Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тридцать лет "гемодинамической" концепции биоме....docx
Скачиваний:
12
Добавлен:
24.11.2018
Размер:
307.92 Кб
Скачать

Сосудистая система рожающей матки человека

В матке в родах функционируют три особых контура кровообращения, имеющие свои морфологические отличия. К сожалению даже в самых современных руководствах и учебниках по акушерству [1,2,3,43,44 и мн.др.] отсутствуют многие принципиально важные сведения о функциональной морфологии каждого из этих контуров кровообращения, характерных для конца беременности и, особенно, для родов.

Собственная муральная система кровоснабжения миометрия тела матки, её нижнего сегмента и шейки, обеспечивающая трофические потребности тканей этих структур, на протяжении беременности подвергается адаптивной гипертрофии адекватной возрастанию их объёма и массы и состоит из «стандартного» набора элементов сосудистой сети: артерий, артериол, капилляров, венул и вен. Принципиально важной особенностью развития кровеносной системы матки во время беременности является появление и прогрессирующее развитие в толще мышечной оболочки тела матки, к концу беременности – в нижнем сегменте и только к самому началу родов в шейке матки, особого рода венозной системы, появление и развитие которой прямо не связано с удовлетворением трофических потребностей тканей органа. Эта венозная система состоит из тонкостенных венозных лакун, лишённых собственной мышечной оболочки, а местами даже эндотелиальной выстилки. Лакуны, анастомозируя между собой, составляют основу разделительного венозного синуса, расположенного между наружным и внутренним мышечными слоями тела матки, и, пронизывая толщу внутреннего мышечного слоя, превращают его в кавернозное тело. С началом родов подобного рода венозная система развивается в шейке матки, которая также превращается в кавернозное тело. Эта гигантская по объёму венозная сеть способна депонировать кровь, поступающую из миометрального и маточно-плацентарного контуров кровообращения и «сбрасывать» её в дренирующие венозную систему матки экстраорганные вены. Принципиально важно то, что «мышечной оболочкой» этих лакунарно трансформированных вен разделительного венозного синуса и внутреннего мышечного слоя матки становятся оболочки функциональных сократительных модулей миометрия. В шейке матки стенки подобного рода лакун «опираются» на подлежащие элементы её соединительнотканного матрикса.

Маточно-плацентарный контур кровообращения начинается из крупных (диаметром до 2 мм) дуговых артерий, расположенных между мышечными слоями матки, от которых в области плацентарного ложа отходят радиальные (спиральные) артерии, интервиллёзного пространства, образуемого плацентарным ложем матки и материнской поверхностью плаценты, и заканчивается плацентарными венами, которые анастомозируют с лакунарно трансформированными венами внутреннего мышечного слоя матки. Спиральные артерии на протяжении беременности подвергаются «гестационной перестройке». Её суть заключается в том, что в результате двух последующих волн инвазии трофобласта исчезает мышечный слой артерий и они в физическом смысле превращаются в «мягкую трубку», и, также как маточно-плацентарные вены, миометральный сегмент спиральной артерии оказывается окружённым гладкомышечной тканью миометрия. То есть, a priori, можно полагать, что собственной системой регуляции просвета ни маточно-плацентарная вена, ни маточно-плацентарная артерия не обладают. Существенные различия в морфоструктуре каждого из контуров кровообращения рожающей матки также дают основания полагать, что эти различия могут определять и некоторые особенности их функции.

Краткое обсуждение

Сократительная система матки человека в родах морфологически гомогенна, так как состоит из однотипных функциональных сократительных единиц – сократительных модулей, состоящих в свою очередь из однотипных первичных цилиндрических пучков, основу которых составляют морфологически абсолютно идентичные гладкомышечные клетки одного типа. В миометрии матки в родах морфологически можно выделить два слоя – наружный и внутренний. Поскольку огромная часть функциональных сократительных модулей переходит из одного слоя в другой, образуя в каждом из слоёв однотипную сетчатую трёхмерную структуру, то разделение миометрия на два слоя относительно условно и имеет, в основном, морфологические основания. Основу наружного мышечного слоя тела матки составляют функциональные сократительные модули, не имеющие точек фиксации в нижнем сегменте. Их точки фиксации локализованы в поддерживающем и фиксирующем связочном аппарате матки. Анатомические точки фиксации жёстко фиксируют наружный мышечный слой тела матки к костям таза. Каждый из функциональных сократительных модулей, одновременно разными своими частями локализуясь и в слоях тела матки и в её нижнем сегменте, в области анатомического внутреннего зева матки (контракционное кольцо) образует особую полупетлевую структуру, которая делит матку в родах на две части – тело и нижний сегмент. Только в области контракционного кольца функциональные сократительные модули приобретают горизонтальный ход, в то время как их верхние, локализованные в теле матки, и нижние, локализованные в нижнем сегменте, части имеют ход либо в косопродольном, либо в косопоперечном направлениях.

Вторым морфологически существенным отличием наружного и внутреннего гладкомышечных слоёв оболочки матки является развитие в последнем уникальной по объёму и строению особой венозной сети, состоящей из тонкостенных лакунарно трансформированных сосудов.

Принципиально важным является то, что к началу родов в шейке матки развивается аналогичная венозная система, состоящая из лакунарно изменённых вен, трансформирующих шейку матки в кавернозное тело.

Заключение. Приведённые нами выше доказательные данные и наши представления об особенностях реальной функциональной морфологии рожающей матки человека за прошедшие три десятка лет никем не были официально опровергнуты несмотря на то, что они находятся в очевидном противоречии как с данными так и с представлениями, которые до сих пор продолжают тиражироваться в учебниках и руководствах по акушерству [1,2,3,43,44 и мн.др.]. Наши данные никак не вписываются в идеологию биомеханики родовой схватки, основанную на «классических» представлениях. К сожалению, за всю двухвековую историю научного акушерства никем из признанных авторитетов этой области не был поставлен вопрос о том, зачем природа создала в матке человека принципиально важную венозную систему в теле, нижнем сегменте и её шейке, функция которой не может определяться только дренажными потребностями органа. Как объём лакунарно трансформированных сосудов, так и особенности их морфологии явно «избыточны» и явно «нецелесообразны» с точки зрения «стандартной» функции вен, служащих для отведения крови из тканей органа. Этот вопрос, поднятый нами ещё тридцать лет назад, несмотря на информационную доступность и достоверность материалов, посвящённых ответу на него, до сих пор не получил дискуссионного статуса. Нет попыток доказательно опровергнуть наши положения, но явно оформляются попытки наиболее прогрессивных исследователей самостоятельно разрабатывать эту проблему. Молчание заинтересованных специалистов можно воспринимать только как согласие с нашими постулатами и как желание получить более точную и исчерпывающую информацию по этой проблеме. Данная монография как раз и позволит достичь этой цели.