Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Glava_3.doc
Скачиваний:
43
Добавлен:
06.05.2019
Размер:
2.46 Mб
Скачать

Становление военной медицины

Начиная с первого диктатора Суллы (Корнелий Сулла Люций, 82 — 79 гг. до н.э.), власть римских императоров носила ярко выраженный военный ха­рактер и опиралась на армию. Задолго до окончательного падения Республики римская армия, оставаясь de jure гражданским ополчением, de facto преврати­лась в профессиональную армию, окончательное становление которой завер­шилось при императоре Августе (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.). Его военные реформы придали армии тот вид, который она сохраняла в течение почти двух столетий.

Во времена Августа римская армия состояла из трех составляющих разного статуса: преторианской гвардии, легионов и вспомогательных частей. Преторианская гвардия (личная охрана императора) набиралась только из римских граждан италийского про­исхождения. Они служили 16 лет и после почетной отставки имели солидные имуще­ственные привилегии. Легионы комплектовались из состоятельных римских граждан из

Рис. 76. Хирурги римской армии оказывают

помощь раненым. Рим. Колонна императора Траяна. II в. н.э.

провинций; их служба хорошо оплачива­лась, и после отставки они получали рас­четную сумму и участок земли. При Авгус­те в римской армии было 27 — 28 легионов (по 5 — 6 тыс. человек в каждом), а к концу его правления — 25; каждый легион со­стоял из 10 когорт. Войска стояли в тех провинциях Империи, где военное поло­жение было наиболее неопределенным (на рейнской и дунайской границах, в Егип­те, на северо-западе Испании и т.д.). Во вспомогательные войска (конные алы и пе­шие когорты, каждая не более тысячи че­ловек) принимались провинциалы, не имевшие прав римского гражданства; их численность не уступала легионам (свыше 200 тыс. человек); по окончании службы они получали права латинского или рим-

ского гражданства. Срок службы в легионе составлял 20 лет, во вспомогательных вой-

164

Задние ворота Mill I I I I I

сках — до 25 лет; до отставки солдат не имел права вступать в брак.

v///////////////////A

СИП

ППП

сип

ППП

сип

ППП

сип

ППП

сип

ППП

сип

ППП

сип

ППП

сип

ППП

сип

ППП

сип

ППП

ППП

пси

ППП

пси

ППП

пси

ППП

пси

ППП

пси

ППП

пси

ППП

пси

ППП

пси

ППП

пси

ППП

пси

Главная улица I 1П I I I I I I I I I I ПСП

□□

□□

□□ □□ □□ □□

па □□ □□ □□

/

S////////A///////////,

II Т

12 3

Mill

I I I М I I I I I Передние ворота

Рис. 77. План валетудинария — римского военного госпиталя: 1 — сторожевая баш­ня, 2 — ров, 3 — насыпь, 4 — палатки для раненых и больных

О кончательное становление рим­ской армии и широкие завоеватель­ные походы потребовали организации в армии медицинской службы, кото­рая сложилась уже ко времени прав­ления Траяна (Марк Ульпий Траян, 98 — 117 гг.). Оказание медицинской по­мощи во время военных действий изоб­ражено на колонне Траяна, воздвиг­нутой им в Риме в честь победы над даками (рис. 76): младшие медики — капсарии (лат. capsarii; от лат. capsa круглая коробка, в которой хранили перевязочный материал) в военной одежде перевязывают раненых товари­щей прямо на поле боя. В конце I — начале II в. во всех подразделениях (ле­гионах, когортах, алах) и во всех ро­дах римских войск появились врачи-профессионалы medici (в более ран­ние периоды истории Рима об армей­ских врачах не упоминается; первые сведения — о Диоскориде, военном хирурге армии Нерона — относятся к I в. н.э.). В каждом легионе был леги-

онный врач — medicus legionis, каждая когорта имела четырех врачей — medici cohortis. Были в армии и специалисты по лечению ран — medici vulnerarii (от лат. vulnerare — ранить)'.

Во флоте на каждом военном корабле было по одному врачу. Каждому воину полагалось иметь необходимый перевязочный материал для оказания первой помощи себе и раненым товарищам.

После битвы раненых отвозили в ближайшие города или военные лагеря, где (примерно со II в.) стали устраивать военные учреждения для раненых и больных — валетудинарии (лат. valetudinarium) по одному на каждые три—че­тыре легиона (рис. 77). Обслуживавший их персонал состоял из врачей, эконо­мов, инструментариев и младшего персонала. Инструментарии заведовали ин­струментами, лекарствами, перевязочным материалом. Младший персонал, главным образом из числа рабов, использовался для ухода за больными.

Впоследствии эта система оказания медицинской помощи раненым воинам была принята в Византийской империи и дополнена рядом нововведений. Так, не позднее VI в. н.э. в византийской армии стали создаваться специальные санитарные команды из депутатов (лат. deputatus — посланный); набирались они из крепких солдат из расчета по 8 — 10 человек на каждые 200 — 400 воинов. Верхом на лошадях за линией

1 Cule J. A doctor for the people: 2000 years of general practice in Britain. — London; Boston: Update books, 1980. - P. 14.

165

боя депутаты подбирали раненых и доставляли их в валетудинарии. Для этой цели их седла имели по два стремени на левой стороне. Депутаты возили с собой фляги с водой и, возможно, оказывали первую помощь. За каждого спасенного воина им

платили золотом1.

Государственных (гражданских) больниц в Древнем Риме еще не было: врачи посещали больных, и больные приходили к ним на дом.

В то же время в рабовладельческих поместьях устраивались специальные валетудинарии для рабов, которые обслуживались рабами-медиками. Об этом писал Колумелла (Луций Юний Модерат Колумелла, I в. н.э.) — видный рим­ский писатель и агроном — в своем труде «О сельском хозяйстве» («De re rustica» в 12 книгах).

Однако, как правило, рабов не лечили. В столице хозяин считал, что он в праве не оказывать никакой помощи заболевшему рабу: безнадежно больного раба отправляли на о. Эскулапа (или св. Бартоломея) на р. Тибр и оставляли там на произвол судьбы. В случае выздоровления такой раб возвращался к прежне­му хозяину, однако позднее, согласно эдикту императора Клавдия (Тиберий Клавдий Нерон Германик, 41—54 гг.), «выброшенные» рабы не должны были возвращаться к рабовладельцу и по выздоровлении становились свободными. На заре Средневековья император Византии Юстиниан (527 — 565 гг.) принял еще более гуманный закон: раб, покинутый хозяином во время болезни, ос­вобождался из рабства, становился вольным гражданином, не зависимым от прежнего господина. Таким образом, новые правовые нормы были направле­ны на смягчение взаимоотношений рабов и их хозяев. Эти тенденции отража­ли общий кризис уходящей рабовладельческой системы региона Средизем­номорья.

Развитие медицинского дела

Наряду с военной медициной в период империи развивалось медицинское дело в городах и провинциях, где государственные власти стали учреждать оплачиваемые должности врачей — архиатров (греч. archiatros — старший врач: archi... старший, главный и iatros — врач).

При дворе императора служили придворные архиатры {archiatri palatini), в провинциях — провинциальные (archiatri provinciates), в городах — народные архиатры (archiatri populares — титул, введенный в правление императора Кон­стантина, 306— 337 гг. н.э.). В городах назначались по 5—10 врачей в зависимо­сти от количества населения. Первым императорским архиатром в Риме счита­ется грек Ксенофон (Xenophon, I в. н.э.) — личный врач императора Клавдия, которого Клавдий представлял как уроженца о. Кос и потомка легендарного Эскулапа (так римляне называли греческого бога врачевания Асклепия).

Архиатры объединялись в коллегии (лат. collegium — союз лиц одной про­фессии, культа и т.п.) и находились под контролем местных властей и цент­рального правительства, которые строго следили за их выборами и назначени­ем. Процедура выборов напоминала строгий экзамен, после которого врач по­лучал звание «Врач, утвержденный государством» (лат. Medicus a Republica

1 Withington E. Th. Medical history from the earliesttimes. — L., 1964. — P. 117. 166

probatus). Архиатры работали при объединениях ремесленников, в банях, теат­рах, цирках и т.д. Они имели постоянное жалование, но могли заниматься и частной практикой. Выдающийся врач Древнего мира Гален, грек по проис­хождению, в молодые годы в течение ряда лет работал врачом в школе глади­аторов в Пергаме. Имеются сведения и о привлечении врачей в качестве судеб­ных медиков. Так, Гай Светоний Транквилл сообщает в «Жизнеописании две­надцати цезарей» о том, что врач Антистий в 44 г. до н.э. участвовал в рассле­довании убийства Юлия Цезаря: «...он был поражен двадцатью тремя удара­ми, только при первом испустив не крик даже, а стон... И среди стольких ран только одна, по мнению врача Антистия, оказалась смертельной — вторая, нанесенная в грудь»1.

В обязанности главы городских архиатров входило преподавание медицины в специальных школах, которые были учреждены в гг. Риме, Афинах, Александ­рии, Антиохии, Берите и др.

Образование в период Ранней Римской империи состояло из трех основных ступеней: начальной, средней и высшей.

Начальные школы {лат. ludus; грен, schola — ученая беседа, школа) были частными, в них принимали мальчиков и девочек с семи лет; плата за обучение была небольшой и доступной широким слоям населения, поэтому грамотность в римском обществе пе­риода Империи была весьма высокой (более 50 %). Обучение длилось четыре —пять лет и включало изучение грамматики, арифметики и латинской литературы.

Программа средней ступени образования — школы грамматика — была более обширной и включала пять основных предметов: латинскую литературу, римское право, греческий язык и греческую литературу, основы философии, математику и основы астрономии. Обучение длилось около четырех лет; плата была достаточно высокой.

Высшая ступень общего образования — школа ритора — была элитарной, и плата за обучение в ней была очень высокой. В эту школу принимали, как правило, с 16 лет; обучение длилось три — четыре года. Школа ритора являлась логическим продолжением школы грамматика: в ней изучали пять предметов предшествующей ступени, но на более высоком уровне, а также два важных предмета античной педагогики — ораторс­кое искусство и музыку. Преподаватели риторских школ получали весьма высокое жа­лование из государственных и муниципальных средств. Окончивший школу ритора получал всестороннее гуманитарное образование, весьма необходимое для молодых аристократов Римской империи2.

Среди выдающихся учителей римской школы был преподаватель риторики Марк Фабий Квинтилиан (35—100 гг.). Его школа была взята на государственное содержа­ние, а сам Квинтилиан стал первым профессором (лат. professor — наставник) — «лекто­ром, публично признанные учителем».

Первые специальные высшие школы — юридические и медицинские — по­явились в Римской империи в I —II вв. н.э.

Медицинские школы возникали, как правило, в крупных научных центрах Империи; жалование преподавателям выплачивалось из государственных фон­дов. Анатомия преподавалась на животных, а иногда — на раненых и больных.

Практическую медицину изучали у постели больного:

1 Светоний Транквим, Гай. Жизнеописание двенадцати цезарей. — М: Худож. лит., 1990. — С. 35.

2 История Древнего Рима: Учебник для вузов по спец. «История» / Под ред. В. И. Кузищина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2002. — С. 281—282.

167

Недомогал я, но тут ко мне, нимало не медля, Ты появился, Симмах, с сотней своих школяров. Начали щупать меня сто рук, ледяных от мороза: Без лихорадки, Симмах, был я, а вот и она1.

Марциал (43 — ок. 104 гг.). V.9.

(Перевод Ф.А. Петровского)

Закон строго определял права и обязанности учащихся. Все свое время они должны были отдавать учению. Им запрещалось участвовать в пиршествах и заводить подозрительные знакомства. Наряду с государственными врачебными школами в Римской империи появилось небольшое число частных школ по подготовке врачей. Одну из них (по всей вероятности, первую) основал Аскле-пиад. Известны школы Сорана и Галена.

Положение врачей в Риме со временем укрепилось. Они получили большие права, освобождение от тягостных повинностей и даже льготы. Во время вой­ны врачи и их сыновья освобождались от общей воинской повинности. Подоб­ные привилегии привлекали в г. Рим иноземных врачей, что привело к их избытку, конкуренции и в результате — к узкой специализации. К концу II в. н.э. в столице Империи были глазные и зубные врачи, специалисты, которые лечили только болезни мочевого пузыря, или хирурги, которые спе­циализировались только на одной операции (например, грыже- или камнесе­чении). Положение врача в Римской империи значительно отличалось от поло­жения врача в Древней Греции, где врач был свободен от обязанностей перед государством (в Древней Греции врачеватели привлекались на службу лишь в случае повальных болезней или во время военных походов, по их доброволь­ному согласию).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]