Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопросы социально - экономической истории.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
2.67 Mб
Скачать

Репрессии против поляков и польских граждан на Среднем Урале в 1930 - 1940 - е гг. (состояние источниковой базы)*

Польская проблема занимает особое место в истории Советского Союза 1930 -1940 - х гг. Поляки - граждане нашей страны - составили одну из наиболее многочисленных этнических групп, ставшей жертвой политических репрессий в СССР. Что же касается граждан Польши, то ни одна европейская нация не понесла таких страшных потерь, как польская, оказавшаяся в те годы между двумя тоталитарными режимами. Значительное число поляков и польских граждан были направлены в те годы в ссылку на Урал, многие из них были здесь репрессированы повторно.

Наиболее интересные документы по данной проблеме отложились в фондах Государственного архива РФ. В первую очередь они посвящены добровольной и принудительной миграции поляков на Урал в 1920 - 1940 - е гг. Так, в фондах Наркомата труда отложились докладные записки об использовании иностранных рабочих при строительстве и вводе в эксплуатацию многих промышленных предприятий. Фонды 4 - го спецотдела и секретариата МВД - НКВД содержат богатейшие материалы о численности и размещении польских осадников и беженцев. Здесь же содержатся документы и о репатриации бывших польских граждан на Родину в первые послевоенные годы. Более детально этот аспект миграции бывших польских граждан отражен в фондах Главного переселенческого управления при Совете Министров СССР - в справках и докладных записках о численности бывших польских граждан, выехавших в Польшу.

В местных архивах наибольший интерес представляют личные и уголовно - следственные дела на поляков, осужденных на территории Среднего Урала в годы тоталитаризма. Дела реабилитированных в настоящее время граждан польской национальности хранятся в Государственном архиве административных органов Свердловской области и содержат бесценные материалы о судьбах тысяч людей. Среди хранящихся в этих делах документов - постановления и ордера на аресты, протоколы обыска, анкеты арестованных и их фотографии, протоколы допросов арестованных и проходящих по их делам свидетелей, обвинительные заключения, медицинские справки, донесения агентуры, вещественные доказательства, фотографии, документы и письма обвиняемых и т. д.

Непосредственно примыкают к данному виду источников и издаваемые в областях и республиках РФ «книги памяти» жертв политических репрессий. Они создаются на основе архивно - следственных дел на лиц, подвергшихся политическим репрессиям и осужденных по политическим статьям. «Книга памяти» составляется в алфавитном порядке, в нее вносятся следующие сведения о каждом репрессированном: фамилия, имя и отчество, год рождения, место рождения, национальность, место жительства на момент ареста, место работы, должность, дата ареста, дата осуждения, мера наказания (при высшей мере наказания указывается дата расстрела). В настоящее время в Свердловской области издано три книги памяти, содержащие информацию о жертвах репрессий с 1926 по начало 1950 - х гг.; еще шесть книг подготовлены к печати.

Ценным источником по исследуемой проблематике является и документация загсов, книги записи актов о смерти в первую очередь. Данный источник позволяет определить основные районы концентрации польского населения, составить списки умерших и определить места их захоронений. В равной степени это относится и к выявлению судеб тех поляков, кто в годы Второй мировой войны проходил службу в германской армии или как участник польского Сопротивления был интернирован в СССР в первые послевоенные годы. Хранящиеся в РГВА фонды бывшего «Особого архива» содержат кладбищенские книги на военнопленных и интернированных иностранных граждан, позволяющие не только установить причину их смерти, но и с высокой степенью достоверности определить место захоронения. Часть этой документации отложилась и на местах в архивах информационных центров областных управлений внутренних дел.

Немалый интерес для исследователей представляют и рассекреченные в последние годы материалы территориальных органов НКВД, хранящиеся в архиве УФСБ РФ по Свердловской области. Среди них справки о находившихся на территории Среднего Урала польских осадниках, спецдонесения о деятельности католической церкви, материалы по сфабрикованному в 1937 - 1938 -е гг. органами государственной безопасности делу «польской военной организации», данные о ликвидированной в Таборинском районе антисоветски настроенной группе поляков (агентурное дело «пилсудчики»), сведения о разоблаченных в годы Великой Отечественной войны агентах польской разведки и т. д. Все они обладают высокой степенью информативности и до настоящего времени не вводились в научный оборот.

При изучении польского населения СССР необходимо широко использовать и статистические источники. Важнейшими из них являются Всесоюзные переписи населения СССР 1926 и 1959 гг., а также не опубликованные до настоящего времени в областном разрезе результаты Всесоюзной переписи 1939 г., хранящиеся в ГАРФ и РГАЭ. Они содержат сведения о численности, размещении и половом составе польского населения в отдельных областях и республиках СССР. Помимо опубликованных, немалый интерес представляют и неопубликованные статистические источники по статистике польского населения в СССР. Среди них отметим результаты Всесоюзной переписи населения 1937 г., содержащие данные о численности, размещении и половозрастном составе иностранных граждан на территории Советского Союза, в том числе и поляков. Они свидетельствуют о том, что в январе 1937 г. только на территории Свердловской области был учтен 401 гражданин Польши. При этом только 82 из них по национальности являлись поляками, остальные же были евреями - 145 человек, белорусами - 111, украинцами - 44 человека и представителями других народов.

В местных архивах отложились и другие разнообразные материалы о нахождении поляков на Урале. Среди них списки польских военнопленных, поступивших в концентрационный лагерь № 1 в Екатеринбурге в 1921 г., служебная переписка об условиях их содержания, данные о персональном составе умерших в плену, и др. Все это позволяет разобраться в судьбах репрессированных поляков, составить списки находившихся в лагерях, тюрьмах и на спецпоселении людей, отыскать и благоустроить заброшенные кладбища. В целом можно констатировать, что делопроизводственная документация является важнейшим источником по данной тематике; информационный потенциал ее весьма высок и позволяет вести многостороннее изучение большинства аспектов истории польского населения на Среднем Урале.

---------

*Ранее опубликовано в кн.: Каторга и ссылка на Севере России. Т. 1. Польская ссылка. Архангельск: ПГУ, 2004. С. 283 – 285.