Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
moskovichi_vek_tolp.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
19.08.2019
Размер:
2.36 Mб
Скачать

Глава 1 Авторитет и харизма

В психологии толп вождь - это квадратура круга. Все, кто пытался разгадать его загадку, оказывались непонятыми или нерешительными. Некоторые даже этим прославились, относя к себе слова Паскаля: "Не упрекайте нас в том, что мы непонятны, это наша профессия". Позиция пагубная и достойная осуждения, так как они не стремились прояснить природу явлений, за которые они брались, нагромождая одну сложность на другую. Я указывал на некоторые из них по мере нашего продвижения. Пришло время приняться за са мую сложную из всех.

Анализируя портрет вождя, который рисуют Ле Бон, Тард и Фрейд, испытываешь странное ощущение. Под одним углом зрения этот портрет кажется правдоподобным. Он соо тветствует фактам, описанным историей. Под другим углом зрения - это всего лишь лубочная картинка, доведенная до крайности, карикатурная. Она скорее отражает предрассудки той эпохи, чем обезличенное наблюдение нашей. В самом де ле, разнообразие лидеров таково и соответствует столь разли чным формам власти - сравните Рузвельта и Робеспьера, Ганди и Мао, Шарля Де Гопля и Валери Жискар д'Эстена или же Лесна Блюма с Марше или Миттераном, - что нево зможно их свалить в одну кучу. Как отнести их к одному классу, если не найдена общая для них черта, но предпо лагается, что она существует?

Поразмыслим. Соответствуют ли вожди, которых описы вает психология толп, социологической реальности или это лишь вымысел, собранный из каких-то фрагментов? Если бы невозможно было ответить на этот вопрос, не стоило бы и продолжать нашу работу. Неизвестно было бы, к чему отно-348

Психология харизматического вождя

сятся данные объяснения, поскольку невозможно объяснять то, чего не существует, неважно, монстр это или химера. Тео рия может быть истинной или ложной, и большинство теорий то истинны, то ложны. Но без конкретного предмета она не является ни тем, ни другим. Она лишь миф, а невозможно строить науку только на мифах.

Однако, в социальном мире существует тип власти, ко торый позволяет представить себе, что в психическом мире есть господство, осуществляемое не столько на основе физиче ской, анонимной силы, сколько на основе духовного, личного влияния: это харазматическая власть. В традиционном смыс ле, слово "харизма." относится к священной личности. Оно определяет догмы религии и связано с благодатью, той, кото рая облегчает страдание; со светом, который нисходит на из мученное сознание верующего; с живым словом пророка, ко торое трогает сердца; наконец, с внутренней гармонией учителя и его учеников.

В наше время, по мысли немецкого социолога Макса Вебера, эта благодать присуща вождям, которые очаровывают массы и становятся объектами их обожания. Черчилль обла дал ею так же, как и Мао Цзе Дуй, Сталин, Де Голль, Тито. Она свойственна и папе Иоанну Павлу 11, влияние которого на миллионы верующих, ждущих его и слушающих его с во схищением, поражает наблюдателей. Репортер газеты Фигаро, писавший о его путешествии в Польшу, отмечает: "Великая сила Иоанна Павла 11 заключается как в ясности его речей, так и в его харизме". А обозреватель достаточно жесткого ан глийского еженедельника Экономист идет дальше: "Such magnetism is рои)ет*'( такой магнетизм - это сила).

Сегодня слово "харизма" стало столь популярным, что его используют даже газеты с большим тиражом, полагая, что их читатели понимают его. Этот успех во многом обязан его неясности и неточности. Он будит в нас таинственные от звуки. Идеи Макса Вебера, его создателя, гораздо яснее: этот тип власти

"особым образом отличен от экономической. Он представля ет собой там, где он появляется, "призвание свыше", в высоком смысле слова, как миссию или внутреннюю "работу"'

Другими словами, воздействие харизматического лидера на массы не зависит ни от богатства, ни от промышленности, ни от армии - они представляются всего лишь вспомога-349

Век толп.

тельными средствами повседневного управления, с этом точки зрения. Собственно говоря, харизма означает дар, некое ка чество отношения между верующими или последователями и учителем, в которого они верят, которому подчиняются. Этот дар, это качество - способность излечивать, которую раньше приписывали королям, например, - определяются верой, обыденными представлениями.

Будучи однажды признанным, этот дар действует, как символическое плацебо. Он производит желаемый эффект на того, кто входит в контакт с его носителем. В точности, как безобидное лекарство, которое гасит боль, лечит потому, что оно прописано врачом, в то время как оно не обладает ни соо тветствующими физическими, ни химическими свойствами. Несмотря на прогресс науки, постоянно убеждаешься, что лекарством для одного человека является другой человек, это самый универсальный наркотик. Несомненно, харизма осно вывается в большей степени на верованиях массы, нежели на личных талантах человека. Но и они играют не последнюю роль. Не всякий может быть шаманом или вождем! Ведь по чему так много призванных и так мало избранных? Как бы ни было трудно определить эти таланты, каждый, повидимому, сразу понимает, что они обозначают вождя. Шек спир показал это в примечательном диалоге:

- Лир: Ты узнаешь меня, приятель?

- Кент: Нет, господин, но в вашей наружности есть не что, что заставляет меня назвать вас господином.

- Лир: Что же?

- Кент: Власть.

Как всякая первичная иррациональная власть, харизма одновременно и благодать, и стигмат. Она придает ее облада телю знак чрезвычайной значимости и отметину исключи тельности, неистовой силы. Она вызывает аналогии с необы чайной способностью африканских вождей к излучению и с "триумфальным талисманом" царей Гомера, Kudos*kotopoe, как предполагалось, придавало им абсолютную магическую силу.

Все эти признаки одновременно привлекательны и угро жающи. Они защищают и пугают. Неподвластная разуму харизма вызывает, как и способности, которые я только что пе речислил, противоречивые чувства любви и ненависти, вызова и отвращения. С незапамятных времен она порождает

* Величие (греч.), - Прим.пер.

Психология харизматииского вождя

эмоциональный подъем. Она пробуждает толпы от спячки, возбуждает их и приводит в движение. Я вернусь к этой двойственности чувств, так как она является основополагаю щей.

Считается, что харизматический вождь обладает особы ми качествами, выходящими за пределы обычного. Но отно шения, которые устанавливают с ним, личного порядка, от ношения субъективные и, разумеется, основанные на иллюзии взаимности. Они позволяют каждому индивиду в толпе представить себе, что он находится в непосредственном контакте с человеком, которым он восхищается. Чтобы убе диться в этом, ему достаточно однажды увидеть его, прибли зиться, дотронуться до него, может быть, где-нибудь на поле сражения или, когда тот общается с народом. И человек воз вращается, говоря: "Я Его видел, я до Него дотронулся", "Он со мной говорил", совсем, как солдаты наполеоновской гвар дии рассказывали: "Я был возле пирамид, в Аустерлице или на Березине с Ним". Макс Бобер подчеркивает это:

"Л своей истинной форме харизматическая власть являет ся крайне необычным свойством и представляет собой чисто личное социальное отношение, связанное с харизматической ценностью личных качеств и их подтверждением*."

Другими словами, власть вождя распространяется по верх всех промежуточных образований, организаций, партий, масс-медиа и всех учреждений, которые в каждом государст ве превращают это государство в холодное и безличное чудо вище. Вокруг личности вождя создается некая общность ве рности и надежды, неподвластная иерархии. Каждый может объявить себя учеником, приверженцем, сторонником, не чувствуя себя униженным или ущемленным, "властное объединение - это эмоциональная общность"*.

Кажется, что вождь и его последователи выбирают друг друга взаимно. Под сердечным пристрастием скрывается одо брение вождя. Он создает связи, которые объединяют его с людьми. Они доверяют ему и отдают свою судьбу в его руки, полностью отождествляясь с ним. Они сами не знают, почему они это делают. Они оправдывают свое самозабвение обду манным решением, внутренним откровением или обоими сра зу, по примеру кардиналов, входящих в конклав, чтобы выб рать папу. Исход всегда один: харизма одного признается всеми. Немецкий социолог так описывает эту ситуацию:

Век толп

"Признание теми, над которыми властвуют, свободное, га рантированное подтверждением (в начале, всегда предзнамено ванием), созданное самозабвением в откровении, в почитании героя, в доверии к личности вождя, определяет достоверность харизмы*."

Легко представить обратную сторону медали: подчине ние. Подчинение, которое начинается, вероятно, с общей ве ры, поскольку она заключается в чистом и целостном при ношении личности. Подчиненное существо не ждет ни награды, ни оплаты.Дар вождя распространяется еще даль ше: на возможность располагать личностью, на ее отказ, тем самым, от собственной воли в пользу воли другого, что делает из того настоящего властелина.

Обстоятельства, в которых рождается такая власть, тоже исключительны. Ей предшествуют явный слом существующе го социального уклада, значительное разрушение верований, разочарование в установлениях, теряющих свою жизнеспосо бность. Тогда массам кажется, что все вокруг рушится. Бес смысленные силы грозят смести их, шторм может унести их к неизвестным берегам. Общественная жизнь не течет в обы чном русле - не мир, не война, а нечто среднее. Повседнев ность, похоже, разрушается этим. Люди готовы отдаться вол не энтузиазма, ярости. Они склонны одним ударом решать проблемы, застаревшие от компромиссов и беспрерывных об суждений. За серым дождем мерещится радуга.

Абсолютно ясно, что это кризис, скрытое или явное неб лагополучие. Массы ищут, сами того не понимая, человека, способного оказать влияние на ход вещей, связать идеальное и реальное, невозможное и возможное. В общем, перевернуть существующий порядок, ощущаемый как беспорядок, и при вести все общество к настоящей цели. Тогда и возникает нео бходимость в таком типе власти, которая способна изменить ситуацию изнутри. И лидеры, обладающие харизмой, отве чают этой необходимости. Кто же они?

Узурпаторы с отклонениями в поведении, иностранцы или приехавшие с периферии - Наполеон с Корсики, Гитлер из Австрии, Сталин из Грузии. Часто это узурпация власти, сопровождающаяся цареубийством - Робеспьер, Кромвель, Ленин, великие деятели Сопротивления, Де Голль или Тито, принуждающие законного властелина уйти в изгнание, отп равляющие его на гильотину, в тюрьму. Или теперешний па па, который был избран вопреки традиции, согласно которой

352

Психология жаризжатического вождя

папа должен быть итальянцем. Так или иначе, они кладут конец власти старых лидеров, закостеневших в своих старых привычках, обесцветивших и рационализировавших власть, которая может существовать только в ярких красках и воз буждая воображение. Итак, условием харизмы является брешь в ткани общества и признание авторитета вождя теми, кто ему подчиняется.

По Веберу, харизма, в самом прямом смысле слова, - это власть пророка. Может быть, некоторых героических во инов. Пророки создают новые правила для общества. Их по читают и им подчиняются, признавая их исключительные за слуги. Каждый клянется в верноподданических чувствах к этим историческим личностям, о которых Гегель писал:

"Можно всех их назвать героями, поскольку они нашли свою цель и призвание не в обычном ходе вещей, не в существующем порядке, но в источнике, в этом внутреннем духе, всегда спря танном и который всегда сталкивается с внешним миром и ра збивает его на куски, как цыпленок скорлупу. Такими были Александр, Цезарь, Наполеон".

Как я уже говорил, Макс Бобер имеет в виду, скорее, пророков, тех, кто смог повести народы и дать им новую ве ру, новую идеологию. Вот, в частности, о еврейских проро-K&X >

"Даже в религиозной области , - пишет один американс кий ученый по этому поводу, - где существует самая непосред ственная преемственность с израильским прорицательством, которому это понятие (харизмы) так обязано, обнаруживают свое появление новые стили лидерства*."

Можно возразить, что определение такого типа власти не принимает во внимание экономические интересы, реальные, отнюдь не пророческие. Они были использованы вождями, те ими распорядились и их навязали. Ответ уже готов. Конечно, нужно принимать их во внимание. Нет сомнения в том, что массе, по причине экономических, военных и т.п. интересов, потребовался, чтобы придти к цели, Наполеон, а не Фуше, Цезарь, а не Помпой - то есть обладатель особого дара, влас титель психологии масс.

Я продолжаю свою мысль. Снедаемый сомнениями, я спрашивал себя, соответствует ли вождь, описанный психоло гией масс, определенной социальной реальности. Было много причин считать, что нет. Но, вопреки всяким ожиданиям, мы увидели, что харизматическая власть относится именно к та-Век толп

кой реальности. Все, что мы сказали об авторитете, о его ли чном и символическом характере, о магнетизме, который он распространяет на массы, о безусловной вере, о подчинении, о восхищении, с которым она относится к вождю, все это ук ладывается в харизму. Между этими двумя понятиями нет большой разницы, разве что у харизмы больше выражена пророческая сторона, а у авторитета - эмоциональная, что кладет его в основу всякой формы власти. Теория авторитета предшествовала, даже вдохновила теорию харизмы. Во вся ком случае, появившись приблизительно в одно время, они попытались решить одну политическую проблему: проблему государства и демократии в массовом обществеR.

Эта похожесть позволяет нам обрести более твердую поч ву и иметь более широкое поле для наблюдения. Вернемся теперь к нашему основному предмету: объяснению того, что означает харизматический элемент. Почему он соблазняет то лпы? Почему они соглашаются идти за вождем? Что застав ляет их отказаться от части своих денег, времени, свободы, разорвать обещания и социальные связи, чтобы победила его идея? Каковы пружины его психологии? И когда люди наи более склонны следовать за ним?

Это вопросы одновременно и теоретические, и практиче ские. Ведь все более и более, вместо того, чтобы искать харизму у тех, кто ею и так обладает, масс-медиа, реклама, жур налисты и другие пытаются ее создавать. И иногда им это удается.

При ближайшем рассмотрении я, однако, вижу труд ность. Этот тип вождя не только исключителен, но он кажет ся архаичным по существу. Похоже, он свойственен общест вам прошлых веков, а в наше время интерес к нему скорее исторический. Но не видим ли мы, что он сохранился и расп ространяется, вопреки ожиданиям? Речь не идет о создании ореола, о неком свойстве, предохраняющем его от времени. Надо принять предводителя толп как реальность, направить на него твердый взгляд знания. Я упоминаю об этом, так как, на заре эры толп и массовых партий, психология толп предвидела это восхождение и подтвердила вместе с Ле Бо ном, что

"тип героя, которого любят толпы, всегда будет типом Цезаря. Его блеск соблазняет их, его авторитет им импониру ет, а его меч, внушает страх?"

В противоположность этому, большинство ученых счи тало и продолжает считать, что в настоящее время харизма-Психология харизматического вождя

тический вождь появляется только в период no man's tend" между стабильными социальными фазами, в узкие историче ские периоды кризисов, когда царят стихийная вера и безг раничное восхищение. И что распространение демократии и, особенно, массовых партий, имеющих очень близкую связь с экономической жизнью, влекут за собой его исчезновение. Философ и лидер итальянской коммунистической партии Грамши был уверен, что "е отношении управления коллек тивные организации (партии) заменят отдельных людей, персональных вождей (или харизматических, как говорит Михельс)*."

Эти доблестные слова были опровергнуты коммунистиче скими партиями, на которые делался намек. Когда Грамши их писал в фашистской тюрьме, которую он покинул только чтобы умереть, эти самые партии приводят к власти "персональных вождей", которым должны были служить про тивоядием. Если их роль заключалась в том, чтобы умень шаться с развитием современного общества, то этот прогноз был полностью опровергнут фактами. И самое удивительное, что это никого не удивило. Надеемся, что в будущем ученые и, особенно, политики будут уделять большее внимание при чинам, по которым психология толп в этом отношении ока залась права. С их стороны это было бы использованием эле ментарных научных правил.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]