Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопросы социально - экономической истории.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
2.67 Mб
Скачать

Динамика численности аграрных рабочих на Урале в 1940 – 1950 – е гг.*

Изучение проблемы аграрных рабочих связано с исследованием сельского хозяйства и социальной структуры села. Аграрные рабочие - это люди, преимущественно занятые физическим трудом в государствен­ных предприятиях и непосредственно производящие сельскохозяйствен­ную продукцию. В их состав входят работники МТС, совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также лица, за­нятые обслуживанием сельского хозяйства и ветеринарии. Особый инте­рес в их истории представляют 1940-50-е годы, когда численность рабо­чих и служащих в аграрном секторе быстро росла, а структура посто­янно менялась.

Данная тема привлекает внимание исследователей, опубликован ряд работ, специально посвященных сельскохозяйственным рабочим СССР. Однако на Урале историки-аграрники рабочими почти не занимаются, поскольку проблемы села многие сводят к изучению крестьянства. В результате, в научной литературе содержатся лишь отрывочные сведения об аграрных рабочих Урала, численность их специально не исследова­лась, хотя давно уже наша деревня не «чисто крестьянская». Соб­ственно колхозное крестьянство - это лишь часть сельского населения, другую его часть составляют работники государственных предприятий, в том числе и сельскохозяйственных.

В предлагаемой работе на основе архивных материалов Госкомста­та СССР делается попытка проанализировать количественные характе­ристики структурных отрядов аграрных рабочих, увязать их с происхо­дящими в 1940-5О-е годы социально-экономическими изменениями на селе, выявить специфику этого процесса на Урале.

До Великой Отечественной войны большая часть населения края (в 1939г. - 64,7%) проживала в сельской местности (1). Большинство сель­чан были колхозниками. Расчеты показывают, что в 1940 г. на Урале насчитывалось 2431,1 тыс. трудоспособных колхозников и 245,2 тыс. занятых в сельском хозяйстве рабочих и служащих (2). Таким образом, накануне Великой Отечественной войны большинство занятых в аграрном секторе были колхозниками, и лишь незначительная часть трудилась е государственных сельскохозяйственных предприятиях. Остальные, не за­нятые в сельском хозяйстве сельчане работали на промышленных пред­приятиях, транспорте, в строительстве, на лесозаготовках и т.д.

В 1940 г. рабочие и служащие сельского хозяйства составляли на Урале 9,7% от всех занятых в народном хозяйстве. По этому показате­лю аграрный сектор занимал второе место после промышленности, опе­режая все остальные отрасли народного хозяйства. Из их числа 67,4% работало в совхозах и подсобных сельских хозяйствах, 27,9% - в МТС, 4,7 % - в обслуживании сельского хозяйства и ветеринарии. Больше всего аграрных рабочих было на Южном Урале, где размещалось свыше половины совхозов края; в Удмуртии же число рабочих и служа­щих в сельском хозяйстве было наименьшим

В годы Великой Отечественной войны в СССР произошла эвакуация населения на Восток. Свыше двух миллионов человек были размещены на Урале, многие из них стали работать в различных отрас­лях народного хозяйства. В конце 1942 г. в Свердловской области в промышленности трудилось 98,6 тыс. эвакуированных, в организациях и учреждениях - 27,5 тыс., на железнодорожном транспорте - 0,5 тыс. (3). В результате количество рабочих и служащих в народном хозяйстве Урала возросло с 2,5 млн. человек в 1940г. до 3,4 млн. в 1945г., а их доля в составе сельчан с 7,4 до 11,9% (4).

Часть эвакуированных граждан, среди которых преобладали женщины, пре­старелые и дети, размещались в сельской местности. Многие не имели теплой одежды и навыков работы в сельском хозяйстве, что ограничи­вало их участие в производстве. Тем не менее, в 1942 г. на Урале в сельском хозяйстве было занято 158,3 тыс. эвакуированных граждан, в том чис­ле в Башкирии 44,9 тыс., в Оренбургской области - 48,7 тыс., в Че­лябинской - 23,6 тыс., в Свердловской - 15 тыс. чел. (5).

Массовый приток эвакуированных частично компенсировал убыль сельского населения, однако его численность заметно сократилась: в Свердловской области уменьшилась с 1059,3 тыс. чел. в 1941г. до 866,4 тыс. в 1944 г., в Пермской - с 1266,9 до 1050,8 тыс. (6). Несмот­ря на это, количество аграрных рабочих заметно возросло (до 10,0 % в 1945 г.), увеличилась их доля в составе рабочих и служащих народного хозяйства Урала.

Особенно быстро отряд сельскохозяйственных рабочих рос в ин­дустриальных районах края. В Пермской области за годы войны он уве­личился в 1,9 раза, в Свердловской - в 1,8, в Челябинской - в 1,6 раза, что было следствием укрепления продовольственной базы вокруг промыш­ленных центров на Урале. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в конце 1930-х годов, когда вокруг городов Свердловска и Нижнего Тагила стали создавать пригородную зону. В годы войны для ее укреп­ления была частично реорганизована структура государственных сель­скохозяйственных предприятий. Многие совхозы были переданы заводам для создания на их базе подсобных сельских хозяйств. Одновременно такие хозяйства создавались на землях госфонда, а также неиспользу­емых землях колхозов. Численность их быстро росла, особенно в Пермской, Свердловской и Челябинской областях. Только в Свердловске число подсобных сельских хозяйств увеличилось с 1929 в 1940г. до 5876 в 1945 г. (7).

Технический уровень оснащенности их был чрезвычайно низким, что потребовало привлечения в больших размерах дополнительной рабо­чей силы. Число работников госхозов по этой причине увеличилось в 1,7 раза. Весь прирост был достигнут за счет подсобных сельских хозяйств, поскольку число совхозов на Урале сократилось с 330 в 1940 г. до 253 в 1945 г., а среднегодовая численность их работ­ников с 113,6 до 83,2 тыс. (8).

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны на Урале (наряду с промышленным отрядом рабочего класса) абсолютно и относительно вырос аграрный отряд. Это привело к территориальным сдвигам в размещении, к изменению соотношения численности между ним и заня­тым в других отраслях народного хозяйства, а также между структур­ными отрядами аграрных рабочих.

В послевоенные годы реэвакуация заметно повлияла на движение рабочих кадров. Темпы роста численности рабочих и служащих на Урале снизились и были гораздо меньше, чем по стране, тоже произошло и с аграрными рабочими (9). Динамика их численности в первые послевоенные годы носила противоречивый характер. Количество работников МТС за годы четвертой пятилетки возросло в 1,8 раза, а число занятых в подсобных сельских хозяйствах наоборот сократилось. Сокращение было вызвано реализацией мер, направленных на укре­пление колхозного строя. В сентябре 1946г. Совмин СССР и ЦК ВКП (б) приняли постановление «0 мерах по ликвидации нарушений Устава сель­скохозяйственной артели в колхозах» (10). В соответствии с ним предпри­ятия и учреждения должны были вернуть неиспользуемые колхозные земли. К концу года только в Свердловской области колхозам было возвращено 30 тыс. га земли (11).

Полной ликвидации некоторых подсобных сельских хозяйств и пе­редаче части из них в совхозную систему способствовало и то, что почти все они имели низкие производственные показатели, несли боль­шие убытки. В результате, число только крупных хозяйств с площадью посева свыше 50 га уменьшилось на Урале с 2690 в 1945 г. до 553 в 1949 г., а количество их работников сократилось в 2,4 раза (12). Параллельно шло восстановление совхозного сектора. За годы четвертой пятилетки число совхозов на Урале возросло с 253 в 1945 г. до 296 в 1950 г., а среднегодовое количество их работников с 83,2 до 117,2 тыс. человек (13). Это компенсировало сокращение подсобных сельских хозяйств.

В начале 1950 – х гг. впервые за много лет на Урале стабилизировалась численность сельского населения. Важную роль в этом сыграло плановое сельскохозяйственное переселение, прекратившееся в 1941г. с началом Великой Отечественной войны и возобновившееся лишь в 1950г. За 1949-1953гг. в районы массового переселения (Курганская, Пермская, Свердловская, Челябинская области) переехало 18,8 тыс. крестьянских семей, насчитывающих 83,4 тыс. чел. (14). Часть переселен­цев направили в леспромхозы, других - в совхозы и колхозы.

В середине 1950-х гг. темпы роста численности сельскохозяйст­венных рабочих в стране заметно возросли. Во многом это объясняется началом массового освоения целинных и залежных земель на Южном Ура­ле. Уже в 1954 г. создаются целинные зерносовхозы - по два в Башки­рии и Челябинской области, восемь - в Оренбуржье. На следующий год два новых совхоза было организовано в Башкирии, три - в Оренбургской и семь в Челябинской области (15). Для работы в них со всех концов страны ехали добровольцы. В 1954 г. по комсо­мольским путевкам в Оренбургскую область прибыло 11,5 тыс., а в Курганскую - 3,1 тыс. чел.(16). Освоение новых земель привело к быстрому росту совхозных кадров на Южном Урале. Высокие темпы роста численности работников государственных сельскохозяйственных предприятий характерны и. для второй половины 1950-х годов, ког­да в стране проводили массовый перевод колхозов в совхозы. Преоб­разование артелей в СССР началось в 1954 г., а на Урале несколько позже - в 1957 г. В этот год на их базе было организовано 58, в 1958 г. - 9, в 1959 г. - 6, а в 1960 г. - 67 совхозов. Всего за эти го­ды в регионе на базе 1207 колхозов было создано 140 совхозов. В них трудилось примерно 150 тыс. человек, в основном бывших колхозников (17).

В ходе строительства целинных совхозов и массового преобразо­вания колхозов количество работников советских хозяйств на Урале увеличилось со 134,1 тыс. чел. в 1953 г. до 407,5 тыс. в 1960 г., т.е. в три раза, вдвое вырос их удельный вес в составе аграрных рабочих, составив ¾ (18). В годы Великой Отечественной войны количество рабочих и служащих в сельском хозяйстве Урала росло быстрее, чем в других районах страны, а после войны - медленнее. В результате, если в 1940 г. доля аграрных рабочих Урала в составе рабочих и служащих сельского хозяйства СССР составляла 9,1%, в 1950 г. - 10,1 %, то в 1960 г. лишь 8,0% (19).

Данные Всесоюзных переписей населения СССР 1939 и 1959 гг. показывают, что для всего исследуемого периода характерен абсолютный и относительный рост рабочих и служащих в составе сельского населения при одновременном сокращении доли колхозников. Удельный вес послед­них сократился к Урале в межпереписной период с 62,1% до 50,9% . Больше всего рабочих среди жителей села было в Свердловской и Челябинской областях. Это объясняется, во-первых, наличием там множест­ва мелких заводов и леспромхозов, расположенных в сельской местнос­ти и, во-вторых, интенсивным развитием подсобных хозяйств в годы войны и массовым совхозным строительством во второй половине 1950-х гг.

Таким образом, на протяжении 1940 - 1950-х годов численность рабочих и служащих, занятых в народном хозяйстве Урала постоянно увеличива­лась. Наиболее интенсивно росли кадры промышленности - ведущей от­расли региона, а также совхозного производства. Темпы роста сельско­хозяйственных рабочих на Урале были достаточно высокими, однако этот процесс шел неравномерно, скачками. Наиболее высокие темпы роста характерны для 1941-1945гг. и 1954-1957 гг. и были связаны с предпринимаемыми государством чрезвычайными мерами по укреплению сельского хозяйства.

Следует отметить, что высокие темпы роста рабочих и служащих сельского хозяйства при одновременном сокращении численности ураль­ских колхозников означали дальнейшее снижение социально-экономичес­кой роли крестьянства. Административное по преимуществу превращение колхозника в рабочего явилось продолжением «раскрестьянивания» сельских тружеников начатого в годы коллективизации. Крестьяне еще больше отрывались от земли. Социально-экономические последствия приведенной динамики еще предстоит исследовать.

--------- -- ---

1. Население СССР (Численность, состав и движение населения, 1973): Стат.сб. М., Статистика, 1975. С.14-15.

2. Корнилов Г.Е., Мотревич В.П. Колхозное производство на Урале в Урале в период Великой отечественной войны (1941-1945гг.). Свердловск: УНЦ АН СССР, 1985. С. 6; ЦГАНХ СССР. Ф.1562. 0п.15. Д. 3733. Л. 63 – 71.

3. ЦГА РСФСР. Ф. 327. Оп. 2. Д. 375. Л. 28-35, 125; Д. 376.Л.4, 5, 20, 25; Д. 379. Л.4; Д.390. Л. 47.

4. Народное хозяйство СССР: 1922-1972 гг.: Юб. стат. сб. М.: Статистика, 1972. С. 346; ЦГАНХ СССР. Ф. 1562. 0п Л. 5.Д. 3733. Л. 63-71.

5. Корнилов Г.Е., Мотревич В.П. Указ. соч. С. 17.

6. ГАПО. Ф. 1133. 0п. 1. Д. 3874. Л.1; ГАСО. Ф.241. 0п.З. Д.233. Л.2.

7. ГАСО. Ф.241. 0п.4. Д. 644. Л. З.

8. ЦГАНХСССР. Ф.1562. 0п. 324. Д. 191. Л. 14; Д. 1257. Л. 23, 25.

9. Народное хозяйство СССР. 1922-1972 гг. С.345; ЦГАНХ СССР. Ф. 1562. Оп. 15. Д. 3733. Л. 63-71.

10. Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопро­сам. Т. З. М.: Госполитиздат, 1958. С. 91- 97.

11. ПАСО. Ф.4. Оп. 44. Д. 159. Л.98.

12. ЦГA РСФСР. Ф. 374. Оп. 7. Д. 1596. Л. 2; Д. 3651. Л. 13; Д. 3652. Л.37,38; Д. 3653. Л. 4, 52; Д. 3654. Л. 19.

13. ЦГАНХ СССР. Ф. 1562. Оп. 324. Д. 1257. Л. 23,25; Д. 3473. Л. 30.

14. ЦГАНХ СССР. Ф.5б75. Оп. 1. Д. 678; Л. 38, 42, 45, 47, 50, 52.

15. Там же. Ф. 7803. Оп. 6. Д. 1125. Л. 86; ЦА ВЛКСМ. Ф. 1. 0п.9. Д. 298. Л.171; ЦГА РСФСР. Ф.374. Оп. 30. Д. 4582. Л. 160.

16. ЦА ВЛКСМ. Ф. 0п. 9. Д.298. Л.179,182,188: Д. 316. Л.158; Д. 328. Л.165,174; ГАОО. Ф. 2567. 0п. 1. .Д. 244. Л. 25.

17. ЦГА РСФСР. Ф. 262. 0п. 8. Д. 1026. Л.24.

18. ЦГАHX СССР. Ф. 1562. 0п. 324. Д. 4972. Л. 47, 48; Д. 7168. Л. 68.

19. Народное хозяйство СССР: 1922-1972 гг. С. 346; ЦГAHX СССР. Ф. 1562. Оп. 15. Д. 3733. Л. 63 – 71.

-------

* Ранее опубликовано в кн.: Труд и кадры в народном хозяйстве. Свердловск: СИНХ, 1990. С. 78 – 85.