность воздействия на индивидуальную интерпретацию ситуации зависит от знания субъектом точек приложения управленческих усилий. Воздействуя на эти «болевые точки» индивидуальных ментальных процессов, можно влить на процесс формирования нужных субъекту управления мотивов.

1. Порог внимания. Информация, в распространении которой заинтересован субъект управления должна быть яркой «выпуклой», отвечающей ожиданиям людей. И наоборот: если есть информация, которая может нанести вред политической организации. Лидеру, то следует нейтрализовать интерес к ней со стороны объекта управления.

2. Процессы категоризации. Субъект управления должен в приемлемой форме «подсказать» массам нужную категорию, навесить свой «ярлычок», чтобы направить осуществляемую индивидом категоризацию в нужное субъекту управления русло.

3. Процессы атрибуции. Нельзя пускать процессы объяснения индивидами причин событий, действий политических лидеров на самотек. Необходимо своевременно и в понятной форме предлагать, распространять свои версии событий, способные повлиять на отношение масс к политическим целям субъекта управления.

4. Эмоциональные процессы. Эмоциональное возбуждение может активизировать внимание, категоризацию и атрибуцию, а может и тормозить их проявление

5. Память. Для решения большинства политических задач необходимо закрепление в памяти людей созданных субъектом управления образов, т.е. перевод ментальных конструктов из оперативной в долговременную память. Для этого необходимо их ненавязчивое повторение.

Необходим комплексный подход к управлению мотивацией т.е. любое действие субъекта управления должно стать одновременным ударом по нескольким «болевым точкам».

Например, рекламный плакат должен быть одновременно ярким, выделяющимся, необычным (преодоление порога внимания), передавать смысл послания (подсказка категории), быть исполненным в такой цветовой гамме, чтобы вызвать соответствующие смыслу послания чувства (эмоциональное подкрепление). Требование комплексности относится и ко всем другим управленческим действиям субъекта (организация теледебатов, общение с избирателями, публикации в прессе и т.д.).

Дальше данная тема продолжается сравнением манипуляции и мотивации и теми их возможностями, которые можно использовать. 19 билет,1 вопрос.

  1. Политическая кампания и процессы структуризации

Обычно подчеркиваются два аспекта понятия «социальная структура»:

1)этим термином обозначается сеть упорядоченных и взаимно обусловленных связей между элементами социальной системы (структура общества, структура организации и т.п.)

2)во-вторых — относительно стабильные социальные позиции, требующие соответствующих относительно устойчивых моделей поведения (статусы и роли).

Социальные структуры либо возникают в результате появления привычки к повторяющимся взаимодействиям, либо создаются рационально, путем направленного формирования определенных норм, обычно первоначально поддерживаемых силой.

Создание новых структур возможно не только «снизу», т.е. через привычку к складывающимся взаимодействиям и их последующую формализацию, но и «сверху», когда параметры новой структуры задаются в виде законов, указов, принимаемых политической элитой.

Структуры позволяют выстраивать линию поведения среди незнакомых людей, расшифровывать их действия и даже намерения.

Есть три социальных процесса, которые делают человека чувствительным по отношению к социальным структурам, позволяют ему различать их и реализовывать в своих действиях: социализация, социальный контроль и легитимация.

Субъект политического управления не может изменить объективно развивающиеся в обществе процессы структуризации, но, зная их особенности и последствия, он может использовать их в своих интересах. Например , если мы знаем о том, что волнует учителей в целом, то мы можем в определенной мере предсказать реакцию каждого отдельного учителя на те лозунги, программные заявления, которые субъект политического управления может выдвинуть с учетом интересов учителей как группы.

Политическая кампания всегда разворачивается в структурированном социальном пространстве. Также благодаря усилиям субъекта политическая кампания сама может обретать внутренне упорядоченный, структурированный характер, когда вовлекаемых в нее людей начинают объединять взаимные ожидания, взаимосвязанные модели поведения.

Существуют модели статусно-ролевых взаимодействий, которые политические менеджеры используют для структурирования политической кампании:

1)модели политического лидерства (отношение «лидер — последователи»),

2)модели политического сотрудничества (отношение «союзник — союзник» или «партнер — партнер», как вариант: «старший партнер — младший партнер»),

3)модели политического конфликта (отношение «друг — враг»),

4)модели политической конкуренции (отношение «противник — сторонник»).

Например, кампания по выборам президентом России В. Путина выстраивалась в логике формирования у россиян представлений об обладании этим политиком исключительных лидерских качеств, необходимых для вывода страны из затяжного кризиса, т.е. в логике отношения «лидер — последователи».

Для повышения результативности политической кампании субъект стремится к тому, чтобы вовлечь потенциальных участников политической кампании в процесс структурирования своих отношений.

В зависимости от цели политической кампании субъект управления может воспользоваться такими моделями отношений, имеющих глубокие корни в культуре народа, как «лидер — последователи», «союзник — союзник», «друг — враг» и др. Выбранная структурная модель закладывает алгоритм взаимодействия, определяет его рамки, указывает на характер взаимных ожиданий.

В наиболее распространенных политических кампаниях — избирательных и имиджевых — используется обычно модель «лидер — последователи». Однако следует учитывать, что на политической арене всегда присутствует множество кандидатов в «лидеры». Необходимо уметь показать, чем ваш лидер отличается от множества других, чтобы население смогло его заметить.

Процедура представления своего «лидера» как человека, обладающего специфическими чертами и качествами, называется позиционированием. Позиционирование политика как определенного типажа как бы очерчивает круг ожиданий, которые может население связывать с ним.

После выбора структурной модели , например, типажа лидера ,субъекту управления начинается работа по активизации процесса, который в социологии обозначается как «принятие роли другого».

Содержание этого процесса заключается в побуждении масс к тому, чтобы они приняли предлагаемый образ лидера, чтобы их оценки, поведение стали адекватны этому образу.

При этом наиболее сложная часть работы — это работа с населением, которое далеко не всегда испытывает желание принять на себя еще одну форму «структурного давления». Кроме убеждающей коммуникации для решения этой задачи используются и другие специфические приемы, в том числе вовлечение во взаимодействие, участие в массовых мероприятиях и т.д.