Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопросы социально - экономической истории.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
2.67 Mб
Скачать

Размещение эвакуированных граждан в Свердловской области в начальный период Великой Отечественной войны*

В 1941—1942 гг. в Свердловской области было размещено свыше 200 эвакуированных предприятий. Вместе с заводами, научно-исследовательскими и учебными заведениями прибы­вало до 30-40% их довоенного состава. По данным переселен­ческого отдела облисполкома, уже на 30 июля 1941 г. в Свер­дловскую область прибыли свыше 40 тыс. человек. Перед мест­ными советскими и партийными органами остро встали во­просы их размещения и материально-бытового устройства. Руководство расселением эвакуированных в соответствии с потребностями районов в рабочей силе осуществляла создан­ная в июле 1941 г. областная эвакуационная комиссия под ру­ководством председателя исполкома областного Совета Митркова. В сентябре 1941 г. комиссия отправила ответственных работников в Ирбитский, Режевской, Камышловский, Пышминский, Билимбаевский и Зайковский районы, а также на станции Кузино, Богданович и Дружинино. Во всех городах и райцентрах Свердловской области работали тройки по рассе­лению и устройству на работу эвакуированных. Руководили тройками председатели городских и районных исполкомов. Еще до прибытия эвакуированных в городах и районах области выяснялись по­требность в рабочей силе и возможность предоставления жи­лой площади. 18 июля 1941 г. решением исполкома облсовета был создан переселенческий отдел под председательством М.Д.Кузнецова. Во всех городах и районах области назнача­лись инспектора по хозяйственному устройству. Отдел занимался организа­цией материально-бытового обеспечения эвакуированных, кро­ме того, временный штат статистов при отделе составлял их поименные списки и отправлял их в статистические органы в Москву.

Учет граждан, прибывающих из прифронтовой полосы, вели также исполкомы районных и городских советов народных де­путатов и органы милиции. Прибывшие в Свердловскую об­ласть обязаны были прописать свои паспорта по месту расселения в течение 24 часов. Предусматривалась специальная про­цедура регистрации в исполкомах граждан, прибывших без пас­порта. Регулировался въезд переселенцев в режимные местности первой категории. Так, например, граждан, прибывших в Ниж­ний Тагил и не связанных с местным производством, направ­ляли в Петрокаменский и Висимский районы. Исключение составляли лица, эвакуированные из Москвы и Ленинграда. В июле 1941 г. в Свердловске был создан эвакопункт, где прибы­вающие находились до размещения их по специально подго­товленным жилым помещениям. В сентябре 1941 г. эвакопунк­ты созданы в Ирбитском, Камышловском, Еланском и Зайковском районах. 7 августа 1941 г. облисполкомом утверждены смета административно-хозяйственных расходов Свердловского эва­копункта и штатное расписание. Начальником эвакопункта назначен Морозов, в сентябре 1942 г. его сменил Зинькевич. На содержание эвакопункта из местного бюджета выделено на 1941 г. 53 тыс. р., месячный фонд зарплаты 49 работников эва­копункта составил 12 445 р. При Свердловском эвакопункте действовало 2 общежития на 900 коек. С апреля 1942 г. обще­жития были переведены на самоокупаемость. С граждан бралась плата — 5 р. в сутки.

В связи с угрозой распространения инфекционных заболе­ваний на Свердловском эвакопункте было организовано круг­лосуточное дежурство врачей, в помещении клуба им. Андреева работали санпропускник и изолятор. В сентябре 1942 г. при эвакопункте создается камера хранения вещей эваконаселения, снятого с поездов и эшелонов вследствие болезни. Она содер­жалась за счет средств, взимавшихся с граждан за пользование общежитием. При эвакопунктах работали столовые. На стан­циях Кузино, Богданович, Дружинино в помощь работникам столовых создавались бригады из домохозяек — жен железно­дорожников. Работали ларьки, где эвакуированные могли ку­пить продукты питания и промышленные товары.

Положение с жильем в городах и рабочих поселках Свер­дловской области до конца войны оставалось крайне напря­женным — жилищное строительство резко отставало от роста городского населения. Норма жилой площади не превышала 2,5-3 кв. м на человека. В 1941—1942 гг. рабочие перебазирован­ных предприятий ютились в землянках и переполненных общежитиях. Под жилье приспосабливались красные уголки, клу­бы, конторские помещения. Так, исполкомом облсовета заводу № 705 было разрешено разместить прибывающих рабочих в красном уголке при бараках Коммунстроя в пос. Уктус, в зда­нии клуба Уктусского совхоза и спортобщества «Спартак». 1500 учащихся из школ ФЗО и ремесленных училищ, эвакуированных из Ленинграда, были расселены в помещениях госпиталей в Новая Утка и Кузино Билимбаевского района и в городе асбесте. Учащихся встречали представители областного управле­ния трудовых резервов и облздравотдела. Они организовывали медицинское обслуживание прибывающих и их материально-бытовое обеспечение. Исполком Верхнепышминского райсо­вета выделил жилую площадь для 50 рабочих, эвакуированных с липецким заводом. Инспектора отдела по хозяйственному устройству эвакуированного населения следили за подготовкой к зиме помещений, в ко­торых были расселены эвакуированные, снабжением их топли­вом. С марта 1942 г. началась выдача кредитов на индивиду­альное жилищное строительство (общая сумма — 5370 тыс. р.). Они распределялись руководством предприятий. 25—30 сентября 1942 г. в Свердловске проведено совещание архитекторов и строителей по вопросу "О массовом жилищном строительстве военного времени". Было принято решение считать основны­ми типами массового жилищного строительства облегченные сборные бараки для семейных. 25,4% эвакуированных в Свер­дловскую область было отправлено в сельскую местность. Здесь они поселялись в помещениях клубов, сельсоветов, контор, а также в домах местных жителей.

Всего в начальный период войны на территории Свердлов­ской области разместили свыше 300 тыс. эвакуированных че­ловек (в начале 1943 г. — 328 тыс.). Основной массив эвакуи­рованных составляли ленинградцы, москвичи и жители Украи­ны. Всех их удалось разместить, максимально уплотнив при этом местное население, особенно в городах, а также исполь­зовав срочно построенные бараки и землянки. На заключи­тельном этапе войны острота жилищной проблемы несколько уменьшилась в связи с реэвакуацией.

----------------------

* Ранее опубликовано в кн.: 50 лет Победы в Великой Отечественной войне. Материалы региональной научной конференции // Екатеринбург: УрГУ, 1995. С.28 – 30.