Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

системные механизмы

.pdf
Скачиваний:
108
Добавлен:
01.11.2017
Размер:
5.66 Mб
Скачать

можно предположить, что она отражает базовые механизмы311 управления (организации) электрогенеза.

Изменения синхронизации амплитуд эпилептической активности, выявляемые с помощью расчетов коэффициента двумерной корреляции, возможно отражает уровень корковоталамических резонансных взаимодействий, являющийся нейрофизиологическим механизмом увеличенной конвульсивной готовности. (Medvedev A.V., Kuznetsova G.D.,

1986). Уменьшение статистически значимых коэффициентов корреляции, определяемых между амплитудами судорожных потенциалов, возможно, свидетельствует об усилении механизмов ингибиции судорожной активности и формировании дестабилизации эпилептического комплекса.

Увеличение связей-отношений, возможно, свидетельствует об усилении механизмов управления в эпилептическом комплексе, инициируемых ретикулярной формацией, направленное на поддержание судорожной активности.

Возможно, этим то и объясняется обратная направленность динамик эволюции количества статистически значимых коэффициенотов корреляции и связей-отношений.

После исчезновения судорожной активности в левом полушарии определялись увеличенными амплитуды альфа, тета и дельта ритмов, а в правом полушарии увеличенными определялись амплитуды бета-2, бета-1, альфа и тета ритмов ЭКоГ по сравнению с исходным уровнем, периодом до введения БПа.

Увеличение амплитуд ритмов после окончания судорожного приступа, возможно, отражает остаточные механизмы нарушений нервной обратной связи, обеспечивающих патологическую синхронизации (гиперсинхронизацию) эпилептической нейронной популяции, достаточную для активации запускающего спайкмеханизма и последующих приступов (Barth D.S., Baumgartner C., Di S., 1990).

Усиление синхронизация в ЭКоГ после окончания приступа, возможно, в како-то мере отражает процесс уменьшения катехоламинов (Pavlasek J., Mares P., Haburcak M., Masanova C., 1994).

До введения БПа амплитуды бета-2, бета-1, альфа и312 тета ритмов были латерализованы в левое полушарие, а дельта ритма в правое. После введения БПа произошло изменение инвертирования латерализации амплитуд ритмов - амплитуды бета-2, бета-1, альфа и тета ритмов были латерализованы в правое полушарие, а дельта ритма в левое. Полученные изменения латерализации, возможно, отражают увеличение уровня активности ретикулярной формации, в связи с подавлением активности мозжечка.

После введение пенициллина латерализация индексов длительности ритмов ЭКоГ уменьшилась по модулю (абсолютному значению).

При формировании ЭпА при сочетанном введении БП и ПФв возникновение судорожных потенциалов в различных регионах коры головного мозга носило как синхронный так асинхронный характер. При формировании иктальной судорожной активности высокочастотные судорожные потенциалы регистрировались в левом полушарии и фронтальной коре, но не в правом полушарии и затылочной коре.

Наибольшее значение амплитуд судорожных потенциалов регистрировалос к 200 минуте эволюции ЭпА. Наибольшее значение амплитуд судорожных потенциалов регистрировалось во фронтальной коре, а наименьшее – в левом полушарии.

Динамика частоты генерации судорожных потенциалов характеризовалась двумя пиками – к 40 и 200 минутам после введения БП и ПФв. К 40 минуте наблюдения после введения БП и ПФв наибольшая частота генерации судорожной активности определялась в правом полушарии, а наименьшая частота в левом полушарии. Второй пик увеличения частоты генерации судорожной активности определялся к 200 минуте после введения БП и ПФ. В этот период эволюции наибольшая частота генерации судорожной активности, также определялась в правом полушарии, а наименьшая частота в левом полушарии.

Среднее время существования судорожного комплекса при сочетанном применении БП и ПФв было в 1,48±0,14 раза меньше, чем при внутрибрюшинном введении БП без применения ПФв.

Эволюция частоты и амплитуды судорожной313 активности в эпилептическом комплексе при сочетанном порименени БП и ПФ описывались уравнением вида y=a+bx+cx2lnx+dx2.5+ex3.

При моделировании с помощью данного уравнения эволюции эпилептического комплекса вне периода наблюдения – 240-250 минут былы получены теоретические отрицательные значения величин амплитуды и частоты судорожной активности:

Полученные результаты могут свидетельствовать, о том, что применение ПФв препятствует формированию судорожной активности в отдаленные сроки наблюдения после введения БП.

После введения БП и ПФв как количество регрессионных связей-отношений, так и количество двумерных коэффициентов корреляции отличалось стабильностью.

После исчезновения судорожной активности в эпилептическом комплексе после сочетанного применения БП и ПФв отмечалось уменьшение амплитуд бета-2, бета-1, альфа и тета ритмов ЭКоГ левого полушария и уменьшение амлитуды бета-2 ритма ЭКоГ правого полушария. Следует подчеркнуть, что при изолированном применении БП амплитуды ритмов ЭКоГ после исчезновения судорожной активности, напротив, увеличивались.

Формирование пенициллиновой эпилепсии спосособствует уменьшению катехоламинов (Pavlasek J, Mares P, Haburcak M, Masanova C 1994) и, как следствие этого, усилению механизмов синхронизации в коре головного мозга.

Показана способность ресвератрола ингибировать обратный захват норадреналин и 5-HT в синаптосомах мозга крысы (Yanez M., Fraiz N., Cano E, Orallo F. 2006а; Yanez M., Fraiz N., Cano E., Orallo F., 2006b).

Можно предположить, что применение ПФв в условиях формирования пенициллиновой эпилепсии препятствует истощению норадреналина, препятствуя тем самым усилению синхронизирующих механизмов. Нельзя также исключить, что протективное влияние на катехоламинэргическаую медиацию ПФв способствует

сохранности нейрональных механизмов обратной связи,314 препятствующих формированию патологической синхронизации (гиперсинхронизации) эпилептической нейронной популяции (Barth DS/, Baumgartner C., Di S., 1990).

После сочетанного применения БП и ПФв существенно возросла латерализация амлитуд и индексов длительности ритмов ЭКоГ в правое полушарие.

Проблема ФМПА судорожной активности разработана недостаточно. ФМПА судорожной активности биологической модели многоочаговой корковой эпилепсии характеризовалась цикличностью - в период цикла отрицательность ФМПА сменялась положительностью и затем вновь определялась отрицательность. В течение эволюции биологической модели отмечено два цикла продолжительностью 100 и 120 минут. В течение эволюции биологической модели при применении ПФв отмечено три цикла по 80 минут.

Учитывая, что вклад гиппокампальной спайки, каллозум и передней комиссуры относительно незначителен для межполушарного распространения эпилептической активности (Gotman J., 1987; Lieb J.P., Hoque K., Skomer C.E., Song X.W., 1987), можно высказать предположение, что выявленная нами цикличность в изменениях ФМПА судорожной активности обусловлена цикличностью возбудимости стволовой ретикулярной формации.

После сочетанного применения БП и ПФ существенно возросла латерализация амлитуд и индексов длительности ритмов ЭКоГ в правое полушарие. Это может свидетельствовать о возрастании активности ретикулярной формации в постприступном периоде по сравненимю с периодом до приступа.

Вцелом проведенные опыты свидетельствуют о том, что патофизиологические механизмы разработанной нами биологической модели эпилепсии обладают рядом элементов подобия с известными патофизиологическими свойствами эпилепсии, как болезни.

Вцелом проведенные опыты свидетельствуют о наличии у ПФв противосудорожного эффекта, выявленного, как на модели первично-генерализованной эпилепсии сформированной бемегридом, так и на модели корковой

эпилепсии сформированной внутрибрюшинным введением315 БП.

Вызывает интерес, тот факт, что как при применении эномеланина, так и при применении ПФв противосудорожный эффект выявляется. Однако латентный период проявления противосудорожного действия у эномеланина выявляется через 1-2,5 часа, а у ПФв – через 15 и 30 минут.

Можно высказать предположение, что противосудорожный эффект меланина обусловлен его предварительной деградацией из высоко- в низкомолекуляроное соединение.

316

Глава 9 Пространственно-временная организация ЭЭГ у

правшей и левшей

Представляется целесообразным подчеркнуть, что в данной работе анализ ЭЭГ (ЭКоГ) производился использованием полупериодного (периодометрического) метода анализа, а не Фурье-анализа, как это принято во многих других работах. Поэтому для последующего анализа использовался не спектр мощности, а амплитудный и частотные спектры ЭЭГ (ЭКоГ).

Для понимания информативности различных показателей ЭЭГ как полагает С.Г. Данько (2006), должно быть корректное исследование состояний покоя с открытыми и закрытыми глазами, как состояний максимально близких по поведению и субъективному состоянию испытуемых (покой), но сильно отличающихся при этом от объективно оцениваемой ЭЭГ. Функциональная проба закрытые глаза/открытые глаза является самым простым и надежным тестом при оценке общих и локальных сдвигов функционального состояния у клинически здоровых людей (Павлова Л.П., Романенко А.Ф., 1988).

Состояние покоя с закрытыми глазами – психосенсорный покой, характеризуется хорошо выраженным (у большинства исследуемых) альфа ритмом, при открывании глаз наблюдается депрессия альфа ритма – состояние оперативного покоя Эта проба наблюдалась еще основоположником электроэнцефалографии Бергером (Berger H., 1929, 1930). Эта функциональная проба нашла широкое применение в клинической электроэнцефалографии (Niedermeyer E., 1995).

Целью этого раздела исследования явилось изучение отношений, которые формируются между амплитудами ритмов ЭЭГ в левом и правом полушарии мозга у человека в условиях психосенсорного (глаза закрыты) (ПП) и оперативного покоя (глаза открыты) (ОП) с помощью множественной линейной регрессии и полициклических мультиграфов. В качестве критериев системной мозговой активности исследовали изменения количества регрессионных связей-отношений и коэффициентов двумерной корреляции при переходе от ПП к ОП в пределах одного отведения, а так же, как феномен ФМПА.

В настоящее время в подавляющем большинстве работ317 для установления сопряженности (сходства) изменений биопотенциалов различных пунктов коры больших полушарий во времени, используется вычисление коэффициента линейной корреляции. Поэтому, одной из задач данного раздела работы было сопоставление отношений между показателями амплитуды ритмов ЭЭГ использованием методов множественной линейной регрессии и корреляции и двумерного линейного корреляционного анализа. В качестве критерия латерализации полушарий (правшества-левшества) использовали среднюю величину мощности альфа ритма по всем отведениям определенную в условиях психосенсорного покоя (Русалова М.Н. 1998). В тех случаях, когда средняя величина мощности альфа-ритма в правом полушарии преобладала над мощностью альфа-ритма левого полушария данного испытуемого, определяли, как электроэнцефалографического правшу.

9.1. Изменения показателей ЭЭГ и ФМПА при проведении функциональной пробы закрытые

глаза/открытые глаза у правшей и левшей

Изменения показателей ЭЭГ у правшей и левшей. Из

26 избранных для анализа студентов 15 человек были определены, как электроэнцефалографические правши, а 11 – как электроэнцефалографические левши.

В первом отведении ЭЭГ правого полушария у левшей (табл. 9.1) при открывании глаз отмечалась статистически значимое уменьшение амплитуд и индексов длительности бета- 1 и альфа ритмов, а также уменьшение амплитуды и частоты дельта ритма. У правшей отмечено увеличение амплитуды, частоты и индекса длительности бета-2 ритма, увеличение частот бета-1 и тета ритмов, уменьшение индекса длительности альфа и увеличение индекса длительности дельта ритма.

Во втором отведении правого полушарии у левшей при проведении пробы отмечено уменьшение амплитуды бета-1, альфа, и дельта ритмов ЭЭГ, уменьшение индекса длительности альфа и увеличение индекса длительности дельта ритма и уменьшение частоты дельта ритма. У правшей наблюдалось уменьшение амплитуд бета-1, альфа, тета и дельта ритмов ЭЭГ.

Увеличение частот бета-2 и бета-1 ритмов и уменьшение318 частот альфа и дельта ритмов, уменьшение индекса длительности альфа и увеличение индекса длительности дельта ритма.

Втретьем отведении правого полушария у левшей амплитуда бета-1, альфа, тета и дельта ритмов ЭЭГ при открывании глаз уменьшилась, индексы длительности бета-1, альфа и тета ритмов отмечались уменьшенными, а индекс длительности дельта ритма – увеличенным. Уменьшилась частота дельта ритма. У правшей отмечались уменьшенными амплитуды бета-1 альфа и дельта ритмов ЭЭГ. Индексы длительности бета-1 и альфа ритмов определялись уменьшенными, а индекс длительности дельта ритма – увеличенным. Частота бета-1 ритма определялась увеличенной,

аальфа и дельта ритмов – уменьшенной.

Влевом полушарии, в первом отведении у левшей при открывании глаз уменьшилась амплитуда и индекс длительности альфа ритма и возросли индексы длительности бета-2 и дельта ритмов ЭЭГ. У правшей в правом полушарии при открывании глаз отмечались увеличенными индекс длительности бета-2 ритма и частота бета-1 ритма.

Во втором отведении левого полушария у левшей при открывании глаз определялись уменьшенными величины индекса длительности бета-1 ритма и амплитуда и индекс длительности альфа ритма. У правшей во втором отведении правого полушария при открывании глаз отмечалась уменьшенной амплитуда бета-1, альфа и дельта ритмов ЭЭГ. Отмечалось увеличение частот бета-2, бета-1 и тета ритмов ЭЭГ и уменьшение частоты дельта ритма. Уменьшился индекс длительности альфа ритма и возрос индекс длительности дельта ритма.

Втретьем отведении у левшей при открывании глаз отмечалось уменьшение амплитуд бета-1 и альфа ритмов ЭЭГ, индексов длительности бета- и альфа ритмов снижение частоты альфа и дельта ритмов. У правшей отмечались уменьшенными амплитуды и индексы длительности бета-1 и альфа ритмов, Частоты бета-1 и тета ритмов определялись увеличенными, а альфа ритма – уменьшенной, Индекс длительности дельта ритма увеличился.

Изменения ФМПА при проведении319

функциональной пробы закрытые глаза/открытые глаза у правшей и левшей.

В условиях ПП у правшей (табл. 9.2) показатели ФМПА амплитуд бета-2, бета-1 и тета ритма структур первого отведения выражались положительными величинами, а показатели ФМПА амплитуд альфа и тета ритма – отрицательными величинами. У левшей (табл. 9.3) показатели ФМПА амплитуд бета-1, альфа, тета и дельта ритмов ЭЭГ первого отведения выражались положительными величинами, статистически значимо большими аналогичных величин, определенных у правшей на 12,78% - 21,75%. В условиях ОП у правшей и левшей показатели ФМПА всех амплитуд ритмов ЭЭГ структур первого отведения определялись положительными, однако у левшей положительность показателей ФМПА амплитуд бета-2, бета-1, тета и дельта ритмов определялась большей по сравнению с правшами на

11,05% - 29,39%.

Величины ФМПА у правшей в условиях ПП амплитуд бета-1 и альфа ритмов, структур второго отведения выражались отрицательными величинами, а показатели ФМПА амплитуд бета-2, тета и дельта ритмов ЭЭГ – положительными. У левшей все показатели ФМПА амплитуд ритмов ЭЭГ структур второго отведения в условиях ПП определялись положительными. Показатели ФМПА амплитуд бета-2, бета-1, альфа и дельта ритмов определялись статистически значимо превосходящими аналогичные величины у правшей на 17,20%-24,18%. В условиях ОП показатели ФМПА амплитуд у левшей и правшей определялись положительными величинами, при этом положительность показателей ФМПА бета-1, альфа, тета и дельта ритмов у левшей определялась статистически значимо большей на 10,85%-20,54%, а бета-2 ритма – меньшей на 2,96%.

Все величины ФМПА амплитуд ритмов ЭЭГ от структур третьего отведения в условиях ПП у правшей определялись отрицательными. У левшей в этих условиях отрицательными определялись величины ФМПА амплитуд бета-2, бета-1, альфа и тета ритмов, а дельта ритма – положительными. У левшей по сравнению с правшами величина отрицательности показателей определялась статистически значимо меньшей на 6,89%-7,78%.

Вусловиях ОП показатели ФМПА амплитуд ритмов320 ЭЭГ от структур третьего отведения у правшей определялись отрицательными. У левшей отрицательным определялся только показатель ФМПА амплитуды бета-2 ритма, причем отрицательность этого показателя определялась статистически значимо большей, чем у правшей. Показатели ФМПА амплитуд бета-1, альфа, тета и дельта ритмов определялись положительными и статистически значимо отличными от аналогичных показателей, определенных у правшей.

При переходе от условий ПП к ОП у правшей в первом отведении статистически значимо инвертировали, т.е. изменились от отрицательных на положительные, показатели ФМПА амплитуд альфа и дельта ритмов, а у левшей статистически значимо увеличилась положительность показателей бета-2 и дельта ритмов, и уменьшилась положительность альфа ритма.

Вструктурах второго отведения в условиях перехода от

ППк ОП у правшей статистически значимо инвертировали показатели ФМПА амплитуд бета-1 и альфа ритмов ЭЭГ, и статистически значимо увеличилась положительность показателя ФМПА бета-2 ритма, а у левшей - статистически значимо уменьшилась положительность бета-2 ритма.

Вструктурах третьего отведения в условиях перехода от

ППк ОП у правшей статистически значимо уменьшилась отрицательность показателей ФМПА амплитуд бета-2, бета-1 и альфа ритмов ЭЭГ, а у левшей статистически значимо увеличилась отрицательность бета-2 ритма и также статистически значимо отрицательность бета-1, альфа и тета ритмов инвертировала в положительность, а положительность дельта ритма – возросла.

Отличительные особенности ЭЭГ правшей и левшей в условиях ПП и ОП. В условиях ОП у левшей, по сравнению с правшами, отмечалось уменьшение индекса длительности тета ритма в 1,42 раза и амплитуды дельта ритма в 1,29 раза в первом отведении (F-T) правого полушария. В первом отведении левого полушария индекс длительности тета ритма у правшей определялся большим в 1,39 раза, чем у правшей.

Вусловиях ПП в ЭЭГ правого полушария различий у правшей и левшей не виявлялось. В первом отведении лівого полушария у левшей по сравнению с правшами определялись