Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Зодчество Налибокского края-1.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
529.41 Кб
Скачать

Церковь Свв. Константина и Елены

Этому храму более сто сорок лет: он построен в 1866 году. Церковь крестообразная в плане, со звонницей. Центральный сруб завершен шатром на высоком барабане. Звонница двухъярусная, также шатровая. Нижний ее ярус объединен с основным объемом бабинцем. Оконнные проемы арочные.

Церковь освящена во имя равноапостольных Святых Константина и Елены. При императоре Константине Великом и его матери Елене в 313 году христианство стало государственной религией в Римской империи. А сами они впоследствии были канонизированы церковью и равно почитаются и православными, и католиками. (Храмовый праздник ― 3 июня.)

Напротив церкви находится дом, отмеченный мемориальной доской, посвященной памяти Старого Власа, о котором уже шла речь. Следуя далее по этой улице, мы выедем сейчас на старый, мощенный камнем, а теперь покрытый асфальтом шлях, который ведет из Воложина в глубь Налибокской пущи. Он нанизал на себя многочисленные древние села, некогда местечки: Вишнево, Богданово, Гольшаны. С ними мы и будем знакомиться.

Саковщина

Мы проезжаем Саковское водохранилище, созданное на реке Западной Березине, притоке Немана. Это одно из любимых мест отдыха жителей Воложина. Живописные берега и островки привлекают сюда в летнюю пору многих. А любознательному путешественнику эти места могут поведать о событиях восстания 1794 года. Этой дорогой из Ошмян на Воложин  Ивенец двигался тогда отряд Михала Клеофаса Огинского, соратника Тадеуша Костюшко. Огинский намеревался дойти до Минска, чтобы поднять восстание на востоке Беларуси.

В Воложине отряд Огинского численностью 500 человек напал на вражеский гарнизон, захватил продовольствие и амуницию. Трофеи были отправлены этой дорогой в Ошмяны, а повстанцы продолжили свой путь к Ивенцу, куда прибыли 15 июня 1794 года. Огинский обратился к жителям местечка с призывом поддержать восстание, прибив письменное обращение к дверям местного костела.

Поход, однако, не удался. Михал Клеофас, трезво оценивая силы противника, вынужден был повернуть назад. У Вишнево, где мы вскоре будем, отряд настигли русские войска под командованием М. Зубова и Л. Бенигсена. Там произошел бой, в котором повстанцы понесли большие людские потери. Кроме того, пропали касса и личные бумаги Михала Клеофаса. Сам он с простреленной шляпой едва спасся. Основная часть его отряда отступила под Ошмяны, где соединилась с армией Якуба Ясинского.

29 июня Огинский был уже в Варшаве. Костюшко, одобрив его рейд в стан врага, отметил, что Огинский «заслужил себе благодарность от народа». Однако силы были слишком неравны, в ноябре 1794 года восстание было задушено войсками Суворова. Огинский оказался в эмиграции, где пробыл 7 лет, и лишь после вступления на трон Александра І вернулся на родину. Лучшие годы своей жизни он провел в Залесье под Сморгонью, где среди прочего занимался и музыкальным творчеством, оставив нам в наследство свой лучший полонез «ля минор», неувядающая музыка которого звучит по сей день.

Дорога Саковщина  Вишнево, Вишневская пуща

Дорога из Саковщины к Вишнево проходит через Налибокскую пущу, точнее, через ее небольшой участок, именуемый Вишневской пущей. Невольно вспоминаются строки из поэмы «Пан Тадеуш» Адама Мицкевича:

...Кто пущи исходил от края и до края,

До самой глубины их дебрей проникая?

Рыбак о дне морском у побережья судит;

Стрелок в лесной глуши охотиться не будет,

Кружит опушкой он, знаком с ближайшим бором,

Но в тайники его не проникает взором;

Гласят предания в моем краю родимом,

Что, если лесом кто пойдет непроходимым,

Наткнется на барьер стволов, колод с ветвями,

Размытых в глубине бегущими ручьями;

Там муравейники, ползучие растенья,

Гадюки, пауки, слепни столпотворенье!..

Говорят, что эти строки были навеяны поэту Налибокской пущей, хотя и родились они далеко отсюда, в Париже, где писалась его всемирно известная эпопея.

Налибокская пуща предлагает каждому из нас заманчивую возможность насладиться зрелищем настоящего леса, насмотреться на деревья, подышать их живительным воздухом, наконец, ощутить себя, пусть ненадолго, лесовиком. В наше до крайности урбанизированное время это вполне объяснимый, слышимый всеми и каждым зов предков.

А ведь Налибокская пуща вместе с прилегающими к ней дочерними пущами  Рудьмянской, Першайской, Вишневской  сохранилась в самом центре республики, в соседстве с почти двухмиллионным городом и уже хотя бы поэтому представляет собой уникальный природный памятник. До наших дней пуща хоть и дошла в уменьшенных размерах, но занимает по-прежнему большую территорию ― около 240 тысяч гектаров.

До 2000 года часть Налибокской пущи была охотничьим заказником. И теперь здесь есть места, куда запрещен вход с ружьем. В 2005 году был создан Республиканский ландшафтный заказник «Налибокский» на территориях Минской и Гродненской областей площадью около 78 тысяч гектаров.

Больше половины лесной площади пущи занимают сосняки, около трети  береза, осина, ольха, а ель  десятую часть. Среди этих деревьев попадаются то здесь, то там чудесные дубравы. Растут тут также верба, рябина, другие породы деревьев. Много черники, брусники, клюквы... На лугах насчитывается более 800 видов растений. Флору пущи украшают редкие растения, здесь произрастают кормовые, лекарственные, технические, декоративные деревья, кустарники, травы.

Леса дают не только приют, но и корм для многочисленных обитателей пущи. Тут водятся лоси. Хорошие условия для бобров, косуль, диких кабанов, зайцев. Есть и хищники: волки, енотовидные собаки, выдры, барсуки, рыси, лисицы. Из пернатых в пуще живут десятки видов, в том числе тетерева, куропатки, глухари, рябчики. В реках водится разнообразная рыба, встречаются стронга, хариус.

Пуща  это не только окинутые восторженным взглядом километровые просторы леса и лугов, но и все составляющие ее целостный организм мельчайшие частицы, элементы, которые могут и поразить, и восхитить, и озадачить.

Человек издавна поселился в этих местах. У пущи своя история, свои традиции. Сюда, на принеманские земли, до укрепленных городищ и замков, один из которых, в Крево, нам еще предстоит увидеть, совершали свои набеги крестоносцы, побывали здесь татары и армия шведского короля Карла ХІІ, солдаты французского императора Наполеона и немецкого кайзера Вильгельма ІІ... Воспоминания об этих и многих других событиях хранят древние пущанские поселения, к числу которых относится и Вишнево, куда мы вот-вот въедем.