Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопросы социально - экономической истории.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
2.67 Mб
Скачать

Роль правовых стимулов в сельском хозяйстве в условиях Великой Отечественной войны

В результате сталинской деформации социализма в СССР сложилась административно – командная система, получившая в аграр­ном секторе наибольшее распространение. Она использовалась как для экономического (лишение колхозов главных средств производ­ства, отчуждение крестьян от земли и производимой ими продук­ции, ограничение личного подсобного хозяйства), так и внеэкономического (установление обязательного минимума трудодней, при­крепление к месту жительства путем запрещения выдавать паспорта) принуждения. Однако и в этих условиях трудовая дисциплина оста­валась «больным» вопросом колхозной жизни. Мизерная оплата тру­да и фактическое закрепощение отнюдь не способствовали ее укреп­лению.

В условиях войны, когда экономические стимулы в сфере производства еще более ослабли, административный нажим, наобо­рот, усилился. Зимой 1942 г. был повышен обязательный мини­мум трудодней. Впервые он вводился для подростков, которым вы­давались трудовые книжки. Колхозники, не выработавшие обязательный минимум, считались выбывшими из артели и лишались приусадебно­го участка. Они могли предаваться суду и наказываться исправительно-трудовыми работами на срок до 6 месяцев. В случае, если председатель колхоза или бригадир укрывали нарушителей трудовой дисциплины, они сами привлекались к судебной ответственности.

Среди не выработавших обязательный минимум трудодней удельный вес осужденных колхозников на Урале был очень высок и намного превышал общесоюзный уровень. Если учесть, что среднегодовая выработка трудодней в регионе была значительно выше, чем в среднем по СССР, а доля колхозников, не выработавших обязательный минимум ниже, то существовавшее положение можно объ­яснить особо жестким административным нажимом на уральскую деревню. Применялись меры по укреплению трудовой дисциплины и среди работников МТС. На это, в частности, бил направлен Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. Его действие распространялось не только на штатных работников МТС, но и на трактористов - членов колхоза.

Особенностью военного времени было широкое привлечение на сельскохозяйственные работы горожан. В 1942 г. совнаркомам союзных и автономных республик, краевым и областным исполкомам было разрешено в наиболее напряженные периоды полевых работ привлекать к ним незанятое городское население и часть служа­щих государственных организаций, школьников и студентов. Тех, кто уклонялся от мобилизации на сельхозработы или самовольно уходил о них, привлекали к уголовной ответственности и по при­говору суда подвергали принудительным работам по месту жительства на срок до 6 месяцев с удержанием из зарплаты до 25%.

Широко использовались административно-правовые методы и при проведении заготовок сельскохозяйственной продукции. Отставание по заготовкам, особенно хлебозаготовкам, рассматрива­лось как преступление. Виновные в отставании по ним снимались с постов, исключались из партии и предавались суду. В наиболее тяжелые периоды войны, например, летом 1941 года, на селе действовали военные трибуналы. Наибольшему избиению при этом подвергались кадры председателей колхозов.

Тяжело проходило взимание натуральных налогов с крестьянских дворов. Законодательство предусматривало за невыпол­нение обязательных поставок разнообразные меры наказания. В случае невыполнения в срок установленных норм поставок народный суд по заключению районного уполномоченного Наркомата заготовок налагал на недоимщиков штраф в размере двукратной стоимости несданной в срок сельскохозяйственной продукции по рыночной цене. Независимо от этого, по решению суда надлежало не выполненную в срок часть обязательств взыскивать натурой или деньгами по рыночным ценам. Виновные в неоднократном невыполнении обязательных поставок помимо штрафа привлекались к уголовной ответственности.

Факты свидетельствуют о том, что административный нажим в опре­деленной степени стимулировал рост трудовой активности крес­тьянства, однако достигалось это за счёт колоссальных жертв. При этом военное законодательство на селе применялось не в пол­ной мере, иначе пришлось бы осудить всю деревню. Представляется, что предпринятая в 1930-40-е годы попытка регламентировать всю жизнь колхозников вызвала их пассивность сопротивление. Имен­но в те годы формируется равнодушное отношение к земле, ору­диям труда, скоту, крестьянскому труду в целом. Крестьяне бе­жали из деревни. Другое дело, чти характер происходившей вой­ны, высокий патриотизм народа заглушали существовавшее недоволь­ство.

---------------------------------------

*Ранее опубликовано в кн.: Творчество и право. Тезисы научной конференции. Тюмень: ТГУ, 1990. С. 188 – 189.