Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции по философии.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
24.04.2019
Размер:
949.76 Кб
Скачать

Вопрос 29(вариант). Русская философия всеединства начла 20 в. Знание и вера.

В - концепция, заключающаяся в представлении мира, человека, а также сферы сверхбытия в виде единого, органического целого. При этом полагается постоянное присутствие абсолютного сверхбытия или сверхсущего в структуре сущего, равно как и в каждой его части, в каждой конкретной единичной вещи. Последовательное выражение В предполагает также и представленность самого сущего во всем его многообразии в структуре абсолютного, порождающего это многообразие, либо в некой особой сущности, выполняющей функции посредника между сущим и сверхсущим.

Термин В более уместен в приложении к некоторым типам мистической философии. наиболее часто это понятие употребляется в отношении русской религиозно-философской традиции конца 19-начала 20 в., представленной Соловьевым, Булгаковым, Флоренским, Карсавиным.

Вопрос о вере, о ее соотношении с разумом (знанием) занимал большое место в русской религиозной философии, одно из важнейших понятии которой было - “цельное знание”.

Идеал цельного познания как органического всеобщего всеединства привлек многих русских мыслителей, начиная с Хомякова и Соловьева. Суть всеединства: цельная истина раскрывается только цельному человеку. Только собрав в единое целое все свои духовные силы - чувственный опыт, рациональное мышление. эстетический и нравственный опыт, а так же религиозное созерцание, человек понимает истинное бытие мира и постигает сверхрациональные истины о Боге. Вера - важнейший феномен внутреннего духовного мира человека, непосредственное принятие сознанием смысложизненных положений таких как высших истин, норм и ценностей. Она основывается на авторитете, на внутреннем чувстве (интуиции), на уважении к чужому опыту и традиции. Вера в оъективное знание абсолютных ценностей - религия.

Соотнося веру с разумом, со знанием, русские мыслители понимали последнее как целостное всеединство, которое образуется как синтез эмпирического познания (опытные науки), отвлеченного мышления (философия) и вера (теология). Оно не может носить только теологический характер, а должно отвечать всем потребностям духа, удовлетворять высшим стремлениям человека в воле, разуме и чувстве.

Соловьев, характеризуя общие черты цельного знания, считает, что оно есть знание, имеющее предметом истинно-сущее в его объективном определении. целью - внутреннее соединение человека с истинно-сущим, материалом - данные человеческого опыта во всех видах (не только научного), основной формой своей имеющее умственное созерцание (интуицию), связанную с систему посредством логического мышления и деятельным источником - действие высших идеальных существ на человеческий дух.

Соловьев говорит, что синтез теологии, философии и науки - имеет объективные основания. Они обусловлены: недостаточностью эмпирической науки, бесполезностью чисто отвлеченной философии и невозможностью возврата к теологической системе в ее исключительности.

Ильин подчеркивает, что знание и вера не исключают друг друга, т.к.: положительная наука ни преувеличивает ни своего объема, ни своей достоверности и не пытается судить о предметах веры. Ее граница - чувственный опыт, ее метод - объяснять все явления естественными законами и старается доказать каждое свое суждение. Наука не утверждает, что опыт и метод всеобъемлющи, и не отрицает, что можно достигнуть истины в другой области при помощи другого опыта и другого метода. Настоящая вера вырастает именно из этого другого опыта и идет своим особым путем (методом), отнюдь не вторгаясь в научную область и не вытесняя и не заменяя ее.

Бердяев рассматривает взаимоотношения веры и разума и отмечает, что они не мешаю друг другу и ни одна из них не может заменить или уничтожить другую. Утверждает беспредельность знания и веры, полное отсутствие их взаимного ограничения. Научное знание и вера есть проникновение в реальную действительность, но частичную. Наука учит о законах природы, но не компетентна в вопросах веры, откровения, идеи и т.д. Отличая веру, на которой покоится знание от религии одной веры Б. указывает, что знание предполагает веру, оказывается формой веры. В “глубине” - знание и вера - одно: знание есть вера, вера есть знание - и то и другое образует единство, но различаются.

Поскольку по Б. полнота “живого опыта” дана лишь в мистическом восприятии, то без религиозного питания, без непосредственной интуиции философия чахнет. Она должна питаться и опытом научным и опытом мистическим. Наука и философия должны подчиняться “свету религиозной веры” не для упразднения своих истин, а для просветления этих истин в полноте знания и жизни.

Вера имеет два значения: уверенность - то, что еще не проверено, не доказано в данный момент и религиозная вера.